Оглавление

Niffelheim

Игра про выживание в очень странном аду, где приходится горбатиться в шахтах и варить гуляш из ежей

Niffelheim — игра, по описанию похожая на песню какой-нибудь скандинавской метал-группы: нордический воин вместо Вальгаллы попадает в ад — всюду черепа, ожившие скелеты, волки и демоны в капюшонах. Злые духи требуют дани, а в конце надо воскресить дракона! Кажется, что с такой концепцией игра просто не могла не получиться крутой.



И все же, разработчикам удалось испортить хоть и не все, но многое. Итак, Niffelheim — это условный симулятор выживания. Условный потому, что главный герой фактически уже мертв, что, впрочем, не мешает ему (или ей — среди четырех игровых классов есть одна валькирия) мучиться голодом, испытывать тягу к обустройству жилища и войне с себе подобными. В каждом игровом мире живут до четырех кланов, которыми управляют живые игроки или боты. В каждом клане может состоять до четырех человек, кроме того, каждому клану полагается собственный замок. В замке надлежит хранить добро, строить станции для крафта, а также защищать его от врагов и конкурентов. Кроме того, под каждым замком находится подземелье, в котором викингов ждет стандартный набор подземных развлечений — добыча ископаемых, монстры, боссы и сундуки.

Снаружи жизнь не проще: даже в аду викинги вынуждены собирать ягоды и коренья, рубить деревья и ставить силки на зайцев, ежей и куропаток. Ночью безобидных зверушек сменяют вепри и волки, а раз в несколько дней на крепости викингов совершают набеги скелеты. Если их не сдержать, они сломают крепостные стены и непременно унесут с собой чего-нибудь ценное. Из других неприятностей — местные духи, которые время от времени требуют от населения жертв, а в случае неповиновения угрожают погромами. В жертву, как правило, нужно принести какой-нибудь особо мудреный предмет, что как бы стимулирует игроков изучать продвинутый крафтинг. Если вы играете по сети, дополнительно стоит опасаться других игроков, которые могут наведаться в ваш замок и унести что-нибудь не приколоченное к полу.



В теории все это звучит очень увлекательно, но на практике получается не очень: нельзя сказать, что Niffelheim сделана откровенно плохо, но основные эмоции, которые приходится испытывать в игре — недоумение, скука и нездоровое возбуждение. Последнее чувство возникает в результате столкновения с многочисленными нелепицами окружающего мира: иногда кажется, что действие происходит не в мире холода и тьмы из скандинавских легенд, а в каком-то из рассказов Кафки.

Например, бессмертные лягушки: после убийства обычных животных игроку достаются куски мяса, в крайнем случае — шерсть или перья. Но зарубленная до смерти лягушка почему-то попадает в инвентарь игрока целой и невредимой, употребить в пищу ее, в отличие от кроликов, птиц и овец, нельзя.

Или, скажем, местная экономика: первые недели одним из самых дефицитных предметов, скорее всего, будет обычная соль. Она требуется для приготовления множества блюд, а добыть ее можно только в некоторых видах горных пород (и иногда, почему-то, среди костей поверженных скелетов). А голод не тетка: смерть в Niffelheim не окончательна, но несет с собой целый набор неприятных побочных эффектов. Воскреснув в виде призрака, приходится забираться обратно в собственное тело, а потом искать ингредиенты для зелья, позволяющего снять посмертный дебафф, снижающий характеристики персонажа. Так что питаться викингам лучше регулярно (со здоровьем проще — его можно восстановить, просто посидев на троне из черепов). Вот и выходит, что вместо ратных подвигов и походов за добычей викингам приходится проводить целые дни в поисках ингредиентов для куриной отбивной.



С подвигами в Niffelheim все вообще довольно плохо. Главным образом потому, что игра совершенно не умеет себя подать. Дюжие воины севера скверно анимированы: неловко переваливаются и семенят по картам, а когда собирают ресурсы, то выглядят при этом так, будто им приспичило срочно сходить по-маленькому. Выполнение квестов сводится к тому, что игрок жмет на кнопку «завершить квест», после чего из инвентаря изымаются необходимые предметы, а взамен появляется обещанная награда. Ни строчки диалога, ни воодушевляющей надписи, ни спецэффекта. Нашествия мертвецов выглядят так: толпа заторможенных суповых наборов вяло пинает крепостные стены, а игрок с другой стороны также вяло пинает их в ответ. Да что мертвецы, даже свирепые волки оказываются на удивление ленивыми: могут погнаться за прохожим викингом, но метров через 20 понимают, что не догонят, и бросают бесплодные попытки. Даже боссы — и те будто еле ходят.

Самое удивительное, что в статике игра выглядит вполне убедительно: громилы-герои, огромное суровое зверье, зловещие фигуры в черных плащах, монументальные каменные скульптуры и черепа, тысячи черепов на каждом втором экране. Черепа лежат на земле, черепами декорируют входы в пещеру, из черепов делают троны, черепа вставляют в глазницы более крупным черепам… Все это выглядит дико круто, пока картина не приходит в движение и не становится понятно, что у героев ожирение и проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а большая часть окружающего пейзажа и вовсе не шевелится.



На фоне трагической неубедительности происходящего, прочие проблемы — вроде крайне странного и путаного интерфейса — кажутся не такими существенными, но все равно работают против игрока. Niffelheim — очень занудная игра, которая чуть ли не ежеминутно заставляет задаваться странными вопросами. Почему часть лута попадает в инвентарь автоматически, а другие предметы — только по нажатию кнопки? Почему викинг с мечом в руке предпочитает убивать врагов в первую очередь пинками? Почему женские персонажи издают звуки явно мужским голосом? Почему викинги в потустороннем мире голодают и кто завез туда милых зайчиков, куропаток и ежиков? Большинство из этих вопросов так и останется без ответа.

Тем не менее, совсем уж провалом Niffelheim объявить нельзя. Во-первых, она отлично подходит для стримеров: происходящее на экране порой выглядит настолько парадоксально, что на одних только издевательствах над анимацией можно с успехом провести несколько эфиров. Во-вторых, базовые жанровые формулы здесь все-таки работают, и если вас не смутит анимация, интерфейс и особенности механики, в Niffelheim можно провести несколько десятков часов. Другой вопрос в том, что по-настоящему здесь может понравиться только тем, кто всегда мечтал пожить в мире, изображенном на обложках групп типа Amon Amarth. Для остальных всегда есть десятки симуляторов выживания поинтереснее.

Обсудить