Оглавление

Borderlands 3 — веселый шутер без чувства меры

Продолжение популярной серии сохраняет дух оригинала, не предлагая ничего нового

В начале года Рэнди Питчфорд представил Borderlands 3 в перерыве между карточными фокусами и всплесками искрометного юмора собственного авторства. Трейлер игры в 4К тормозил и отказывался запускаться на выданном подрядчиками ноутбуке, люди в зале веселились, зрители трансляции забрасывали чат неприличными эмодзи. Все были рады долгожданному анонсу и не придавали большого значения безумию и халатности, разворачивающимся на сцене. В играх Gearbox Software происходит примерно то же самое. Много лет назад эти люди изобрели целый жанр, нарисовали красочный мир и написали сюжет из сотен тысяч шуток и отсылок к современной поп-культуре. С тех пор вселенная Borderlands дополнялась и расширялась, но дальше этого изменения не заходили. Не стал исключением и долгожданный третий выпуск. Вряд ли фанаты ждали каких-то серьезных перемен, но от постоянных отшучиваний все же порядком утомились — особенно на фоне других связанных с релизом обсуждений.

Лут, лут, лут



Borderlands 3 — это игра про лут. От лица одного из четырех искателей Хранилищ на дальних планетах игрок погружается в лимб истребления сотен противников и «лутания» всего, что подвернется под руку. В первую очередь интересны пушки: пистолеты, пулеметы, снайперские винтовки. Каждое оружие обладает уникальными характеристиками, многие — дополнительными режимами стрельбы и статусным уроном (огонь, электричество). Поскольку все предметы привязаны к уровню развития героя, арсенал требуется постоянно обновлять, чуть ли не по несколько раз за прохождение сюжетного задания. Противников много, патроны заканчиваются довольно быстро. Затем требуют обновления гранаты (тоже с характеристиками — радиус поражения, силы взрыва) и энергетические щиты (сколько держат урона, как быстро восстанавливаются).

Каждая локация в Borderlands 3 — огромная песочница, напичканная побочными заданиями




Описанная механика — база, на которую по шаблону нанизывается все остальное. Так, у каждого из четырех героев — своя роль в команде. Выбирать на основе личных предпочтений, дескать, мне нравится один, но не нравится другой, не вполне правильно, если хочется пройти до конца хотя бы основной сюжет. Выбор кажется простым, но отнестись к нему следует внимательно. Есть З4ЛП, который (разработчики, впрочем, настаивают на гендерно-нейтральном наименовании — которое) отчасти похож на хантера из MMO, с запасом из девяти верных существ — каждое со свирепым видом и готовностью растерзать все, на что покажет пальцем хозяин. Есть универсальный солдат Зэйн, простой и понятный оперативник с базовым набором гаджетов: летающий дрон, щит и отвлекающей противников голограммой. Не забыт важный тренд последних лет: девушка Моуз в большом боевом роботе. Наконец, в угоду традициям, финальный класс — сирена Амара со сверхспособностями, в частности, с умением наносить урон своей астральной проекцией и большими астральными кулаками.



По мере развития персонажа открываются его дополнительные способности, слоты для оружия, уникальные модификации героя и так далее. Таким образом, спустя десяток часов казавшиеся базовыми архетипы преображаются в уникального бойца, которым нужно уметь правильно играть — и которому важно не забывать всегда давать в руки мощную, актуальную пушку. Впрочем, собрать универсального бойца, чтобы пройти игру соло, все равно не получится. По сравнению с предыдущими выпусками, Borderlands 3 гораздо мягче относится к игрокам, которые не хотят играть в команде, но их все равно рано или поздно вынудят найти сопартийцев. Тогда-то и раскроется полностью потенциал каждой роли — и чем ближе будет финал, тем злее станут боссы и сильнее возрастут требования к экипировке, правильной прокачке и прочим нюансам.

