Оглавление

Five Nights at Freddy's: Security Breach — жуткая ночь среди аттракционов

Какой получилась девятая игра популярной франшизы

Интерактивный хоррор Five Nights at Freddy от Скотта Коутона вышел в 2014 году и произвел тогда настоящий фурор. Незатейливая на первый взгляд игра от разработчика-одиночки про оживших аниматронных кукол в детской пиццерии, которые охотились на ночного сторожа, быстро стала феноменом — не в последнюю очередь благодаря игровым блогерам с YouTube и Twitch. Они выпустили множество видео и сделали не один десяток трансляций, на которых всегда не на шутку пугались после появления очередного скримера, строили теории о лоре и искали объяснения происходящему.

Разработчик, чьи инди-игры прежде не пользовались таким успехом (он даже подумывал оставить геймдев), не стал почивать на лаврах и в кратчайшие сроки выпустил несколько сиквелов, а также написал три книги. Лор FNAF стал разрастаться на глазах — за шесть лет вышло восемь основных частей и пять спин-оффов. Девятая игра, Five Nights at Freddy's: Security Breach, стала не только своеобразной квинтэссенцией идей и наработок из всех прошлых игр, но и предложила новый подход к геймплею, подаче сюжета и исследованию мира.



В Security Breach не нужно сидеть на одном месте и лихорадочно переключаться между камерами в попытках выяснить, по какому коридору или вентиляционной шахте до главного героя хотят добраться кровожадные аниматроники. Мы играем за Грегори, 12-летнего мальчика, который оказался запертым на ночь в огромном развлекательном комплексе «Мега пиццаплекс Фредди Фазбера». Грегори не просто заплутавший ребенок — он загадочным образом оказывается внутри Фредди (как пилот внутри титана в Titanfall), в буквальном смысле рок-звезды комплекса, выступающей в составе с тремя другими аниматрониками — Рокси, Чики и Монти.

Антропоморфная кукла в виде медведя — единственный «добрый» персонаж (хотя пугал сильнее всех в предыдущих частях) и от всей души хочет помочь мальчику выжить до шести часов утра и выбраться из невероятно огромного «пиццаплекса». Все остальные, включая охранницу Ваннесу, ботов-охранников и других аниматроников, одержимы идеей отыскать мальчугана и убить его.



Гигантский «Мега пиццаплекс Фредди Фазбера» ночью становится очень недружелюбным местом, и чем больше Грегори исследует его, тем больше жутких подробностей узнает. По традиции прошлых серий, в заведении снова бесследно пропадают дети, а те, для кого визит прошел относительно благополучно, становятся беспокойными и плачут по ночам.

Чтобы сбежать из пиццаплекса, нужно исследовать его бесчисленные локации в поисках пропусков и билетов на аттракционы, где лежат нужные для прохождения предметы. При этом стелс в лучших традициях Alien: Isolation или Outlast — ключ к успеху и основная часть игровой механики.



Грегори поначалу по традиции абсолютно ничего не может противопоставить злым антропоморфным куклам — в первые часы остается лишь убегать от них (следя за шкалой выносливости, которая очень быстро заканчивается), да прятаться в щедро разбросанных укрытиях. Со временем главный герой обучается призывать Фредди и прятаться в его туловище, что сразу маскирует мальчика для неприятелей. Но это работает не на всех локациях, к тому же аккумуляторы у «доброго» аниматроника очень быстро разряжаются. Чуть позже у Грегори появляется скромный арсенал в виде бластера и фотоаппарата, который может на время оглушить врагов, что чуть облегчает прохождение.

Планировать путь через локации, по которым снуют и аниматроники, и боты-охранники, можно с помощью специальных «умных» часов — они подключаются к камерам наблюдения. Еще один вариант — отвлекать врагов, например, разбросав шумные предметы.



Однако со временем становится видно, что геймплейные механики далеко не идеальны, а ИИ аниматроников работает крайне плохо, поэтому разработчики решили компенсировать недостаток самым банальным способом. Например, если вас заметит бот-охранник или бот-уборщик, сработает специальная сирена. И в эту же самую секунду за вашей спиной появятся Чика, Рокси или Монти, которые со скоростью света телепортируются из дальнего конца локации или вовсе с другого этажа. Все это выглядит как дешевый трюк из Cyberpunk 2077, где полиция практически аналогичным способом окружает нарушившего закон главного героя.

В некоторых случаях аниматроник может добраться до Грегори буквально сквозь стену, либо сам главный герой может наткнуться на невидимое препятствие и застрять в нем — Security Breach все еще далека от идеального состояния и полна багов. Иногда враг может попросту зависнуть в метре от лица мальчика и остаться на месте, никуда не двигаясь. В других случаях аниматроник может заметить главного героя за добрую сотню метров и примчаться к нему со скоростью света. Стоит ли говорить, насколько сильно это портит погружение и впечатление от игры?

Еще одна большая недоработка — ужасная система навигации. Да, здесь есть карта мира (кстати, встреча с ботом, который выдает ее бумажную версию, уже стала настоящим мемом), но легче от нее не становится. На карте нет банальных обозначений локаций, аттракционов и комнат, поэтому задания вроде «добраться до атриума и подняться на лифте на третий этаж и добраться до такого-то помещения» ставят в тупик.



Наконец, есть претензии и к самому сюжету. Здесь несколько концовок, но даже открыв их все (в том числе каноничную), вы не получите явных ответов на все накопившиеся вопросы. Поэтому уже сейчас форумы по игре и YouTube наполнены попытками объяснить, что же происходит в Security Breach, кем на самом деле являются те или иные персонажи и почему они поступают именно так.

Five Nights at Freddy's: Security Breach в первую очередь — игра с фансервисом для поклонников FNAF, которые действительно получат удовольствие от многочисленных пасхалок и отсылок к прошлым частям. Для игроков, не знакомых с серией, Security Breach может показаться слабым и забагованным хоррором с классическими для жанра приемами. Однако исследовать зловещий развлекательный комплекс все равно интересно — гарантирую, что встреча с местным «диджеем» и атмосферные локации с жуткими аниматрониками, которые двигаются лишь тогда, когда игрок не смотрит на них, запомнятся надолго. Поэтому если вы очень далеки от FNAF, но хотели бы попробовать необычный «ужастик» с огромными локациями и уникальной атмосферой, можно дать Security Breach шанс.

Обсудить