Оглавление

Persona 5 Royal: ограбление по-японски

Ролевая игра, в которой чужая душа может оказаться целым казино с блекджеком и монстрами

Не всем нравится перепроходить игры — особенно если на путь к финишу уйдет до 100 и более часов, как в случае с Persona 5. Именно столько времени требуется, чтобы герой — простой японский школьник — за один учебный год спас самого себя, нескольких друзей, а заодно и мир. Но что если в знакомой истории появятся новые подробности и новые лица, а мелкие изменения сделают удобней решительно все? Именно на эту делает ставку Persona 5 Royal — улучшенная и дополненная версия ролевой игры, дебютировавшей у нас примерно три года назад.



По сути, это все та же Persona 5 — мистический детектив, в котором легко говорят на серьезные темы, не ударяясь ни в чернуху, ни в совсем уж яростное морализаторство. Если рассказывать вкратце, в основе всего происходящего лежит фантастическое допущение. Герои-подростки, столкнувшиеся с несправедливостью, находят способ быстро и эффективно перевоспитывать тех, кого нельзя наказать обычными способами. Физрук терроризирует всю школу, угрозами заставляет учениц спать с ним, но на него невозможно найти управу? Влиятельный художник выстроил карьеру, присваивая себе работы учеников, но слишком много людей готовы помочь ему замять любой возможный скандал? Бандит втягивает школьников в темные дела, а потом шантажирует, но у полиции нет против него никаких свидетельств? Самое время для вчерашних изгоев превратиться в благородных авантюристов и стильно нырнуть в богатый внутренний мир того или иного злодея, где повсюду, само собой, — охранники и сигнализация. Когда все препятствия будут преодолены, команда сможет в буквальном смысле слова выбить из сердца зарвавшегося негодяя всю дурь.

Если вы прошли оригинальную Persona 5, в самом начале Royal вам дадут «подъемный капитал», чтобы было на что закупаться экипировкой и другими важными предметами, а также небольшой запас лекарств.


Изменения Persona 5 Royal невозможно оценить по-настоящему, если не знаешь, как устроена игра. Главному герою (он же — лидер команды перевоспитателей) действительно предстоит день за днем совмещать учебу и экзорцизм: ролевая игра в Persona 5 объединена с симулятором школьника. На уроках учителя время от времени экзаменуют подопечного на разные темы. Если ответить правильно, герой станет чуть умнее (это важно для общения с персонажами-интеллектуалами). И вот вроде бы мелочь — все вопросы в Royal по сравнению с оригиналом либо переформулированы, либо придуманы с нуля. Но это сразу же оживляет процесс для тех, кто уже прошел игру однажды, — особенно с учетом того, что на уроки приходится ходить регулярно.



Другая, казалось бы, мелочь — говорящий кот Моргана теперь почти не заставляет главного героя (он же лидер команды) сразу укладываться спать после каждой вылазки во враждебные внутренние миры. У персонажа остается возможность заняться домашними делами (например, мытье полов улучшает отзывчивость). Это не только уничтожило целый пласт мемов про суровость Морганы — дело в том, что время в Persona 5 всегда было и остается на вес золота. Борьба с чужими демонами задает дедлайны (скажем, к такому-то числу негодяй должен быть перевоспитан), дни в промежутке — бесконечная череда решений, чему сегодня отдать приоритет: вылазке в лабиринт, встрече с кем-то из знакомых или работе над собой. Остроты добавляет то, что все взаимосвязано: скажем, приходишь к знакомой, но она не собирается изливать тебе душу (и разучивать полезный для боев навык), пока ты не станешь немного начитанней. В такой ситуации дополнительная возможность прокачать тот или иной социально важный параметр — способ быстрее получить больше контента: от новых спецприемов в арсенале напарников и полезных предметов до собственно побочных историй персонажей, которые раскрываются по чуть-чуть с каждой новой встречей.

