Оглавление

Serious Sam 4 — пришельцы, много стрельбы и запах нафталина по утрам

Дословный пересказ лучших моментов популярного много лет назад шутера, чья верность традициям и есть его же самый большой недостаток

Крутой Сэм — один из самых простых и понятных шутеров в мире, в котором только одна идея: надо, не останавливаясь, расстреливать сотни противников, заполонивших горизонт. Всё. Больше никакой мишуры: ни заигрываний с физическим движком, ни головоломок, ни социального подтекста или тяжелого морального выбора. С первых кадров до последнего убитого монстра это адреналиновый аттракцион на высоких скоростях, от которого кружится голова и укачивает на поворотах, и который намеренно игнорирует вообще все изменения и модные веяния жанра шутеров от первого лица. Serious Sam 4 как будто провел последние десять лет в спячке, и совершенно искренне не заботится о сравнениях с остальными. Авторам — весело, со стороны посмотреть — неловко.



Событийно Serious Sam 4 — это фильм «категории B», за развитием сюжета которого можно не следить совсем. Главный герой вместе с напарниками пробирается в Ватикан, чтобы с помощью преподобного Михаила раздобыть Святой Грааль и дать отпор инопланетным монстрам-захватчикам. Дальнейшие диалоги представляют собой набор анекдотов на все случаи жизни, ехидных комментариев и просто милых острот, причем нейтральных в отношении абсолютно всего, совершенно беззубых. Наверняка фанаты предыдущих частей сочтут это за дань уважения корням. Впрочем, с тем же успехом главные герои могли бы вообще остаться немыми — кардинально это ничего бы не изменило.

Четвертая часть состоит из 16 уровней разной продолжительности. Какие-то можно пробежать за пять минут, сделав лишь несколько остановок на пострелять в противников, какие-то займут ощутимо больше времени. При этом структурно игра делится на несколько типовых ситуаций, которые она чередует в произвольном порядке. Самые интересные — когда на огромном открытом пространстве волнами спаунятся разные типы противников, а игрок суетливо переключается между различными видами оружия и носится туда-сюда по гигантской арене. Самые непростые — то же самое, но масштабом поменьше и в условиях многоуровневых локаций, например, в городе. Самые скучные — коридорные забеги по пустынным улицам, где отстреливать надо пачки врагов по пять штук. Там нет ни азарта, ни удовольствия от стрельбы, ни вызова, такие эпизоды хочется как можно быстрее проскочить и забыть.



На каждом уровне можно встретить побочное задание со сценкой на движке игры и наградой в конце. Пропустить его зачастую невозможно. Тригер срабатывает автоматически на полпути к финалу уровня и далее синяя линия ведет в нужный участок карты, где будет небольшая перестрелка, награда и разблокированное достижение. Отвлекаться на побочки никто насильно не заставляет, напротив, сам стремишься закрыть их все. Поощрения-то полезные, то апгрейд для оружия, то новый гаджет.

Несмотря на общую схематичность происходящего, во время прохождения совершенно не замечаешь шаблонность тех или иных решений. В напряженных перестрелках на это просто не остается времени. Зато всегда радуешься, когда авторы находят какую-нибудь маленькую деталь, которая позволяет по-новому взглянуть на прохождение по большому счету одинаковых уровней. Так, например, во Франции Сэму дадут прокатиться на мотоцикле и комбайне для сбора урожая — откровенно говоря, не прорыв в игровой индустрии, весело же. Или, например, выбегающие из высоченных зарослей кукурузы фирменные безголовые камикадзе — это нелепо, смешно и застает врасплох, потому что по какой-то причине даже такой примитивной хитрости от игры не ожидаешь. Будут и эпизоды, когда Сэм сядет в кабину гигантского шагающего боевого робота («Выгляжу как японская школьница!»), причем исключительно потехи ради — прохождение займет две минуты, после чего у машины смерти и разрушений сядут аккумуляторы.



Различные инопланетные монстры — бессменные враги Сэма — станут главным развлечением игры. Вопрос даже не столько в том, что их зачастую очень, очень много. Идея в том, что по отдельности они почти не представляют угрозы, зато когда разные типы врагов объединяются в группы — тогда уже приходится тяжело. Опять же, заложенная в основу простота происходящего не позволяет раздумывать над тем, как убить того или иного монстра дольше двух секунд. Скорее, в какой последовательности избавляться от уже упомянутых громко вопящих камикадзе, многоруких ящериц, толстяков на реактивных ранцах, топающих скелетов, телепортирующихся вампиров, гигантских буйволов. Иногда происходящее разгоняется до такой скорости, что в мельтешении на экране начинаешь ориентироваться по звуку их криков или сопровождающих эффектов — и переключаешься на оружие, которое позволит эффективнее расправиться с ближайшей угрозой. Арсенал в Serious Sam 4 богатый и одновременно знакомый каждому, кто играл в шутеры от первого лица. Разве что не везде можно стрелять ядрами из ручной средневековой пушки, да и огромную черную дыру применять редко дают, но в остальном — дробовики, миниганы, взрывчатка С4 и т.д. Если прокачать соответствующие умения, можно брать оружие в обе руки. Интереснее, впрочем, будет выбрать умение оседлать противника, опять же, исключительно веселья ради. Вообще «прокачка» Сэма хоть и способна существенно упростить жизнь, но все же воспринимается второстепенным факультативным упражнением. Специально бегать по уровням и искать сферы умений не хочется да и не успеваешь, а полностью прокачав ветку, почему-то забываешь потом эти скиллы применять.




Serious Sam за десять лет мог переосмыслить свои взлеты и падения. Вместо точечных изменений (иногда настолько рискованных с точки зрения разработчиков, что их вынесли в опциональные скиллы — например, перезарядку во время бега) и незначительных визуальных решений (пришельцы теперь более, кхм, цветастые) четвертая часть могла бы предложить какой угодно сюрприз посерьезнее — и это привлекло бы внимание. Вместо этого четвертая часть осторожно повторяет пройденное, причем настолько трепетно, что даже технические усовершенствования нового движка не воспринимаются таковыми. Таким образом, для фанатов это очевидный и предельно понятный повод пустить слезу ностальгии за один вечер. Для остальных — малопривлекательный, но все же способ приобщиться к классике в ожидании чего-нибудь поинтереснее.

Обсудить