Оглавление

Noita — наборная финка

Идеальная игра в жанре roguelike от трех легендарных финских независимых разработчиков

Удивительным образом Noita соединяет в себе практически все, за что мы любим видеоигры. Магия. Шотганы. Подземелья. Зомби. Роботы. Лазеры. Лава. Взрывы. Кислота. Кровища. Гигантские пауки. Лич-убийца по прозвищу Стив. Это невероятно масштабная, гениальная игра — настолько гениальная, что многие игроки наверняка плюнут на нее в течение первого часа, так и не поняв, с чем столкнулись.



На первый взгляд у Noita действительно очень простая, если не сказать — примитивная, суть. Это игра в жанре roguelike, сейчас такие выходят примерно каждый месяц. Есть одна жизнь, есть подземелье на несколько уровней, там встречаются разные враги, в конце будет огромный босс. Что непонятного? В главной роли — безымянный маг (или магесса — в переводе с финского «noita» значит «ведьма») в лиловом балахоне. У мага есть что-то вроде джетпака, две волшебных палочки и склянка с каким-то зельем. В подземелье обитают довольно привычные монстры — прыгучие упыри, пауки, зомби с дробовиками, и так далее. Кажется, единственная необычная особенность — корректная воксельная физика, благодаря которой деревянные перекрытия правдоподобно горят, жидкости выливаются из прохудившихся сосудов, а сыпучие субстанции вроде снега и песка, соответственно, осыпаются. Вроде забавно, но почему-то довольно быстро убивают, причем после смерти все приходится начинать с абсолютного нуля — никакой прокачки, как это принято в «рогаликах» в последние годы.

Первые несколько часов мне буквально приходилось заставлять себя в это играть. Noita сурова и на первый взгляд не слишком-то красива — при этом за год в раннем доступе игра успела собрать более пятнадцати тысяч «крайне положительных» отзывов на Steam. Как независимый разработчик могу ответственно заявить — это много. Noita раскрывается постепенно и оказывается куда более многогранной, чем кажется поначалу — как те китайские чаи в форме бумажных шариков, которые, брошенные в горячую чашку, раскрываются в удивительный цветок.



Во-первых, те самые волшебные палочки. Львиная доля игрового процесса заключается в том, чтобы собрать себе подходящий набор (если повезет). В каждой палочке есть от одного до нескольких десятков слотов, куда, в свою очередь, вставлены случайные эффекты, которые здесь зовутся заклинаниями. Заклинаний десятки — это могут быть лазерные лучи, прыгучие шары, дробные выстрелы по типу шотгана… Есть также заклинания по призыву плотоядных червей и даже миниатюрные черные дыры. Палочки можно покупать, эффекты можно перетасовывать, но строго между уровнями, причем ассортимент в магазине (как и найденные на уровнях волшебные палочки) каждый раз меняется случайным образом. Помимо непосредственно боевых эффектов есть модификаторы режима огня — выстрелы могут лететь по прямой или зигзагами, могут быть самонаводящимися или скакать туда-сюда, как шарики от пинг-понга. Есть на первый взгляд малополезные заклинания, вроде тех, которые превращают волшебную палочку в аналог геологического бура, но и они в нужных руках могут принести немало пользы, а главное, золота, которого так не хватает ближе к концу.

Сами палочки тоже бывают очень разные — помимо количества слотов под заклинания они отличаются запасами маны, скоростью ее восстановления и даже порядком срабатывания эффектов. Все это может иметь решающее значение в опасных моментах, которые здесь случаются сплошь и рядом.

Во-вторых, враги: они тоже невероятно разнообразные и различаются типами атак, манерой передвигаться, взаимоотношениями с другими врагами. Наконец, некоторые монстры с удовольствием калечат друг друга, чем тоже можно и нужно пользоваться. Чтобы совсем уж свести игроков с ума, разработчики обозвали всех противников именами на финском языке и не стали включать во встроенную энциклопедию их описания (как не стали описывать и все остальное) — разбирайтесь сами.




Наконец, в-третьих, уже упомянутая сложная физика: с учетом описанного выше, она превращает Noita в чистое безумие. На уровнях лежат горы снега, там установлены резервуары с кислотой, горючим маслом, порохом и грязищей. Во все это героя и врагов можно окунуть, и результат будет соответствующим: лучше не встречаться с огнедышащим врагом, искупавшись в нефтепродуктах. На происходящее влияет даже влажность воздуха: некоторые заклинания ощутимо теряют в дальнобойности, если вокруг туман.

Вдобавок к этому герой носит с собой склянку с зельем, которую, предварительно опустошив, можно заполнить какой-нибудь другой субстанцией и применить в бою: зверски опасный огненный элементаль рассыпается прахом, если суметь полить его из бутылочки с водой. Хотя зелья тоже бывают самых причудливых свойств: некоторые могут превратить героя (и врагов) в случайных существ или телепортировать в неожиданную точку на уровне. Милая деталь: помимо прочего тут есть «зелье виски», после употребления которого экран размывается, а кнопки движения меняются местами.



Разбираться в хитросплетении условий и обстоятельств Noita — безумно интересное занятие. Опытный игрок чувствует себя мудрым охотником или рыболовом, который может определить рыбу по всплеску воды. При этом просто пройти основную кампанию недостаточно, чтобы считать себя экспертом: как минимум, есть еще одиннадцать Сфер Истинного Знания, охота за которыми — отдельное испытание для сильных духом. Незначительный спойлер: если немного постараться, то на первом же уровне можно покинуть зловещую пещеру и ненадолго отправиться в небеса, и найти там нечто интересное.

Говорят, Noita можно пройти за пять минут. Экспресс-забег до финальных титров может занять часа полтора, если, конечно, сумеете не умереть. Полное прохождение занимает у опытных игроков порядка 10 часов — это, опять-таки, если не умирать. В то же время, вполне нормально наиграть 200+ часов, не увидев и трети контента. Даже удивительно, что такую махину сделали трое разработчиков из Финляндии — хотя, с другой стороны, кто если не они? Петри Пурхо стоял у истоков инди-движения со своей Crayon Physics, Олли Харьола сделал инновационный платформер The Swapper, а Арви Тейкари участвовал в разработке лауреата гран-при фестиваля IGF, головоломки Baba is You. Эти три финских богатыря независимой разработки игр сделали вполне былинную игру, позволяющую почувствовать себя таким же богатырем — хрупким, порой прямо беспомощным, но могущественным и в сущности бессмертным. Закономерный итог и объяснение тем пятнадцати тысячам «крайне положительных» отзывов.

Повторимся, Noita подойдет не всем: эта игра требует терпения, огромного количества времени и любви к специфическому, болезненному жанру roguelike. Однако тех, кто осмелится бросить ей вызов, ждет награда — ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения, когда после удачного забега вытираешь пот со лба и открываешь бутылку чего-нибудь холодного. Если в вашей реальной жизни не слишком много места для подвигов, то Noita поможет это компенсировать. А это, в общем-то, одно из главных достоинств, за которые мы любим видеоигры.

Обсудить