Как и в оригинале, бои в Persona 5 Royal пошаговые. Герои получают доступ магии и боевым навыкам, вызывая Персон — олицетворение своего истинного «я», принявшее форму знаменитого литературного героя, вроде Зорро, исторического деятеля либо божества. Главный герой — исключение из местных правил: он умеет использовать целый арсенал Персон, вербовать новых, переговариваясь с ними в лабиринтах, а самых мощных получать, принося в жертву уже имеющихся. В Royal у каждой Персоны есть «характерная черта» (trait) — за ее счет можно, например, наносить на 20% больше урона заклинаниями, бьющими по одному врагу, или значительно усилить все лечебные заклинания. Это очень удобно и упрощает, например, прохождение на «харде».




Изменений хватает и в богатом внутреннем мире злодеев. В каждом лабиринте появились дополнительные коллекционные предметы, разбитые на несколько частей. Собрать все — значит, излазить карту вдоль и поперек, чтобы отыскать хорошо спрятанные помещения. Поиски стоят затраченных усилий — получившийся предмет можно превратить в аксессуар с дополнительным полезным боевым навыком. Скажем, приемом, который выставляет перед одним из союзников щит, отражающий почти все атаки. Переиначены и сами схватки с боссами, чтобы вернуть в бои ощущение новизны: конечно, ветераны уже помнят, что у бандита-шантажиста есть гигантский свиноробот и поэтому машину он бросит в бой сразу, а потом еще и позовет телохранителей, устойчивых к разным типам магии. Вот и появившийся у главного героя чудо-крюк, который позволяет подтягиваться к некоторым платформам, тоже явно понадобился, чтобы освежить пробежки по лабиринтам — а то все ходи да прячься за углами.



Наконец, новые герои с побочными историями — и гимнастка Касуми, и психолог Маруки — встроены в повествование в типичной для Persona 5 манере. Их представляют герою постепенно, усиливая интригу, но в то же время регулярно напоминают об их существовании. Касуми, например, появляется как второстепенный персонаж в сценках, связанных с эпизодом с физруком, — еще до того, как с ней можно подружиться. Маруки иногда проводит уроки для класса главного героя и заглядывает по ходу событий в кафе его опекуна. Единственная претензия — игра иногда слишком уж ловко прячет новый контент подальше, чтобы удерживать внимание игрока до последнего. Скажем, дополнительный сюжетный эпизод откроют только после того, как герои подберутся почти к самому финалу.

Чтобы открыть новый сюжетный эпизод, важно к 18 ноября прокачать отношения с психологом по максимуму, при том, что почти весь октябрь вас будут по сюжетным причинам занимать другие проблемы. Другое дело, что вы наверняка и так бросите все силы на переговоры с новыми персонажами (и с детективом Акети, отношения с которым раньше прокачивались автоматически), если уже проходили игру раньше, — за это вас тоже вознаградят в секретном эпизоде.




Если вы никогда не играли в Persona 5, то все эти мелочи вряд ли убедят вас дать шанс Persona 5 Royal — но, возможно, поможет наша рецензия на оригинальную игру. А если вы и без того подумывали к ней вернуться, Royal — отличный повод это сделать. В Persona вообще приятно возвращаться именно, когда уже знаешь, что произойдет, и подмечать детали. Вот персонажей, которые сыграют важную роль в дальнейшем, показывают мельком уже в самом начале, вот герои — казалось бы, научившиеся быть внимательней к чужой беде, — легко отталкивают одного из своих лучших союзников, слишком долго не замечая, что тот теряет веру в себя.

Какие-то эпизоды по-прежнему выглядят очень наивными, вроде всей сюжетной линии врача, которая испытывает на герое новое лекарство, какие-то — поверхностными (вся сюжетная арка с политиком). Но в Persona 5 все искупает искренность, неожиданные фразы в откровениях тех или иных героев, которые внезапно бьют в цель. «Лучше сегодня пойти спать», — говорит Моргана. И правда, ведь Persona 5 снова отхватила у меня больше сотни часов.

Обсудить