Оглавление

Phoenix Point — лавкрафтовский X-COM

Неидеальная тактическая стратегия, у которой есть все шансы со временем превратиться в отличную игру

В начале 90-х геймдизайнер Джулиан Голлоп был не менее важной иконой игровой индустрии, чем Сид Мейер или Джон Ромеро. Такую славу ему обеспечила оригинальная X-COM: UFO Defense — революционная тактическая игра про войну с пришельцами, более известная в Европе как UFO: Enemy Unknown. В 97-м Джулиан Голлоп также занимался разработкой X-COM: Apocalypse, которая стала его последней стратегией про инопланетных захватчиков на последующие двадцать лет. Ну а недавний успех перезапуска XCOM от Firaxis Games вдохновил Голлопа вернуться к жанру и выпустить собственную идейную наследницу оригинальной UFO Defense — этой игрой и стала Phoenix Point.



В Phoenix Point игрок выступает лидером последней действующей ячейки «Проекта Феникс» — секретной организации, созданной для борьбы с таинственным пандоравирусом. Увы, в прошлом руководство «Проекта Феникс» не смогло предотвратить Апокалипсис: еще до начала игры супервирус превратил миллионы людей в монстров и изменил биосферу планеты до неузнаваемости. Старые государства исчезли, а на руинах цивилизации возникли новые фракции, которые не могут найти друг с другом общий язык — настолько разные у них идеологии. В преддверии следующего нашествия пандоравируса игроку необходимо сделать все возможное, чтобы поставить на ноги «Проект Феникс» и спасти остатки человечества.

В плане тактических сражений Phoenix Point больше напоминает перезапуск XCOM от Firaxis Games, чем культовую UFO: Enemy Unknown или, скажем, Xenonauts 2014 года. Если вы ждете до абсурда комплексную стратегию, где у каждого бойца будет достаточно очков действия, чтобы за свой ход выполнить десять различных приказов, то, скорее всего, разочаруетесь. Как и в новых XCOM, в Phoenix Point действия оперативников почти всегда сводятся к одной из трех комбинаций: солдат может выстрелить несколько раз подряд, пробежаться и выстрелить или потратить все очки, чтобы за раз преодолеть большое расстояние.



Это отнюдь не означает, что битвы в Phoenix Point напрочь лишены олдскульной глубины старых игр. Так, по аналогии с дебютным проектом Джулиана Голлопа, у каждого бойца есть свой инвентарь, доступный даже посреди схватки. Таким образом можно взять на миссию запасные пушки, гранаты, аптечки и другие полезные предметы, а затем изменить экипировку оперативника прямо в пылу сражения. К тому же в Phoenix Point оперативники прокачивают сразу две специализации: то есть на задание можно отправить, например, бойцов с гранатометами и марксманскими винтовками и задействовать их то как тяжелых штурмовиков, то как снайперов. Подобная многофункциональность оперативников ощутимо развязывает командиру руки во время принятия тактических решений.

Самая крутая особенность Phoenix Point — прицельная стрельба в стиле новых «Фоллаутов», когда игрок может выбрать конечность врага, по которой будет нанесен выстрел. Грамотное использование данной механики — один из залогов успеха. Прицельная стрельба позволяет, например, замедлить монстра, вызвать у него кровотечение, лишить какой-то способности. Кроме того, так можно ранить даже тех врагов, которые укрываются за огромными щитами, а также убивать паразитов, попытавшихся контролировать сознание кого-нибудь из оперативников.



