Оглавление

Project Zero: Maiden of Black Water — атмосферный японский фолк-хоррор

Ремастер малоизвестной игры семилетней давности получился неоднозначным, но захватывающим

Project Zero (которую многие также могут знать под именем Fatal Frame) — японская хоррор-серия с богатой историей. Пусть Resident Evil и Silent Hill более известны, зато Project Zero всегда предлагала оригинальный геймплей, во многом не похожий на то, что можно было увидеть у конкурентов. К сожалению, последняя часть сериала вышла аж в 2014 году на Wii U, так что в нее практически никто не поиграл. Зато ее только что перевыпустили на всех наиболее актуальных игровых платформах, так что опробовать ее теперь могут не только владельцы странноватой предыдущей консоли Nintendo. Чем мы, собственно, и решили заняться.



В центре сюжета Maiden of Black Water — гора Хиками. Издревле про нее ходили жуткие слухи, а на самой горе существовал весьма своеобразный культ, целью которого было помогать приходившим сюда путникам обрести «хорошую смерть». В конце концов этот культ был фактически уничтожен при весьма странных обстоятельствах, гора превратилась в место паломничества для всех окрестных самоубийц, на ее склонах начали встречать призраков, а в окрестностях принялись время от времени пропадать люди.

Главные герои игры — три очень разных персонажа, судьба которых каким-то образом связана с горой Хиками. Управляя каждым из них по очереди, игрокам предстоит лицом к лицу столкнуться с таинственными силами, пристанищем которых стала гора, и попытаться понять, что же происходит на самом деле.

Основное в геймплее — исследование локаций и сражения с привидениями. Как и во всех остальных частях Project Zero, в качестве оружия используется особый антикварный фотоаппарат. Фокусируясь на уязвимых местах привидений и делая снимки, вы наносите противнику урон. Чем ближе он в этот момент к вам и чем больше уязвимых мест попало в кадр, тем больнее становится призраку. При этом между фотографиями приходится делать небольшую паузу, чтобы зарядить следующий кадр, а запасы пленки ограничены.



Игра специально устроена таким образом, чтобы побудить игрока не просто долбить в бою по одной кнопке, а стараться правильно выбирать момент для снимка и искать наиболее выгодное положение, чтобы удачно выстроить кадр и с минимальными затратами нанести максимальный урон. В результате боевка получилась неторопливой, но в меру напряженной и очень интересной. Она требует терпения, довольно крепких нервов и даже определенного тактического мышления.

К тому же, призраки в Maiden of Black Water попадаются очень разные — у каждой разновидности свои повадки. Если в начале вам противостоят совсем уж медлительные и предсказуемые противники, то постепенно все чаще приходится биться с покойниками и покойницами, которые резко меняют позицию, используют новые виды атак и даже обманные приемы, чья цель — заставить вас нажать на спуск в неподходящий момент и потратить время на перезарядку камеры. Приходится быть все внимательнее и все чаще пользоваться дополнительными возможностями, которые дают различные линзы, что попадаются вам по ходу сюжета. Они могут, например, на время парализовать противника, причинить ему еще больше урона или восстановить часть вашего здоровья.

Исследовать локации тоже крайне интересно (с некоторыми оговорками, на которых мы подробнее остановимся чуть ниже). Уровни в Maiden of Black Water довольно обширные, со множеством укромных уголков и необязательных закоулков, и практически в каждом найдется что-то полезное или интересное: свежая пленка, лекарства или просто записки, оставленные кем-нибудь из NPC и проливающие свет на события, происходящие вокруг таинственной горы. Поэтому последняя Project Zero — из тех игр, где стараешься обследовать все уголки карты. Тем более, в конце каждой главы найденные и оставшиеся неиспользованными предметы подсчитываются, а полученные за них очки можно потратить на апгрейды для камеры и линз.



Но по-настоящему продают игру ее атмосфера и внутренняя мифология, которая постепенно раскрывается в катсценах и тех самых записках. Признаемся, очень страшной Maiden of Black Water не назовешь, но разработчики по-настоящему умело внушают игроку, что он находится в очень нехорошем и мрачном месте с весьма темной и кровавой историей. И визуальный, и звуковой дизайн очень этому способствуют: картинка в игре специально очень грязная, а в динамиках не умолкая нудит монотонный эмбиент, от которого становится очень неуютно.

Что касается мифологии игры, то описывать ее в подробностях мы, конечно же, не будем, чтобы не опускаться до спойлеров. Достаточно сказать, что история в игре рассказывается очень неоднозначная и своеобразная, а когда начинаешь наконец понемногу представлять, какие именно вещи творились и творятся на горе Хиками, то от этого прямо немного передергивает.

Увы, не все удалось разработчикам одинаково хорошо. Скажем, если лор Maiden of Black Water вышел по-хорошему жутким, то непосредственно сюжет как последовательность событий, происходящих с самими героями, получился едва ли не смехотворным. Практически каждая глава строится по одной и той же схеме: кто-то из играбельных персонажей отправляется на склоны горы (обязательно ночью!), чтобы разыскать там пропавшего NPC или другого играбельного персонажа, украденного призраками.



Еще одна проблема становится заметной ближе к концу игры, когда локации начинают банально повторяться. Заметим, разработчики все равно умудряются практически всегда повернуть дело таким образом, что вы в итоге видите уже знакомые места под новым углом. Например, в новой главе могут оказаться открытыми участки уровня, вход в которые до того был перекрыт. Но в заключительной части игры дело доходит совсем уж до смешного. Вас не просто отправляют в давно исследованные локации, но и требуют, чтобы вы прошли практически один и тот же путь за двух разных персонажей, лишь ближе к концу маршрута отправляя их по разным дорожкам.

Однако, атмосфера, лор и интересная боевка в результате все же спасают игру. Project Zero: Maiden of Black Water далеко не идеальна, но у нее есть внутренний стержень, благодаря которому интерес игрока по-настоящему не ослабевает до самого финала. Ограничения и недоработки несколько смазывают впечатление, но мир, который создали авторы игры, настолько интересен, что покидать его раньше времени все же не хочется. Поэтому, несмотря на проблемы, мы можем с уверенностью рекомендовать Maiden of Black Water и поклонникам жанра, и даже тем, кто обычно обходит его стороной. Это просто очень хорошая и атмосферная игра, серьезно испортить которую очень сложно.

Обсудить