Оглавление

Old World – Civilization на минималках

Попытка скрестить две такие непохожие стратегии, как Sid Meier’s Civilization и Crusader Kings

Спокойный послеобеденный отдых великого царя Вавилона прервали стражники. Они доложили, что в окрестностях столицы поселился какой-то дурачок, к которому крестьяне бегают за советами. Правитель подумал-подумал и взял паренька на службу, все-таки без шута как-то скучновато. Сначала дурачок просто веселил монарха, но через несколько лет разошелся и начал учить принцев и принцесс всяким нехорошим штукам. Царь долго терпел, но потом не удержался и выгнал дурачка, порадовав уставших от оскорблений придворных. Вам сейчас показалось, что это история из Crusader Kings III? Не угадали, я всего лишь пересказал цепочку событий из Old World – новой 4X-стратегии от Сорена Джонсона и его студии Mohawk Games.

Знатоки игровой индустрии наверняка слышали про Джонсона – главного геймдизайнера Sid Meier’s Civilization IV. Одни поклонники серии превозносили его до небес, считая четвертую часть лучшей в истории, другие же яростно критиковали, утверждая, что игра стала скучной и отошла от канонов. Позже Джонсон работал над спорной Spore, а в 2013-м основал Mohawk Games. Сперва он сделал экономическую стратегию Offworld Trading Company, а затем вернулся к теме 4X в Old World.



Old World вышла 1 июля, но это мало кто заметил — возможно, потому что игра уже почти два месяца находилась в раннем доступе. Тем не менее, время для релиза было выбрано удачно: история шестой Civilization подошла к своему финалу, а единственного достойного конкурента – Humankind – перенесли на август. Впрочем, уместно ли тут слово «конкурент»? Ведь и Civilization, и Humankind показывают всю историю человечества, а Old World посвящена строго Древнему миру. Никаких ружей, пароходов и реактивных самолетов здесь нет, развитие военной науки заканчивается на тяжелых кавалеристах (катафрактариях) и копейщиках, а каждое новое исследование меняет мир не слишком сильно. Зато схема открытий нетипичная – игра как будто тасует колоду карт с доступными технологиями, выдавая по несколько штук на выбор. Получить можно не только стандартные исследования, но и одноразовые «плюшки», например, бесплатного поселенца или лучника. Поэтому ни одна партия не похожа на другую, зачастую ждешь десятки ходов, прежде чем сможешь открыть боевые колесницы или губернаторов.



Так как Old World рассказывает про древний мир, то и цивилизации подобраны соответствующие – Ассирия, Вавилон, Карфаген, Египет, Греция, Персия и Рим. Странно, конечно, что в списке нет ни Индии, ни Китая, но их, возможно, добавят позже. Зато система лидеров выглядит реалистично – Ромул не сможет бесконечно править Римом, он человек, а значит, смертен. Поэтому готовьтесь выращивать преемника, делая различные выборы в случайных событиях. Говорят, что можно даже проиграть, если умрут все желающие занять трон, но сделать это сложно – обычно претендентов достаточно, остается только менять порядок наследования, подбирая самого подходящего.

Сам царь не только дает бонусы стране вроде снижения стоимости производства стрелков или ускоренного прироста очков науки. Его, как и любого придворного, можно сделать губернатором или генералом. Само собой, к карьере чиновника или военного склонен не каждый, поэтому внимательно читайте описания персонажей. Кто-то только навредит армии, снижая ее силу, зато другой, наоборот, легко станет великим завоевателем. В частности, отряд под командованием того же Ромула умеет оглушать врагов после удара – это очень полезно на начальных стадиях игры, когда приходится сражаться с варварами, чтобы расчистить места для поселения. Да, вы не ослышались, в Old World строить новые города разрешается только в заранее определенных точках. К счастью, эти точки можно застолбить, поставив там отряд воинов или разведчиков.



Бороться за территории будете не только вы, но и искусственный интеллект, а он неплох, ведь Джонсон считался выдающимся разработчиком ИИ еще когда трудился в Firaxis. Страны под управлением компьютера с первых ходов ввязываются в гонку за жизненное пространство, и если не хотите ее проиграть, придется быстро исследовать мир и занимать важные позиции. Преимущество тут обычно у противников, ведь на всех уровнях сложности, кроме первого, враги начинают с количеством городов от двух до пяти. Это, конечно, можно отменить в расширенных настройках, но я бы не советовал – играть станет не так интересно. В любом случае, ИИ хорош, и выбирать максимальную сложность для первой партии не советуем, если, конечно, нет желания проиграть, не успев разобраться в новых механиках.

