Оглавление

Mr. Prepper — польский симулятор крохобора из американской антиутопии

Живи в лесу, молись колесу

Поджанр «восточноевропейский квест про выживание и безнадегу» за последнее десятилетие стал довольно уважаемой нишей. Помимо польской This War of Mine можно вспомнить, как минимум, российский Beholder. Papers, Please делал американец Лукас Поуп, но неуловимый дух Восточной Европы времен Холодной войны отчетливо чувствовался и там (недаром эту игру экранизировали именно в России).

С учетом всего этого кажется вполне естественным ожидать от игры вроде Mr. Prepper чего-то интересного. Это польская игра в жанре предъядерной антиутопии: место действия — альтернативные Соединенные Штаты, в которых установился оруэллианский режим в духе «Большого Брата», время действия — Холодная война, скоро полетят ракеты, время запасаться солониной и бензином.



Действительно, базовый геймплей вполне прилежно позаимствован из This War of Mine и подражателей: главный герой окапывается в доме, собирает всякий хлам и мастерит из него удивительные штуковины (в диапазоне от грядки до ракеты). В антиутопическом мире приготовления к неизбежному конце приходится тщательно скрывать от властей, поэтому капусту и прочие бобовые придется выращивать в подвале. Там же переплавляются металлы, запускаются паро-дровяные генераторы, заготавливаются сухофрукты и сухоовощи, и так далее.

Когда придет армагеддон, которого ждет поджарый бородатый мужчина (редкие соседи называют его просто мистером Выживальщиком), — не знает, кажется, даже он сам. Но поводы для беспокойства определенно есть, притом самые веские. Окружающий мир будто одновременно вдохновлен творчеством Кафки и фильмами Дэвида Линча. Гигантские красные дирижабли с портретами Президента и время от времени пролетающие мимо НЛО — вполне невинный фон для театра абсурда, в котором живут обитатели сонного американского пригорода в Mr. Prepper. Правительство отчего-то запрещает лицам, подозреваемым в диссидентстве, закупаться в местных магазинах. Но те не унывают, потому что есть безотказный и круглосуточный онлайн-маркетплейс в лице толстого улыбчивого почтальона. В любое время дня и ночи он готов разнести по адресатам добытые Выживальщиком шкуры животных, строительный мусор, да и вообще любой ненужный хлам. Герою же он выдаст взамен другой, нужный, хлам или его эквивалент в местной теневой валюте. Все это почтальон делает, не спуская с лица ослепительно довольной улыбки (почему этот человек вечно улыбается, да и человек ли он вообще?! Кто знает!).

По улицам города ездят машины и тракторы, но население, кажется, состоит из горстки местных психов (которые, впрочем, и в городе-то не живут — кто-то хоронится в лесу, кто-то — на свалке и т.д.), редких снулых соседей, зловещего почтальона, безликих продавцов по переписке и, конечно, бдительного Агента, который заглядывает к Выживальщику с еженедельным обыском. Агент, впрочем, вполне безобидный и даже по-своему забавный: его сильнее всего беспокоит наличие или отсутствие в доме героя бытовых предметов, регламентированных каким-то неведомым правительственным циркуляром. Так, отсутствие (или, наоборот, чрезмерное изобилие) стеклянных стаканчиков, банок или, скажем, книг вызывает у Агента жуткую подозрительность — равно как и чрезмерный расход воды и электричества. Зато все остальное его не особенно заботит, поэтому многоэтажный подземный бункер можно запросто спрятать, постелив поверх люка обычный домашний коврик. Между тем даже не бывавший внутри дома почтальон деликатно намекает герою, что от его дома исходит подозрительный шум, — властям, впрочем, он докладывать об этом не стал.



Странные и жутковатые вещи творятся сплошь и рядом. Раз в несколько дней с неба (буквально) падает газета, новости в которой повторяются по кругу: например, периодически там сообщают о таинственном исчезновении треклятого почтальона — почему о них известно заранее?! Агент считает подозрительным, если герой встретит его в дверях с киркой или топором в руках (что вроде бы вполне понятно), однако никто не мешает Выживальщику бегать по городу в шахтерской каске и с окровавленной бейсбольной битой наперевес (что уже гораздо более странно). Машину у Выживальщика, кстати, конфисковали за попытку побега из города, но это ничего, ведь у дружелюбного бомжа на свалке есть запасная, в которой герой почему-то может спокойно разъезжать по пустыне в поисках хлама. Куда, спрашивается, смотрит Агентство?!

Весь этот зловещий абсурд вряд ли задуман разработчиками специально. Судя по небрежности, с которой в игре сделано все остальное, логичнее было бы предположить, что они просто решили — сойдет и так. Бесконечные повторы характерны не только для газетных заметок — ими заполнена большая часть геймплея. Выживальщик живет жизнью карикатурного поехавшего деда и регулярно мотается в лес, в близлежащую шахту, в пустыню, на свалку и черт знает куда еще в поисках древесины, камней железа, пластика, фольги и другого мусора.

В игре сравнительно немного локаций, но каждая из них состоит из полудюжины уровней. Чтобы добраться до каждого из них, нужно, в свою очередь, совершить на каждом предыдущем уровне довольно однообразный ритуал. Скажем, в лесу — максимально углубиться в чащу на текущем уровне, сразиться с дикими животными (боевая система устроена по принципу «закликай врагов до смерти, если хватит здоровья», ничего особенно увлекательного), добыть квестовый предмет — рычаг; затем — раздобыть где-нибудь гору ресурсов, чтобы починить следующий участок канатной дороги, погрузиться на уровень глубже и — повторить примерно те же действия в усложненной вариации. Таким образом на каждую из локаций предстоит заглянуть не один десяток раз.



При этом на игрока особенно сильно никто не давит. Ну да, авторы в самом начале предупреждали, что ядерная война неизбежна, но долгие недели о грядущем апокалипсисе ничто не напоминает. Еду добывать сравнительно легко (в крайнем случае можно питаться ягодами с опушки леса — Выживальщик не привередлив, а его желудок крепок, как у супермутанта), за базовыми материалами надо бегать, но если совсем лень, то большинство из них можно купить или выменять у соседей. Агентство сильно не докучает, ежедневные отключения электричества сравнительно легко компенсируются постройкой пары дешевых генераторов, здоровье в бою с кровожадными тварями восстанавливается поеданием еды в один клик… В общем, если вы относитесь к ценителям мрачной атмосферы тотальной безысходности, которую так хорошо умеют нагнетать разработчики из стран бывшего совлагеря, то Mr. Prepper вас скорее разочарует. И не только вас.

Mr. Prepper — игра из категории, которую американцы называют словом «евродженк»: помимо странностей в геймплее она может неприятно удивить неудобным и перегруженным интерфейсом, так себе графикой и ничем не объяснимыми багами. Обилие и разнообразие рутин, впрочем, по-своему увлекает, погружая в гипнотическое состояние (даром что героев игры облучают специальными дурманящими лучами со спутника “Медный Змий”). А абсурдные декорации подстегивают интерес, заставляя гадать, кто же появится на экране в следующей локации.

Но большую часть времени там никто не появляется, и Выживальщик день за днем проживает персональный «День сурка», рассекая по окрестностям в поисках отбросов. На десятки часов времени, которое занимает прохождение игры, у авторов оказалось маловато интересных идей. С учетом того, сколько вокруг сейчас существует необычных (а главное — увлекательных и качественных) независимых игр, покупку Mr. Prepper можно отложить до лучших времен (аддонов/патчей/распродаж) всем, кто не питает особой неодолимой слабости к польским играм про постапокалипсис.

Обсудить