Оглавление

Returnal — «День сурка» по-лавкрафтовски

Увлекательный, хоть и порой чересчур суровый экшен про смерть, перерождения и тентакли

Последние годы в интернете часто можно увидеть упреки в сторону Sony — мол, все эксклюзивы PlayStation слишком похожи друг на друга, и вообще компания боится идти на риски и давать зеленый свет нестандартным проектам. Все это, конечно, неправда: каждый, кто играл в The Last of Us и God of War, подтвердит, что это очень разные игры. Да и экспериментировать Sony тоже не боится: достаточно взглянуть на Death Stranding и Dreams, чтобы в этом убедиться. Ну а теперь в качестве примера можно также приводить и новый эксклюзив PS5 — Returnal — первый в истории высокобюджетный roguelite-экшен, да еще и от финской студии Housemarque, которая ранее никогда не делала ААА-игры. Вот уж действительно рискованный проект для любого издателя.



Как наверняка знают поклонники жанра, «рогалики» — не совсем те игры, от которых обычно стоит ждать хорошего сюжета или вообще сюжета в каком-либо виде. Тем не менее Housemarque приложила немало усилий, чтобы рассказать интересную историю, да и еще гармонично вписать ее в геймплей. Получилось хорошо: приключение астронавта Селены, переживающей по кругу один и тот же день на опасной планете Атропос, по мере прохождения становится все более странным и периодически подкидывает неожиданные повороты. Если любите фильмы-пазлы в стиле снятых Кристофером Ноланом, то Returnal явно не оставит вас равнодушными. Только учитывайте, что завершить игру придется несколько раз, если намереваетесь получить ответы на волнующие вопросы: у игры есть секретная концовка.



Но на деле вовсе необязательно быть фанатом Нолана, чтобы проникнуться тем, что происходит на экране — достаточно быть поклонником научной фантастики в целом. Авторы Returnal вдохновлялись многими sci-fi произведениями при создании мира игры, и это заметно. Так, аналоговые компьютерные панели корабля «Гелиос», на котором прилетела Селена, тут же заставляют вспомнить первого «Чужого», заброшенные статуи пришельцев и костюм героини напоминают о «Прометее», юркие твари с торчащими отовсюду щупальцами вызывают ассоциации с инопланетянами из «Грани будущего» или, ожидаемо, монстрами из рассказов Лавкрафта, а меланхоличный эмбиент, играющий на фоне, напоминает саундтрек «Аннигиляции». В совокупности все эти элементы создают узнаваемые, но при этом довольно уникальные сеттинг и атмосферу.



Хотя Returnal может похвастаться интригующими сюжетом и миром, важно осознавать, что это в первую очередь вспомогательные составляющие. Главное тут — геймплей. От того, понравится вам игровой процесс или нет, и будет зависеть конечнее впечатление от всего приключения. Почему я так акцентирую на этом внимание? Потому что Returnal — это не очередной кинематографический блокбастер, как может показаться по трейлерам, а довольно непростая игра, которую далеко не каждый геймер сможет осилить от начала до конца.



И первым высоким порогом вхождения для многих станут сражения. Housemarque раньше делала игры в жанре shoot 'em up, и в случае с Returnal попыталась поженить геймплей аркадных шутеров с «рогаликом» от третьего лица. В итоге в новом проекте финнов почти каждый монстр атакует игрока сгустками энергии, от которых приходится уворачиваться. Причем не только с помощью кнопки уклонения, но и кнопки прыжка, так как иногда снаряды летят низко над землей. Энергетических частиц порой так много (особенно в битвах с боссами), что бывает сложно разглядеть, что вообще происходит. В таких ситуациях без быстрой реакции ну никак не обойтись. Причем в бою нужно не только следить за вражескими снарядами, но и не забывать вручную перезаряжать оружие, попадая в определенный тайминг, чтобы данный процесс занимал как можно меньше времени. Эту механику явно освоят не все игроки, что, конечно, усложнит им жизнь.



Вторая преграда, которая остановит неподкованных «рогаликами» людей, — это рандом. По всем законам жанра здесь после смерти игрок начинает приключение заново, потеряв почти весь лут за исключением некоторых перманентных апгрейдов по типу крюка-кошки, позволяющего забираться в труднодоступные места. Ну а мир генерируется новым случайным образом, как и все предметы в нем. Соответственно, вполне реально несколько раз столкнуться с неудачно сгенерированными картами, на которых нет ничего полезного, и провалить забеги.



Для фанатов жанра вышесказанное вряд ли будет каким-то откровением, однако стоит учитывать, что в целом Returnal получилась даже харкдорнее многих других популярных roguelite. А все из-за механики «поломок»: тут нередко можно найти «проклятые» аптечки, апгрейды или сундуки с оружием, при контакте с которыми костюм Селены с высокой вероятностью получит неприятный дебафф. Например, игрок потеряет возможность подбирать новое оружие, или его мини-карта перестанет работать. Чтобы устранить поломку, придется выполнить специфическое требование: скажем, убить определенное количество врагов в ближнем бою или открыть несколько сундуков на уровне. Проклятых предметов полно, особенно во второй половине игры, и с ними, как ни крути, приходится взаимодействовать, что почти всегда заканчивается нервотрепкой.

Housemarque раньше делала игры в жанре shoot 'em up, и в случае с Returnal попыталась поженить геймплей аркадных шутеров с «рогаликом» от третьего лица



Единственный верный способ обойти эту механику — снять «проклятие» перед тем, как коснуться предмета, потратив ресурс под названием эфир. Увы, эфир встречается крайне редко, а на очищение вещей его уходит слишком много — в этом плане авторы слегка перемудрили. Если бы они немного увеличили количество эфира или уменьшили стоимость очищения, то механика проклятых вещей раздражала бы куда меньше.



Все это звучит как недостатки, и брутальный рандом наверняка спугнет немалое число людей, однако не поймите неправильно: если вы любите сложные игры, то Returnal — это именно то, что доктор прописал. Здесь легко можно провалить пять забегов подряд, а потом удача внезапно улыбнется тебе: подкинет скорострельную ракетницу с двойным взрывом, артефакт, дарующий дополнительную жизнь, пару аптечек, плюс особого паразита, цепляющегося к костюму, который будет лечить Селену за каждого убитого врага. И вот ты уже, словно ангел смерти, несешься по уровню и караешь всех обидчиков. В такие моменты подъема игре с легкостью прощаешь весь прошлый абьюз. К тому же, по мере того, как ты сам набираешься опыта, перестрелки Returnal начинают приносить немало удовольствия. Пожалуй, из всех современных шутеров лишь Doom Eternal настолько же гармонично сочетает динамику и тактику, как это делает экшен Housemarque.



Без сомнений, Returnal — игра не для всех. Это крайне специфический и экспериментальный проект, сделанный ценителями относительно нишевых жанров для людей с такими же вкусами. Это игра, которая порой чаще наказывает, чем награждает. Но если вы не боитесь хардкорных приключений и готовы учиться самообладанию и выдержке, то Returnal вполне может оказаться тем самым личным Эверестом, который захочется покорить любой ценой.

Ещё по теме:


Обсудить