Таких механик немало, и одна из самых необычных связана с приказами. Захотели переместить разведчика? Потратьте приказ. Желаете построить шахту или лесопилку? Отдайте еще один. Собираетесь заключить брачный союз с царем-соседом? Раскошеливайтесь дважды. Надо ли говорить, что количество приказов ограничено и хватает их не всегда, поэтому едва ли не каждый ход приходится решать, что важнее – переброска войск на границу или увеличение добычи камня? Да, число приказов можно увеличить, усиливая династию, исследуя технологии, строя здания или покупая за ресурсы, но ведь и страна постепенно растет, так что муки выбора никуда не денутся. Выбирать здесь приходится чаще, чем в Civilization, ведь каждый ход случаются новые события – порой по несколько штук. Встреченная цивилизация может угостить ваших солдат, после чего те начнут страдать от диареи. Согласитесь на компенсацию, поверив, что это случайность, или же поссоритесь с соседом, обвинив в отравлении? Боги устроят дуэль на небесах, а вам нужно решить, что делать – организовать жертвоприношение или же сохранить продукты на случай апокалипсиса? Порой некоторые варианты выбора недоступны из-за нехватки умений или отсутствия у правителя нужных навыков, а иногда события приводят к результатам, которых не ждешь вроде войны.



Войны в Old World вспыхивают часто, так как искусственный интеллект ведет себя агрессивно. Не раз и не два послы соседних стран потребуют дань, причем существенную – вроде половины добычи дерева на следующие 40 ходов. С учетом того, что партия длится 200 ходов, выплаты больно бьют по экономике, поэтому важно не только строить здания, но и обучать новые отряды. Иначе можно с ужасом обнаружить, что остался без армии именно тогда, когда на столицу надвигается вражеская орда. Интересно, что деньги для строительства бойцов не требуются – только ресурсы, вроде дерева, камня, железа или специальных очков. Ресурсы, которые также уходят на здания, еще нужно добыть, строя лесопилки, каменоломни и шахты, которые тоже не бесплатны. Хотя, в крайнем случае, вас спасет рынок, где за золотые можно прикупить ресурсы, пусть и по грабительскому курсу.

Сама война выглядит привычно – каждый отряд прокачивается и занимает одну клетку, но вот передвигаться без приказов не получится. Искусственный интеллект сражается неплохо – умело пользуется особенностями войск, выставляя копейщиков против конницы, и старается всегда добивать ваших раненых. На стратегическом уровне компьютерные противники тоже приятно удивляют. Однажды моему Вавилону довелось воевать с Персией, проход к которой лежал через узкое ущелье в горах. Враги оставили там небольшие силы прикрытия, а остальную армию куда-то увели. Я-то подумал, что они отправились бить союзный мне Карфаген, и был шокирован, увидев через пять-шесть ходов огромное войско у стен отдаленного города. Оказалось, что персы пошли в обход и ударили туда, где защитников меньше всего. Скорее всего, в том районе у них скрывался разведчик, который и доложил наверх о дыре в обороне. Впрочем, любовь ИИ к хитростям можно обратить в свою пользу. В следующий раз я специально отвел войска от столицы, а когда неприятель появился под стенами, вернулся и выиграл войну.



Вообще, в Old World еще немало интересных механик, которые открываются постепенно. На карте вам встретятся не только «большие», но и «малые» народы, имеющие по несколько поселений. С ними можно дружить и заключать браки, а можно и воевать, чтобы расчистить место под города. Также придется лавировать между знатными домами, каждый из которых мечтает основывать поселения и требует места в «правительстве». Не забыли авторы игры и про религию со шпионажем, хотя они менее важны, чем в Civilization. По-своему Джонсон переосмыслил и чудеса света – в Old World нельзя начать возводить пирамиды, а потом рвать на голове волосы, узнав, что ассирийцы справились раньше. Как только какая-то страна отправляет рабочего строить Чудо, для всех остальных оно просто блокируется.

Без недостатков, увы, не обошлось. Первый и самый главный – нехватка разнообразия. Цивилизаций всего семь, и когда вы победите за каждую, останется только повышать сложность. Правда, есть еще два сценария – история Карфагена из четырех глав и битва за выживание против варваров. Но они отличаются от обычных партий не так сильно, как «Красная смерть» или «Пираты» в Civilization VI. Да, авторы модов не спят и уже добавили несколько новых наций. Непонятно только, что мешало сделать то же самое разработчикам.

Вариантов победы тоже маловато: либо набрать нужное число очков, либо выполнить 10 амбиций – заданий в стиле «уничтожить 15 юнитов» или «построить 4 города». Интерфейс получился спорным, а обучающие окна не всегда появляются вовремя – приходится лезть в энциклопедию и разбираться во всем самому. Но потенциал у игры есть. Главное, чтобы разработчики ее не забросили и выпустили пару-тройку качественных дополнений. И тогда новая стратегия превратится в полноценную серию игр с легко предсказуемыми названиями продолжений – Medieval World, New Age World, Modern World…

Несмотря на несколько нетипичных механик, Old World не хватает разнообразия, и звание «Стратегия года» она вряд ли получит. Но если вам нравятся древние времена и хочется чего-то новенького, стоит попробовать, ведь игра обойдется недорого.

Обсудить