Оглавление

FIFA 20: король жанра на перепутье

Все еще главная спортивная игра года

Много лет назад во время одной из командировок в Манчестер в одном из пабов я познакомился с парой приветливых британцев, работавших в структуре «Манчестер Юнайтед». На мой вопрос, с кем конкурирует их родной клуб на рекламном рынке, я услышал неожиданный ответ — с Coca-Cola, Nike или с McDonalds. Уже десять лет назад «Манчестер Юнайтед» был настолько большим и дорогим брендом (и остается таким до сих пор), что перерос войну с прямыми конкурентами из футбола.

Примерно то же самое можно сказать и про FIFA. Для хейтеров серии это, возможно, будет открытием, но футбольная игра EA Sports не конкурирует с PES или с Football Manager, которые заняли свои ниши. FIFA выступает в высшей лиге с самыми продаваемыми и популярными видеоиграми на рынке — новыми частями Call of Duty, Fortnite, играми Rockstar и другими суперхитами. Цель FIFA — завоевать наибольшую аудиторию в противостоянии с блокбастерами всех жанров.



В такой ситуации с FIFA и больше спроса. Оставаясь лидером спортивного сегмента, она в какой-то мере должна формировать тренды и двигать жанр вперед. Но если десять лет назад, придумав Ultimate Team, EA Sports навсегда изменила расстановку сил среди спортивных симуляторов, то в последние годы кажется, что студия испытывает кризис идей. Увы, FIFA 20 — не исключение.

Центральное место в новой части игры занимает режим уличного футбола Volta. Когда его анонсировали на минувшей E3, казалось, что EA Sports просто встроили свою же FIFA Street в основную часть серии. Volta должна была стать хорошей альтернативой для тех, кто устал от «реального» футбола в FIFA. Но оказалось, что это не совсем так. Хотя в Volta используются совсем другие игровые механики (что-то среднее между уже упомянутой FIFA Street и «обычной» FIFA), он не конкурирует ни с чем, а продолжает идеи Journey — сюжетного режима, который был частью предыдущих трех игр серии.



Volta — история перспективной уличной команды J10, мечтающей пробиться на чемпионат мира в Буэнос-Айрес. Примерно за 6-7 часов экранного времени вы совершите путешествие по всем легендарным центрам уличного футбола — от Токио до Бразилии. Само собой, познакомитесь со звездами дисциплины — Иззи Хитманом, Эдвардом Ван Гилсом и другими. Впрочем, не обольщайтесь: сюжет Volta наивен и чересчур прямолинеен. Это можно было бы простить: действительно, глупо ожидать высокой драматургии от футбольного симулятора. Но основная проблема новой дисциплины в том, что после прохождения основной кампании все, что можно делать в Volta — играть одиночные матчи в нескольких форматах (3х3, 4х4, 5х5) или соревноваться в простоватом онлайне с другими игроками. До разнообразия того же Ultimate Team здесь — как до Луны. А это значит, что Volta не суждено стать основной дисциплиной, по крайней мере, в этом году. Как и в случае с Journey, новый режим — неплохой разогрев перед основными баталиями, но не более.

В основном режиме игры Ultimate Team в этом году не так много изменений, как, возможно, хотелось бы. Конечно, EA Sports полностью переработала систему вознаграждений игроков. Теперь, выполняя разные задания — забить определенное количество мячей, продать футболистов на трансферном рынке, настроить тактику и так далее, — вы зарабатываете разные призы, от паков с футболистами до монеток и карточек с игроками — фанаты сбора ачивок будут довольны. Среди новых легендарных футболистов появился француз Зинедин Зидан, бразильцы Кака и Карлос Альберто, итальянец Андреа Пирло и другие. Но в целом про Ultimate Team в FIFA 20 сказать, в общем, нечего — он практически не изменился за год, что, конечно, сильно расстраивает.




Зато неожиданно обновились режимы карьеры и Pro Clubs, про которые EA Sports в последние годы забывала. В карьере теперь можно создать тренера с уникальной внешностью — хоть панка с зеленым ирокезом, хоть хорошиста в очечках. Также была переработана система внутриклубной морали: разговаривая с футболистами или общаясь с журналистами на пресс-конференциях, вы влияете на настроения в клубе (скажем, если будете защищать игроков от нападок прессы – улучшите их мотивацию перед следующими поединками).

Еще одна заметная новинка — динамический потенциал игроков. Теперь, если футболист провел отличный сезон, то может получить существенный апгрейд, скажем так, своего таланта. То есть игра повысит его потенциальный скилл. Это очень клево, потому что, много играя в карьеру в предыдущих FIFA, ты уже к 3-4-й попытке знал всех молодых талантов мира — и, разумеется, сразу их скупал и выводил свой клуб на вершину примерно по одному и тому же сценарию.