Происходящее на глобальной карте, в целом, напоминает то, что предлагают похожие стратегии: игрок занимается исследованием новых технологий, улучшает свои базы, изготавливает предметы экипировки, а также разведывает точки интереса с помощью транспортного самолета с бойцами на борту. Отличие Phoenix Point от игр-конкурентов — в акценте на дипломатию. Большую роль здесь играют отношения, которые «Проект Феникс» выстраивает с тремя главными фракциями мира: Новым Иерихоном, последователями Ану и Синедрионом. При желании, конечно, можно ни с кем не дружить, рейдить поселения этих группировок ради ресурсов, технологий или дополнительных транспортных самолетов. Но если заслужить уважение той или иной фракции, выполняя ее задания, то можно быстрее копить ресурсы, получить право брать рекрутов из числа ее сподвижников и открыть элитные классы, вроде жреца Ану, который способен контролировать сознание врагов. Кроме того, союзник поможет «Проекту Феникс» в борьбе с монстрами: так, Новый Иерихон будет периодически уничтожать гнезда чудовищ на глобальной карте, а Синедрион оснастит свои базы специальными репеллентами, которые останавливают распространение пандоравируса в данном регионе. Главное — не забывать, что фракции терпеть не могут друг друга, поэтому помогая одной, непременно подпортишь отношения с остальными.

Отличие Phoenix Point от игр-конкурентов — в акценте на дипломатию.



Дружественная фракция поделится с «Проектом Феникс» не только элитными бойцами, но и технологиями. Другое дело, что это как раз не такое уж значительное преимущество: новые «игрушки» — не обязательно лучше старых. Чаще всего они отличаются какими-то отдельными характеристиками, но при этом не являются прямым апгрейдом. В результате в Phoenix Point нет той приятной прогрессии, которую обычно предлагают подобные игры: постепенно превращать подчиненных в непобедимых ангелов смерти.



А еще Phoenix Point страдает от многочисленных недоработок баланса. Например, сейчас нет особого смысла брать на миссию боевые машины Скарабей, так как они наносят мизерный урон, но при этом занимают сразу четыре ячейки в отряде, которые лучше потратить на дополнительных оперативников. А тяжелое оружие получилось абсолютно бесполезным из-за низкой точности. В большинстве случаев обычный пистолет эффективнее пулемета, так как его хотя бы можно использовать несколько раз за ход. Вдобавок бойцы тут легко могут погибнуть после нескольких вражеских ударов — это не было бы настолько серьезной проблемой, если бы игроку не приходилось тратить на найм одного рекрута столько же ресурсов, сколько на строительство трех новых помещений на базе.

Другая слабая сторона Phoenix Point — скудный набор врагов. Ближе к концу игрок будет сражаться по большей части с теми же мутантами, что и в начале. Разница лишь в том, что они поменяют вооружение. В результате бои начинают быстро приедаться. Впечатление портит и скучный визуальный дизайн противников. Авторы вдохновлялись произведениями Лавкрафта и фильмами ужасов в духе «Нечто» Джона Карпентера, стремясь сделать более мрачный X-COM, но на деле порождения пандоравируса получились не особо пугающими и, главное, невыразительными. Тут нет никого, кто мог бы потягаться «обаятельностью» с сектоидами или дохляками.



Да и в целом игре явно не хватает тех важных элементов, которые добавляют шарма проектам Firaxis: к примеру, видеороликов с вивисекцией монстров или анимированных помещений базы, чтобы понаблюдать, как оперативники проводят досуг. Все это могло бы усилить эффект погружения, но авторам, скорее всего, не хватило бюджета. А еще в Phoenix Point довольно примитивный редактор персонажей, в результате чего здесь нельзя персонализировать каждого бойца так, как это можно сделать в той же XCOM 2.

Дата выхода Phoenix Point переносилась несколько раз, но все равно складывается впечатление, что новинке не помешали бы дополнительные полгода разработки. Общее позитивное впечатление портит нехватка контента (выбор врагов и опции по кастомизации бойцов оставляют желать лучшего) и проблемы с балансом. Однако потенциал у Phoenix Point несомненно есть: с помощью обновлений и DLC игру вполне реально превратить в одну из лучших тактических стратегий про войну с пришельцами. Кто знает, подобная метаморфоза вполне может случиться уже в следующем году, как раз к релизу игры в Steam.


Читайте также



Обсудить