Оглавление

Hellblade

Необычное и невообразимо мрачное экшен-приключение о депрессии, психозе и путешествии в ад

Hellblade — чуть ли не самая мрачная игра в истории индустрии. Ее главная героиня, кельтская девушка по имени Сенуа, решает отправиться в ад, чтобы спасти душу любимого, и изображая это путешествие, разработчики ни в чем себе не отказывают. Начать хотя бы с того, что земля, где по внутренней мифологии игры расположено загробное царство, — по-настоящему кошмарное место. Ландшафт усеян трупами, развешанными на деревьях и посаженными на кол. Если вам по пути встречается какой-нибудь дом, в углу обязательно будет свалена гора обугленных тел. На небо периодически набегают угрожающие тучи, и даже когда наконец выглядывает солнце, его свет тоже кажется злым и неприветливым.



Еще на этапе разработки авторы Hellblade рассказывали, что одной из главных тем игры станут психические расстройства. Чтобы правильно воспроизвести их, разработчики даже консультировались с психиатрами и людьми, непосредственно страдающими от различных ментальных недугов. Но, даже если знать обо всем этом заранее, результат все равно шокирует.

В Senua’s Sacrifice никогда толком не знаешь, что реально, а что нет. Уже в первые минуты героиня погибает кошмарной смертью, чтобы буквально через несколько мгновений в ужасе склониться над собственным трупом, пытаясь понять, что она только что увидела — свое будущее, или просто ужасный образ, порожденный творящимся вокруг кошмаром. Одну из локаций периодически охватывает чудовищный пожар, который тоже оказывается лишь иллюзией. На деревьях в лесу вдруг появляются глаза, которые подглядывают за героиней и поспешно закрываются, когда она их замечает. Враги — отвратительные антропоморфные твари, свитые, кажется, из грязных веток — появляются из ниоткуда и, будучи побеждены, растворяются в воздухе, так что непонятно в итоге, с кем только что сражалась Сенуа.



Даже головоломки в Hellblade — способ подчеркнуть неустойчивость психики главной героини и зыбкость мира вокруг нее. Самый простой пример — запертые ворота, на которые периодически натыкается Сенуа. Роль замков исполняют начертанные на них руны. Чтобы открыть ворота, нужно отыскать те же самые руны в ближайших окрестностях. При этом магическим знаком может оказаться что угодно: случайное переплетение веток, дыра в стене, поваленные деревья, складывающиеся по случайности в причудливый символ. Чтобы найти нужную руну, приходится играть с ракурсом, выбирать позицию, с которой предметы сложатся в нужную конфигурацию. И это не только оригинальная игровая механика, но и вполне реальный симптом психического расстройства. Например, люди, страдающие биполярным расстройством, действительно склонны искать во всем знаки и наделять совершенно случайные предметы и события чуть ли не мистическими свойствами.

В одном из таких эпизодов героиня вообще чуть ли не выпадает из реальности, когда пытается под правильным углом посмотреть на талисман, подвешенный в воздухе и разделенный на несколько кусков. Обходишь какое-нибудь дерево с правильной стороны — и тут обнаруживаешь, что локация неуловимо изменилась, открыв путь вперед. Все это лишь усиливает ощущение болезненности и нереальности происходящего и глубже погружает игрока в атмосферу безумия, царящую в игре.



Но настоящие звезды Hellblade — многочисленные голоса, которые слышит героиня. Это целый хор, который практически не замолкает, комментируя все ваши действия, подбадривая и, наоборот, стараясь оскорбить, опустить руки, повернуть назад. Особенно сильное впечатление он производит, если надеть хорошие наушники: звук в Senua’s Sacrifice так мастерски проработан, что от шепота со всех сторон действительно становится не по себе. Противоречивое многоголосье отлично иллюстрирует эмоции героини — смесь мрачной целеустремленности и постоянного страха. При этом, невидимые комментаторы нередко приносят и вполне реальную пользу: в разгар боя кто-нибудь из них может вдруг в ужасе воскликнуть: “Сзади!” И действительно — через секунду в спину Сенуе прилетает от незаметно подкравшегося врага.

Кстати, экшен в Hellblade также сделан весьма качественно, хоть и простовато. Разновидностей атак немного, оружие на всю игру всего одно, а основную роль играют увороты и грамотный выбор позиции, чтобы на вас, опять-таки, не напали сзади. Но даже на таком скромном материале разработчики смогли создать запоминающиеся и напряженные схватки. Поначалу кажется, что сражаться совсем уж легко, но к исходу первого часа замечаешь, что сердце после драки бьется заметно быстрее.



Кроме того, именно в боевых сценах замечаешь, насколько хорошо обстоят в Hellblade дела с актерской игрой. Мелине Юргенс, изобразившей Сенуа, удалось очень убедительно передать ее эмоции — абсолютно нетипичные для экшен-героини. Во время сражений не видишь традиционной в видеоиграх бойцовской бравады, упоения битвой. Напротив, дерется Сенуа буквально на грани истерики — тяжело дышит, вскрикивает, корчится от ударов. Видно, что ей страшно и хочется сдаться, забиться в какой-нибудь укромный угол, свернуться там в позе эмбриона и плакать, а не делает она этого только потому, что в ее ситуации это просто не выход.

Остальные актеры, впрочем, тоже не отстают — и те, кому выпало озвучивать голоса, и те, кто сыграл персонажей, также появляющихся на экране. Их немного и представлены они тоже необычно. Дело в том, что в Ninja Theory вспомнили вторую половину 90-х и интегрировали в игру самое настоящее живое видео, но сделали это очень красиво, качественно и органично. Поначалу даже не понимаешь, что на экране выступает настоящий актер, а не полигональная модель — настолько все классно вписано в антураж.

Да и в целом визуальная часть Hellblade безупречна. Имея относительно небольшой бюджет и команду человек в 20, разработчики смогли добиться потрясающего качества графики и анимации, да еще и отлично все оптимизировали. По крайней мере, на далеко не самых свежих PC игра на максимальных настройках идет идеально.

После близкого знакомства с Hellblade мы убедились, что у Ninja Theory получился один из самых необычных и ярких экшенов, в которые нам в принципе доводилось играть. Senua’s Sacrifice — это не только битвы и головоломки, но и абсолютно уникальная, неописуемо мрачная атмосфера, которой могли бы позавидовать даже некоторые хорроры. А еще это одно из самых точных и запоминающихся высказываний о психических болезнях не только в играх, но и, возможно, в истории человеческой культуры в целом. Благодаря интерактивности, авторам удалось не только описать состояние человека, погруженного в свой личный кошмар, но и позволить игрокам лично испытать все то, что приходится переживать каждый день таким людям.

Обсудить