Оглавление

Shadow of the Tomb Raider

Лара Крофт отправляется в Южную Америку, чтобы предотвратить конец света и разочаровать фанатов

По замыслу разработчиков Shadow of the Tomb Raider должна была стать триумфальным завершением новой трилогии о становлении Лары Крофт. Даже если бы они не говорили об этом напрямую, догадаться было бы несложно — хотя бы по тому, как закольцовываются в игре некоторые магистральные темы сериала и как в заключительных титрах мелькают иллюстрации не только из этой части, но и из предыдущих двух. «Посмотрите, какой большой путь мы прошли вместе! — как бы говорят авторы. — Правда, классно?» Ответить на это можно только одно: да, классно. Было. До определенного момента.



Сюжет Shadow of the Tomb Raider посвящен погоне за двумя древними артефактами майя, в которых по преданию заключена сила Кукулькана — бога творения и разрушения. Владелец этих предметов — кинжала и шкатулки — якобы получит власть перекроить весь мир в соответствие со своими представлениями или уничтожить его. Процесс, который должен закончиться апокалипсисом, запускается в самом начале игры, а виновной в этом оказывается Лара. Теперь ей необходимо заполучить артефакты и исправить свою ошибку. Но параллельно с ней за кинжалом и шкатулкой охотятся и ее давние враги — тайная организация «Троица», повернутая на оккультизме и мировом господстве.

Особых изменений в геймплее по сравнению с другими частями не произошло. Мы все так же исследуем гробницы, карабкаемся по скалам, решаем головоломки и время от времени участвуем в перестрелках. Из новинок — разве что возможность спускаться на веревке с некоторых специально обозначенных участков на скалах да увеличившееся число подводных сегментов. Заодно в Shadow of the Tomb Raider появилось некое подобие подводного стелса: иногда Ларе нужно прятаться в водорослях от проплывающих мимо стаек пираний. Добавилась пара новых боевых возможностей: теперь врагов можно убивать отравленными стрелами и ловушками, а также вызывать у них галлюцинации при помощи стрел, смоченных в специальном токсине. Ну и, наконец, стало больше мирных хабов. В первой части их не было вообще, а во второй появился один — деревня последователей бессмертного пророка. В Shadow of the Tomb Raider таких локаций сразу три, причем в одной из них проходит львиная доля игры. Всего этого хватило бы фанатам для полного восторга, если бы не множество проблем, которые преследуют новинку.



Многие игроки предъявляли претензии к сценарию позапрошлой Tomb Raider: мол, попытки вызвать эмоциональный отклик не работают, да и вообще глупость какая-то получилась. Но те, кто действительно считал, будто сценаристка Рианна Пратчетт испортила перезагрузку Tomb Raider, просто не представляли, как новая трилогия закончится. Сюжет Shadow of the Tomb Raider примерно к середине превращается в нелепое месиво. Например, в определенный момент героиня попадает в отрезанный от внешнего мира тайный город под названием Пайтити, где до сих пор сохранилась культура древних майя. Здесь живут по заветам предков, ведут хозяйство по старинке, выращивают какао и кукурузу, поклоняются старым богам, а торговка на рынке с радостью продаст Ларе автоматический пистолет и лазерный прицел для винтовки… Минуточку, что? Чем больше времени вы проводите в Пайтити, тем сильнее хочется спросить у разработчиков: так это тайный город или проходной двор? Кажется, что сами сценаристы меняют точку зрения на сюжет каждый раз, когда придуманные правила почему-то перестают их устраивать.

С геймплеем тоже не все в порядке. Например, в Shadow of the Tomb Raider более важную роль играет стелс. Если в предыдущих частях незаметное прохождение было все же опцией, то во многих эпизодах новой игры это единственный способ остаться в живых, потому что враги слишком сильно превосходят Лару численно и гораздо лучше вооружены. При этом играть в стелс-режиме не особенно весело. Периодически и вовсе начинаешь злиться из-за откровенных глупостей. Скажем, вы подкрались к противнику, стоящему в отдалении от остальных. Специально включили «инстинкт выживания» — фактически сканирование местности, которое помимо прочего показывает, какие враги находятся в зоне чужой видимости, а какие нет. Удостоверившись, что вашу будущую жертву никто не заметит, вы нажимаете на кнопку стелс-убийства, Лара выскакивает с ножом из кустов, и тут же оказывается под огнем со всех сторон. Дело в том, что буквально в ту же секунду, когда вы решили напасть, кто-то еще из врагов повернулся в вашу сторону. Теперь вы мертвы. Пробуйте заново.

