Оглавление

Обзор Stones Keeper — не замена «Героям», хотя кое в чем игра их превзошла

А вам слабо сказать новое слово в жанре, делая игру вечером после работы?

Плох тот разработчик, который не хочет создать свою Heroes of Might and Magic. Ну или Disciples, или King’s Bounty, или что-нибудь похожее. Вот и Stones Keeper — дебютный проект крохотной студии SK Team — пошаговая стратегия с RPG-элементами и тактическими сражениями на специально отведённых аренах. Силами двух основных разработчиков и горстки художников-фрилансеров проект создавали на протяжении шести лет. Теперь новинка доступна в Steam по цене нескольких банок пива. Однако стоит ли тратить на неё своё время?

Как и во всех подобных играх, значительная часть событий Stones Keeper разворачивается на глобальной карте. Перемещая по ней свой летающий замок, вы находите дружелюбно настроенных персонажей, способных дать поручение и последующую награду, а также отряды врагов — как обычных разбойников, так и волшебных существ. Кроме того, есть смысл немного поиграть в пиксельхантинг и отыскать незаметные на первый взгляд источники различных бонусов и ресурсов. Число возможных перемещений и действий за ход ограничено, хотя в режиме кампании (а он тут основной) это не то чтобы важно: сюжет и враги смиренно ждут, пока вы неспешно исследуете окрестные земли.



Причём никто не запрещает полностью сконцентрироваться на одних лишь обязательных для посещения лагерях, шахтах, крепостях и остальных важных локациях, игнорируя все дополнительные. Правда, тогда не удивляйтесь, если вам в какой-то момент не хватит ресурсов, сил и очков опыта для битвы с условным «боссом». Гении тактики, впрочем, могут попробовать и заспидранить Stones Keeper — не исключено, что у них это получится, хотя сражения тут весьма сложные.

К слову о пошаговых тактических битвах. Начнём с того, что именно они наглядней сильнее всего демонстрируют дешевизну Stones Keeper: если глобальную карту художникам ещё кое-как удалось детализировать, а всевозможные знаки, портреты и миниатюры у них так вовсе вышли стильными, то полупустые арены и почти не анимированные юниты, движущиеся словно картонки, смотрятся не особо приятно.



Вдобавок каждый юнит занимает от двух до шести клеток (подобно трехмерным Heroes), на поле боя почти всегда хватает разных препятствий, а для дальнобойных атак (так или иначе доступных каждому существу) на линии выстрела не должно быть лишних объектов (прямо как в Age of Wonders). Сражаться приходится в тесноте, и часть игроков это может обидеть. Конечно, правила едины для всех, включая ваших противников, но когда бойцы стоят в очереди, чтобы куда-то пройти, это и выглядит довольно глупо, и сильно вредит темпу сражений.

Немного расчистить арену позволяют бомбы, и в основном они применяются как раз для этого, поскольку их длинный «фитиль» даёт противникам время покинуть опасную зону. Впрочем, взрывчатка не бесконечна, а число очков действия у юнитов весьма ограничено, так что толкотни всё равно не избежать да и наносить урон врагам лучше традиционными способами: основательно стукнуть их магией или чем-то тяжёлым.



Основных рас в Stones Keeper четыре: люди, нежить, эльфы и орки. В режиме кампании мы выступаем на стороне человечества, которое стало жертвой агрессии со стороны всех соседей одновременно. Впрочем, внутри нашего королевства сепаратистов и интриганов тоже хватает — игра иногда бывает мрачной и действия главных героев порой морально неоднозначны.

В бой изначально дают вести только трёх юнитов — мечника, рейнджера и паладина, а позже отряд пополняют всадник с копьем и могучий грифон, способный бить сразу нескольких рядом стоящих врагов. У вражеских войск тоже хватает полезных умений: нежить, к примеру, горазда питаться здоровьем ваших солдат, а весьма крепкие элементали (как правило, защищающие артефакты) бьют по большой площади с помощью камнепадов и цепных молний и даже способны призвать миньонов.



Кроме того, воякам можно выдать доспехи и оружие и положить им в карманы боеприпасы, зелья и бомбы. Обратите внимание, кстати, что размеры отрядов в Stones Keeper крохотные — одна фигурка олицетворяет не много десятков, а то и сотен существ, а одного и единственного, что очень странно по меркам жанра, да и в сюжет не сказать чтобы вписывается идеально. Зато всех юнитов можно прокачивать, так как очки опыта универсальные: вы сами решаете, на кого их потратить и какие умения им прикупить. Если же вдруг боец погиб, то его следует воскресить после битвы за деньги — правда, монеты довольно быстро кончаются, и их разумно копить для действительно тяжёлых случаев, а часть относительно простых сражений — проходить заново, чтобы обойтись без потерь.

Аскетичная графика, чересчур традиционный, а то и скудный, ассортимент воинов и их умений, а также извечная теснота полей боя могли бы сделать сражения в Stones Keeper (и заодно всю игру) неинтересными и надоедающими. Но разработчики из SK Team превратили каждую битву в запоминающееся приключение: придумали множество уникальных сценариев и припасли уйму сюрпризов для геймеров. Тут есть и штурм укреплений с необходимостью взрывать турели, и оборона от нескольких волн врагов, а также спасение пленных при ограниченном запасе времени, сопровождение беззащитного, но очень важного груза и даже (кривая в плане дизайна) стелс-миссия.



Кроме того, тут случаются ситуации, когда враги или вы получаете подкрепление по ходу боя (как предсказуемые, так и внезапные). Временные союзы, засады, предательства, встроенные развилки сюжета и встречи с последствиями своим предыдущих решений — все они тоже встречается в битвах. И, пожалуй, это то, что позволяет Stones Keeper выделиться и обогнать всех популярных коллег по жанру.

Интересные и разнообразные сражения на тактической карте — основная причина одолеть пятнадцатичасовую кампанию Stones Keeper, единственную и будто бы обучающую, неполноценную. Некоторые игровые механики в этом режиме попросту не успевают толком раскрыться: например, редкие виды ресурсов (коих в игре зачем-то сразу четыре, помимо денег, руды и древесины) выдают порционно и ровно столько, чтобы вам хватило на кузницу, лабораторию и ещё пару важных построек. Вдобавок очень долго остаётся загадкой, для чего замку собственные очки «здоровья». Да и к наёмникам доступ дают лишь под конец прохождения, когда вы уже основательно прокачали своих стандартных бойцов. Даже разработчики в комментариях в Steam признают, что кампания вышла слишком поверхностной и короткой.



Далеко не идеальны и остальные режимы Stones Keeper: онлайн-мультиплеер вполне предсказуемо пуст, глобальная карта для полноценного стратегического противостояния предусмотрена только одна, а многочисленные арены для пошаговых битв не в состоянии предложить что-либо новое тем, кто успел одолеть весь сюжет. Спасибо хоть, что есть любимый народом «хотсит» — возможность сражаться друг с другом за общим компьютером. Но будем честными: сейчас подобное слабо востребовано вопреки массовой ностальгии.

Если кампания уже пройдена, то вам остаётся только попробовать свои силы в игре за нежить, эльфов и орков — освоить их юниты и боевые умения прежде чем удалить Stones Keeper с компьютера. И хотя SK Team обещает и дальше улучшать свой проект, едва ли он как-либо кардинально изменится. Во всех смыслах отличной игрой, точно способной порадовать и покорить фанатов жанра Stones Keeper станет только тогда, когда разработчикам дадут бюджет на ремейк, а также пару советов по геймдизайну. Если дадут: такое ведь совсем нечасто бывает…

Обсудить