Оглавление

«Любовь, деньги и рок-н-ролл»: новая игра от авторов «Бесконечного лета»

Удалось ли Soviet Games за семь лет создать новый культовый феномен?

Визуальная новелла «Бесконечное лето», вышедшая девять лет назад, стала настоящим событием среди поклонников игр такого жанра. Интересна была не только сама идея попадания обычного мужчины из современной российской действительности в советский лагерь «Совенок», но и история создания игры. «Бесконечное лето» придумали посетители анонимных отечественных имиджбордов (в первую очередь, 2ch) еще в 2008 году — они решили сделать визуальную новеллу «для своих» с отсылками на местные мемы, а маскотов с форумов использовать в качестве основных персонажей. Но в итоге игра стала вполне самостоятельным продуктом, который не требует знания особенностей имиджбордов. 

После релиза в 2013 году история про Семена и его путешествие в прошлое стала культурным феноменом, обрела немало поклонников, а для многих вовсе открыла жанр визуальных новелл. Энтузиасты до сих пор выпускают десятки модов к «Бесконечному лету», делают вольные продолжения и интерпретации основного сюжета и даже переносят игру в полноценное 3D. 



Разработчики «Бесконечного лета» перед релизом игры превратились в студию Soviet Games. Однако вскоре большая часть авторов БЛ покинула команду и основала новую компанию под названием Moonworks. Они успели выпустить пару небольших проектов и уже более пяти лет работают над визуальной новеллой ЭОН 2032. Проект больше напоминает то самое «Бесконечное лето» — альтернативный СССР будущего, пионерский лагерь с симпатичными школьницами, которых явно захочется соблазнить.

Soviet Games в 2015 году, в свою очередь, анонсировала проект «Любовь, деньги и рок-н-ролл», который с «Бесконечным летом» явно не имел ничего общего. До релиза игра добиралась долгих семь лет, и в августе 2022 года наконец вышла. Мы провели в ней несколько десятков часов, открыли почти все концовки и готовы поделиться впечатлениями.

Пару слов для тех, кто далек от визуальных новелл. Это — крайне нишевый жанр, который проще сравнить с интерактивной книгой. Игрок читает иллюстрированную историю, выбирает возможные действия и приходит к одной из нескольких концовок — чаще всего, романтического плана. Такие игры нередко интригуют очень увлекательным сюжетом (который должен захватывать с первых минут) и любопытными и привлекательными персонажами. Однако в «ЛДР» что-то пошло не так.

«Любовь, деньги и рок-н-ролл» рассказывает о приключениях Николая Анохина, сына советских эмигрантов, которые переехали в Японию из СССР в 80-е годы. Его родители, работавшие на крупную японскую корпорацию, погибают за полтора года до начала истории, и их гибель становится главной интригой сюжета.

Новелла начинается как средненькое аниме из категории «Школьная повседневность» — Николай живет один в доме своих родителей, но к нему каждый день приходит готовить симпатичная соседка и подруга детства по имени Химицу. Средства на существование молодой человек получает из страховки от той самой корпорации, а также нехотя посещает элитную школу и пытается разобраться в смысле жизни, что типично для 18-летнего подростка.



Вялое течение жизни прерывается, когда в класс Николая возвращается Кетрин — бывшая девушка, которая неожиданно порвала с ним и уехала из Японии. Далее начинается водоворот событий, и главному герою придется принимать немало решений, чтобы не только узнать, что произошло с его родителями, но и попытаться разобраться со своими чувствами.

Главная проблема «ЛДР» — это сам Николай, которому не хочется сопереживать. Если в «Бесконечном лете» нам действительно была близка судьба главного героя Семена, который оказался в необычных условиях и вел себя в целом более-менее адекватно, насколько это возможно, то здесь совсем иной случай. Сын советских эмигрантов, кажется, полностью разочарован в жизни — после смерти родителей он нередко стал прикладываться к алкоголю и бесконечно рефлексирует.



Все события Николай обязательно прокомментирует, переливая мысли из пустого в порожнее (а потом может пойти в ближайший бар и напиться). Он нередко пускается в размышления и разглагольствования, цитирует писателей и философов, постоянно сравнивает происходящее с какими-то очень высокими материями («Мои экзистенциальные посудники пережили очередную бурю») и бесконечно жалеет себя. В диалогах сын советских эмигрантов может проявить грубость или неуместный сарказм, а потом может долго сокрушаться, почему же его не так поняли.

Семен из «Бесконечного лета» вел себя крайне нейтрально и был почти безликим персонажем — так игроку проще ассоциировать себя с ним. Николай совершенно другой, уже сформировавшаяся личность, и это очень спорное решение. Он может быть и альфа-самцом, и вступиться за несправедливо обиженную девушку, и держать во френдзоне, пожалуй, самого близкого после смерти родителя человека.

В некоторых рутах (развитии сюжетных веток) Николая хочется огреть чем-нибудь тяжелым за его решения и действия. Сложно раскрывать конкретные детали, чтобы не заспойлерить, но надо быть готовыми к очень странным поступкам главного героя. Вызывают вопросы и стерильная реакция Нико-куна (и некоторых других персонажей) на некоторые ужасающие события.



Сама история полна шаблонов — здесь есть типичные школьницы из японских аниме: от привлекательной, но такой недоступной и даже изначально враждебной к главному герою цундере до тихой и затравливаемой всеми «серой мыши». Николай оказывается втянутым в шпионские игры между советским КГБ, японской контрразведкой и влиятельной корпорацией со всеми вытекающими. В то же время он пытается жить жизнью обычного японского подростка — свидания, походы в ночные клубы и даже репетиции в рок-группе. Его дом, в свою очередь, становится настоящим проходным двором для всех, кому не лень — от симпатичных девушек до агентов спецслужб.

Смешивание двух абсолютно разных культур — советской и японской — выглядит как-то неестественно. Да, Николай постоянно к месту и не к месту вспоминает русские пословицы и поговорки, цитирует советские фильмы и классиков отечественной литературы и удивляется особенностям, традициям и обычаям в Японии. Тем не менее его тяжело воспринимать как «нашего» парня, который оказался в чуждой ему культуре, — банально хотя бы потому, что, по сюжету, в новой стране он живет очень долго и вполне успешно ассимилировался.

В некоторых концовках так и не получится узнать всю картину происходящего и увидеть последствия решений. Поэтому ради полного понимания истории «ЛДР» нужно проходить заново. Но, к сожалению, на некоторые важные вопросы даже полное прохождение не дает ответы.



Вдобавок «Любовь, деньги и рок-н-ролл» — невероятно затянутая игра. В некоторых сюжетных ветках кажется, что самое основное уже произошло, однако рут продолжается далее и добавляет новые высосанные из пальца интриги. И они, увы, уже не так сильно увлекают.

«Любовь, деньги и рок-н-ролл» не избежать сравнений с «Бесконечным летом», и эти сравнения явно не в пользу новинки. Если в 2013 году мы попадали в приятную сказку, причем с приятным оттенком ностальгии по советскому прошлому, то в случае с «ЛДР» все совсем иначе. Спорный выбор сеттинга, отталкивающий главный герой, которому не хочется сопереживать, затянутость некоторых рутов, полный клише сюжет с примесью шпионского романа, триллера и аниме-гаремника и странные концовки, которые оставляют больше вопросов, чем ответов. Ждали ли поклонники «Бесконечного лета» этого семь лет?

Обсудить