Расскажи мне еще одну удивительную историю



За десяток с лишним лет вокруг Borderlands сформировалась огромная вселенная, по которой хоть сейчас рисуй комиксы и снимай мультфильмы — все будет выглядеть уместно и со вкусом. При этом сюжетная подоплека раньше раскрывалась двумя способами: за счет назойливого злодея Красавчика Джека (ныне покойного) и неуемного юмора из уст второстепенных персонажей, в частности, Клэптрэпа — чуть ли не главного маскота всего сериала. До выхода третьей части сюжет Borderlands воспринимался как что-то интересное, смешное и второстепенное. Однако сейчас студия немного сместила акцент на повествование, сделав некоторые сюжетные миссии строго линейными и растянутыми по времени, а отдельные эпизоды — замкнутыми на небольшие локации. Плюс, периодически пролезающие на экран герои давно минувших дней вызывают скорее не чувство ностальгии, а осознание старости.



Сюжетные и второстепенные задания разбросаны по нескольким планетам, на каждой из которых есть огромные открытые участки и дополнительные, примыкающие к ним локации. Первые несколько часов на Пандоре вызывают искру теплых воспоминаний о второй части: бегающие туда-сюда психопаты в масках, заезды на плохо управляемых машинках, стандартные квесты и обойма еще не надоевших шуток. Следующая планета — мегаполис, причем побегать дают как на прилегающих к нему территориях, так и по самим улицам. И так далее. Существует и объединяющая локация в виде космического корабля Sanctuary, изучению которого посвящена отдельная утомительная сюжетная миссия.

Хотя игру можно пройти в гордом одиночестве, настоящее веселье начинается в команде из четырех человек



Borderlands 3 — долгая игра, на ее прохождение уйдет очень много времени. Сюжетные квесты в ней — разве что половина содержания. Это богатая палитра отсылок к тем или иным культурным явлениям. Совершенно случайно, бродя по трущобам охваченного войной двух мегакорпораций города, можно встретить гиганта по имени One Punch (отсылка к One Punch Man) — и умереть, как и положено, от первого же удара. Принимая участие в местной королевской битве за право провести ночь с боссом, легко встретить чудных персонажей с измененными, и все же знакомыми никами — это отсылка к Рику и Морти, и порталы, которые они используют, тоже показаны не просто так. Этих небольших вкраплений великое множество. Из последнего, найденного игроками: воскрешая в очередной раз персонажа, машина возвращения может процитировать Skyrim: «Эй, ты наконец очнулся. Ты пытался пересечь границу, да?». Стеб, подколки и забавные подводки к героям на экране («Зеро, Ноль. По иронии судьбы, довольно часто делит») в сочетании с бесподобной работой актеров озвучания просто не могут никого оставить равнодушным. Никаких рамок для авторов не существует, чувства меры они не знают, и позже это начинает утомлять.

Во многих играх второстепенные квесты оказываются интереснее основных. С Borderlands 3 произошло то же самое. Небольшие по продолжительности побочные квесты написаны значительно более талантливо, чем задания из основного сюжета, рассказывающие об основных персонажах. В них лучше награды, они бывают связаны друг с другом, истории в них местами довольно злободневны.



И если первый час игры раздражает разве что бесконечная болтовня Клэптрэпа, брызжащего мемами из KnowYourMeme, то уже спустя десять часов возникают вопросы к дизайну локаций и общей логике. Опять же, Borderlands — игра кооперативная. В нее неправильно и неудобно играть одному. Но прохождение в команде всегда пробуксовывает, стоит сделать сюжетный диалог длиннее тридцати секунд — и именно на эти грабли наступают авторы. Скучный эпизод на корабле-базе можно списать на знакомство с локацией и основными магазинами, а вот высадка на родной планете сирен убивает растянутостью, монотонностью и ненужностью. Игрок пробегает «по комнатам» прямой участок, оформленный под буддийские монастыри и садики планеты: пробежал вперед — высадились враги, перестрелял их — бежишь дальше, а там снова подоспел десант. Ускорить процесс нельзя, потому что по сюжету героя сопровождает персонаж из предыдущего выпуска, и всех противников нужно перестрелять, иначе спутник и шагу не ступит. Когда это заканчивается — появляется другой персонаж, и история повторяется. Финальный босс оказывается на несколько уровней сильнее игрока, что вынуждает либо искать иных сопартийцев, либо уходить в побочные задания и дополнительно прокачиваться, находить пушки помощнее и щиты посильнее. Поиск рандомных помощников, кстати, связан с особенностью, способной немного заспойлерить дальнейшие события. Если вас соединит с игроком, допустим, 38-ого уровня, то все открытые им локации и режимы автоматически отобразятся и у игрока даже после завершения совместной сессии.

