Оглавление

Bloodstained: Ritual of the Night

Духовная наследница Castlevania — слишком старомодная, но все равно не лишенная странного обаяния

Сериал Castlevania — один из самых влиятельных и важных в истории игровой индустрии. В честь него (и идейно близкой серии Metroid) был назван целый поджанр приключенческих игр. Правда, уже много лет поджанр развивают совсем другие серии, а последняя классическая Castlevania вышла 8 лет назад. Неудивительно, что когда Кодзи Игараси, работавший над сериалом в с 2001 по 2011 год, кинул клич на Kickstarter, объявив, что собирается создать духовную наследницу лучших выпусков цикла, фанаты охотно накидали ему в копилку $5,5 млн. Недавно игра, которую они помогли профинансировать, наконец вышла, и мы смогли познакомиться с ней лично.



Действие Bloodstained: Ritual of the Night развивается в альтернативном прошлом. Здесь в положенный срок началась индустриальная революция, но у нее нашлись противники в лице гильдии алхимиков. Опасаясь растерять все влияние, главы гильдии в конце концов прибегла к терроризму. При помощи детей, в чьи тела были имплантированы магические кристаллы, алхимики провели ритуал, открывший ворота в ад. Таким образом гильдия хотела продемонстрировать миру, что существуют вполне реальные нематериальные угрозы, от которых может спасти только алхимическое искусство. Но ритуал вышел из-под контроля, вторжение демонов едва удалось отразить, а из всех детей, принужденных к участию в обряде в живых остались только двое. После этого гильдия алхимиков оказалась под запретом, а жизнь на некоторое время вернулась в нормальное русло.

Спустя 10 лет демоны вернулись. Эпицентром новой катастрофы стал замок, появившийся неизвестно откуда на месте бывшей штаб-квартиры алхимиков. Чтобы разобраться в происходящем, церковные власти призывают на помощь одного из двух выживших участников давнего ритуала. Это девушка по имени Мириам, которая благодаря имплантированному в нее кристаллу получила возможность поглощать силы демонов и использовать их в бою. Чтобы одолеть новую угрозу, ей придется добраться до замка, исследовать его и выяснить, кто стоит за вторым вторжением.

Как и в Castlevania, действие Bloodstained разворачивается в довольно большом мире, который можно исследовать относительно нелинейно. Изначально вам доступны лишь некоторые зоны, но постепенно, побеждая врагов и обретая новые способности, вы сможете проникать и в прежде закрытые локации. Собственно, это одна из главных жанровых черт, так что никакого сюрприза тут нет. Наоборот, удивляет, насколько кропотливо Игараси скопировал оригинал. Назвать Bloodstained просто духовной наследницей именитого сериала было бы преуменьшением — она больше похожа на неофициальное продолжение. Буквально все — атмосфера, визуальный дизайн, геймплейные механики — напоминает то ли Symphony of the Night, то ли Aria of Sorrow. В какой-то момент появляется даже NPC по имени Орлок Дракул — явная аллюзия на Дракулу, с которым упорно сражались герои Castlevania.



Такая преданность первоисточнику кажется даже милой — тем более, что делал новую игру человек, которому Castlevania многим обязана. И лучшие черты сериала здесь тоже на месте. Тут очень интересно исследовать локации, искать многочисленные секреты, экспериментировать с различными билдами. Тем более, что в Bloodstained невероятно много боевых способностей. Практически из каждого врага может случайно вывалиться осколок магического кристалла, который подарит вам возможность плеваться огнем, призывать на помощь монстров или, скажем, окружать героиню хороводом одержимых полтергейстами портретов, которые атакуют всех, кто подходит слишком близко.

Правда, экспериментируешь тут скорее для души, чем по необходимости. Довольно скоро становится понятно, что Bloodstained — очень простая игра, а «нормальный» уровень сложности в ней стоило бы назвать «низким». Даже ключевые противники просты настолько, что в подавляющем большинстве победить их можно тупым наскоком с первого раза. А сложнее всего — самые первые боссы, к которым вы приходите, еще не разобравшись в игре как следует.

Параллельно становятся все более очевидными мелкие проблемы, которые преследуют Bloodstained. Многие из них возникли как раз потому, что Игараси очень точно скопировал старые игры (та же Symphony of the Night вышла в 1997 году, а Aria of Sorrow – в 2003). Очевиднее всего — странная анимация героини. Мириам двигается очень неуклюже, даже когда просто бежит. Такое ощущение, будто она не дотрагивается ногами до пола и скользит прямо над ним. Но это лишь верхушка айсберга. Старомодность Bloodstained настолько глубока, что ее создатели, кажется, не в курсе, как сейчас вообще принято делать игры. Из-за Ritual of the Night можно кратко охарактеризовать всего одним словом: “неудобная”.



Здесь неудобно очень многое. Например, пользоваться картой. Каждый раз, открыв ее, приходится затем нажимать на кнопку, которая фокусирует камеру на комнате, где в данный момент находится героиня. Казалось бы, это должно происходить автоматически, но по умолчанию Bloodstained почему-то фокусируется на другой, совершенно случайной (по ощущениям) локации. Вроде мелочь, но замок очень большой, пользоваться картой приходится постоянно, и со временем такие лишние телодвижения начинают сильно раздражать. Вдобавок к этому, иногда совершенно непонятно, что означают пометки на карте. Например, зелеными свитками вроде бы помечены комнаты, где можно встретить монстров, на уничтожение которых у вас есть квест, но зачастую нужных существ в них на самом деле нет, а иногда эти помещения и вовсе пусты.

Неудобно пользоваться предметами, вроде зелий, еды и эфира, восстанавливающего магическую энергию. Для этого приходится каждый раз открывать главное меню, из него лезть в инвентарь, там переключаться на нужную вкладку. Неудобно принимать несколько квестов от одного персонажа. Особенно ярко это видно на примере тех самых миссий, требующих уничтожить определенное число каких-нибудь монстров. Они выдаются пачками по несколько штук, но каждый квест приходится принимать отдельно, начиная с NPC новый диалог, и всякий раз выслушивать одни и те же реплики в приветствии и прощании.



Сами дополнительные квесты однотипны и скучны, а некоторые и просто нелепы. Например, в мирной зоне, где расположены магазины, можно встретить старушку, страдающую очень необычной формой амнезии. Бабушка жалуется на голод, просить принести ей определенное блюдо, но не может вспомнить, как именно оно называется. Вам нужно по описанию и пиктограмме понять, о чем речь, а затем либо найти лакомство, либо приготовить его самостоятельно. И так — до бесконечности, потому что старушка очень голодная, всякий раз просит что-то новое и не помнит ни одного названия, даже если речь идет о простой яичнице.

Все это обидно, потому что потенциал у Bloodstained есть. Более того, в нее интересно играть, даже несмотря на все эти неприятности. То ли ностальгия тому виной, то ли толковый дизайн уровней и обилие секретов, разжигающих азарт исследователя, но Ritual of the Night не хочется просто взять и бросить. С недостатками миришься или учишься их обходить. Но все же в 2019 году ждешь от такой хайповой игры чего-то большего. Тем более, что довольно многочисленные последователи Castlevania умеют делать примерно то же самое более качественно. Какая-нибудь Hollow Knight дарит во многом похожие ощущения, только в ней все как-то удобнее, человечнее, органичнее. А Bloodstained, видимо, слишком крепко держат корни. И многолетний опыт Игараси становится не преимуществом, а недостатком, который мешает двигаться вперед.

Обсудить