Иногда разработчики опускаются до совсем уж убогих методов. В одном эпизоде Лара вынуждена пробираться по джунглям, буквально кишащим отлично вооруженными бойцами «Троицы». У нее самой при этом нет ничего, кроме ножа. Укокошив незаметно первого врага, вы уже готовитесь обобрать его труп и забрать себе винтовку, но не тут-то было — такой возможности просто не предусмотрено. Авторы лучше вас знают, когда вам нужна пушка, а когда нет.



Так и не решены многие старые проблемы сериала. Крафтинг, скажем, по-прежнему практически бесполезен. Шить себе новые костюмы нет никакого смысла — они, конечно, дают какие-то бонусы, но польза в итоге есть только от наряда из шкуры ягуара, который вы получаете по сюжету в первые три часа. Он делает героиню более незаметной и помогает в раздражающих стелс-эпизодах. Остальные же наряды, в основном, дают бонусы к добываемым ресурсам, которых и так хватает с избытком — пол-игры все эти травки, гайки и ткань просто некуда класть, так как рюкзак уже забит. В паре моментов одежда, правда, используется еще несколько неожиданным образом — в качестве социальной маскировки, когда Ларе по сюжету нужно слиться с толпой или проникнуть в охраняемую зону. Но это, опять-таки, не столько геймплейная, сколько сюжетная механика и используется она не особенно активно.

Оружие теоретически можно менять, подбирая наиболее подходящую модель, но, опять-таки, делать это незачем — проще и вернее постепенно проапгрейдить то, что есть почти с самого начала. Единственное возможное исключение — пистолет. Ближе к финалу Ларе станет доступна новая, действительно более мощная модель.

Что-то дикое произошло и с головоломками. Авторы Shadow of the Tomb Raider совершенно не стесняются задачек, решающихся простым перебором. А иногда случается, что головоломка решена, но почему решение было именно таким — все равно непонятно. Да и в целом дизайн уровней в новой игре скучнее — локации кажутся теснее, а исследовать дополнительные гробницы совершенно не хочется. Тем более, что даже замороженная ладья — первая опциональная гробница Rise of the Tomb Raider — была в сто раз увлекательнее.



При всем этом в Shadow of the Tomb Raider встречаются и по-настоящему интересные идеи. Например, две предыдущие игры строились по одной, очень явно просматривающейся формуле. Лара оказывается где-то в глуши, натыкается на изолированное сообщество, а в конце ей противостоит древняя армия магических существ. Сперва кажется, что и новая часть неукоснительно следует тому же сценарию, но в итоге сценаристы переворачивают многие привычные элементы с ног на голову, и это, конечно, делает игру интереснее и неожиданнее.

Попадаются местами и просто очень круто поставленные сцены — от некоторых из них просто мурашки по коже. В одном таком, к сожалению, очень коротком, эпизоде, Лара превращается в настоящего демона мести, а прямо перед схваткой с финальным боссом мы участвуем в по-настоящему эпическом и жутком сражении. В такие моменты вспоминаешь, что любишь Tomb Raider и надеешься, что ну теперь-то все пойдет на лад, но увы — раз за разом создатели игры уничтожают эти надежды.

Многих фанатов Shadow of the Tomb Raider скорее всего разочарует. Это очень неоднородная игра, которая с промежутком в считанные минуты то приводит в восторг, то выводит из себя. Если вы любите сериал, сыграть в нее все же стоит — хотя бы для того, чтобы увидеть, чем завершится борьба между Ларой и «Троицей». Но, если мы когда-нибудь получим новую Tomb Raider, очень хочется верить, что она будет более связной.

Обсудить