День сурка



В Borderlands 3 нет ничего принципиально нового, что объяснило бы задержку в семь лет после выхода предыдущей части. Gearbox Software щедро раздавала сборник The Handsome Collection (куда вошли Borderlands 2 и The Pre-Sequel) в PS+, игра часто появлялась на распродаже, вышел ремастер первой части и бесплатное дополнение ко второй в виде сюжетного мостика между играми. Скорее всего, после прохождения хотя бы чего-либо одного из предложенного у вас не возникало желание попросить добавки. Это интересная, насыщенная игра, в которой легко провести сотню часов и все равно обнаружить что-то новое и интересное. От полновесного продолжения можно было ожидать больше смелых идей, однако вместо этого приходится довольствоваться четырьмя новыми персонажами. Более того, многое из предложенного в The Pre-Sequel (супербодрый ознакомительный этап игры, гравитация и прочее) частично проигнорировано. В результате тот же сюжет напоминает комедийный фильм про встречу одноклассников спустя двадцать лет, когда все женаты, обзавелись детьми и немного устали, но градус веселья понижать нельзя.



А без веселья в Borderlands не работает магия. Формирование билдов персонажей, прокачка, поиск нужных под различные ситуации пушек, фарм оружия на одних и тех же мини-боссах — это замечательное времяпрепровождение, которым миллионы игроков занимаются, например, в Destiny. Здесь же Gearbox Software оказывается заложником собственных клише, когда даже самоирония не в силах произвести правильное впечатление и создать азартное настроение. Из-за этого в какой-то момент Borderlands 3 начинает казаться тем самым озорным другом с дурацкими шутками ни к месту, которому вроде бы всегда рад, но слушать его уже немного стыдно. Тот же Клэптрэп успевает утомить так сильно («Смотрите, я закрыл пробоину своей жопой! Моя жопа видит звезды!»), что вздыхаешь с большим облегчением, когда он наконец замолкает.

Другая проблема — кошмарная оптимизация. Пользователи жалуются, что PC-версия даже на самых мощных машинах еле-еле справляется примерно с тем же уровнем картинки, что они видели до этого, при этом постоянно что-то качает с сервера и на сервер даже при игре соло. Сюда же можно добавить частые вылеты — наверное, это будет исправлено ближайшими патчами, но пока комфортно играть не получается. На консолях ситуация значительно лучше, однако даже обладателям PlayStation 4 Pro и Xbox One X не стоит надеяться, что все будет идеально. На PS4 можно сделать выбор между высоким разрешением и хорошей производительностью. Если у вас 4К-телевизор, то падение качества изображения в угоду высокому фреймрейту будет очень сильно заметно. Чуть лучше ситуация на Xbox One X, однако и эта платформа не дает стабильную частоту кадров — хотя она же прекрасно справлялась 4K-текстурами в апдейте Handsome Collection.

Несмотря на все сказанное выше, вы запросто залипнете в Borderlands 3 на много часов или даже дней. Да, эта игра не приносит в жанр ничего нового, но именно в таком виде она должна обрадовать старых фанатов, желающих покорить Пандору снова. Именно они вместо того, чтобы оставлять гневные отзывы на Metacritic по поводу недоступности игры в Steam, прокачивают уже второго персонажа, чтобы отвечать требованиям хардкорной команды для освоения эндгейм-контента. Если же вы никогда раньше не играли в Borderlands, то сейчас самое время приобщиться к одной из самых ярких и интригующих игровых вселенных.

Читать также:


Обсудить