В Pro Clubs изменений поменьше, но хорошо, что они вообще есть. Все они касаются персонализации и настроек футболиста — обновилась система изменения внешности и прокачки виртуальных игроков (появилось более 30 новых перков). Также теперь, например, на улучшение навыков футболиста влияют не только действия на поле, но и позиция. Эти изменения сложно назвать глобальными, но немногочисленные фанаты одиночных режимов FIFA, которые ругали в последние годы разработчиков, наконец получили обновления любимых дисциплин. Для сравнения, в конкурирующем PES некоторые режимы годами простаивают в неизменном виде.



Фанаты одиночных режимов FIFA, которые ругали в последние годы разработчиков, наконец получили обновления любимых дисциплин



Удивительно, но наибольшие изменения по сравнению с FIFA 19 (если не считать появления Volta) произошли непосредственно на поле. EA Sports опять обновила физику полета мяча, сделав её более стремительной и разнообразной — мяч охотнее отскакивает от футболистов в стороны, игроки научились бить наклболы (сильный удар, при котором мяч в последний момент меняет траекторию), а сами траектории, оканчивающиеся в воротах, стали менее предсказуемыми. Из Volta в большой футбол перекочевала система укрощения мяча накоротке — при зажатии кнопки LB/L1 футболист теперь начинает поглаживать мяч подошвой, управляя им, как в мини-футболе на небольшом участке поля. Этот прием точно станет хитом в онлайне.

Увы, из FIFA 19 в новую игру перекочевали и некоторые ключевые проблемы игрового процесса. Например, kick-off’ы — когда игра помогает пропустившему гол отыграться в следующей атаке (что-то вроде cистемы catch up из гонок). Остались и «мертвые» зоны, из которых мяч почти всегда летит в сетку, а некоторые финты до сих пор невозможно остановить. Через несколько недель, уверен, особенно въедливые игроки найдут и еще какое-то количество уязвимостей в игровом процессе — это происходит с FIFA почти каждый год. И именно поэтому люди продолжают играть в PES — на футбольном поле японская игра обыгрывает FIFA.



Самая спорная новинка игрового процесса — новые штрафные и пенальти. EA Sports все усложнила: чтобы пробить штрафной, теперь надо выбирать специальным прицелом область в воротах, затем зажимать кнопку удара, а в финале еще правым стиком выбирать формат удара — крученый, прямой или тот же наклбол. В случае с пенальти система повторяется, но без выбора удара стиком. Новая система неоднозначная и требует привыкания. По ощущениям теперь бить штрафные и пенальти стало намного сложнее, но это первые впечатления — посмотрим, что будет через месяц-два.

Самая спорная новинка игрового процесса — новые штрафные и пенальти



Новые штрафные и пенальти обнажают главную проблему FIFA 20. EA Sports в последние годы словно не может нащупать вектор развития своей самой популярной франшизы. Сосредоточив все основные силы на улучшении Ultimate Team, она в последние годы уперлась в потолок — режим работает, как часы, приносит сотни миллионов долларов каждый год, но практически не меняется. Скорее всего, из-за элементарного страха — не ломай то, что и так работает хорошо.



Но революций нет и вокруг Ultimate Team. Заигрывания с сюжетными режимами пока не приносят плоды. Наверное, чтобы случился прорыв, нужны умелые сценаристы и режиссеры, возможно из кино или телевидения, но даже они — не гарантия результата. Одиночные же режимы давно превратились в нишевое развлечение. Например, я играю в карьеру как в упрощенный вариант Football Manager — без матчей, только менюшки и симуляция, — в Switch-версии игры в поездках. И это лучший формат для карьерного режима, по моему мнению. Примерно в такой же парадигме существует и Pro Clubs — если у вас есть несколько друзей, которые готовы собираться и играть 11 на 11 в онлайне, то скорее бегите туда. Если нет — там вряд ли будет интересно.

FIFA под конец этого поколения консолей достигла своего потолка. Видно, что в EA Sports пытаются аккуратно нащупать новые ниши развития футбольного симулятора, но пока получается далеко не все. Сюжетный режим проигрывает по уровню драматургии и накалу страстей даже средним одиночным играм. Второстепенные игровые режимы обновляются, но очень осторожно. В Ultimate Team по-прежнему играть столь же приятно, сколь и затратно — если не по деньгам, то по времени. Но несмотря на все проблемы и на то, что в некоторых аспектах FIFA уступает конкурентам (в PES лучше геймплей и внешний вид, в FM — симуляция реального футбола), футбольный симулятор EA Sports и в этом году остается главной спортивной игрой года. Как бы хейтеры FIFA и свидетели PES не мечтали об ином, следующий год мы точно проведем в FIFA 20, а там посмотрим.

Читайте также:


Обсудить