Оглавление

Sunless Skies

Стимпанк-приключение про убитое солнце, тайны звезд и космические путешествия на гигантских локомотивах

В альтернативной вселенной королева Виктория не умерла в 1901 году, а обрела бессмертие, победила в войне с Солнцем, убила его и заменила механической звездой. Теперь власть Англии распространяется далеко за пределы Земли, все постоянно пьют чай, а космос бороздят летающие локомотивы на паровой тяге. Вы — первый помощник на таком паровозе, только что вернувшемся из экспедиции в царство мертвых. Что именно произошло во время путешествия, точно не известно, но капитан в процессе был сильно ранен. По прибытии в первый же порт он умирает, успев отписать вам локомотив и взять обещание отвезти в Лондон таинственный черный ящик, больше похожий на гроб. Так начинается Sunless Skies, новая игра студии Failbetter Games — парадоксальная, странная, местами будто специально сделанная не так, как надо, но все равно затягивающая на десятки часов.



Впрочем, те, кто 4 года назад играл в Sunless Sea, примерно знают, чего ожидать. Эта игра держится на двух столпах: исследовании открытого мира и множестве небольших, но очень хорошо написанных историй, свидетелем и участником которых вы постоянно становитесь. Собственно, геймплей разделен примерно поровну на две части: в одной вы путешествуете по космосу, возите между портами ценные грузы и поселенцев, а также сражаетесь с пиратами, монстрами и другими врагами. Первым делом замечаешь изменения в боевой системе. Сражения стали более динамичными, теперь не нужно перед выстрелом ждать, пока пушка наведется на противника, а во время драки приходится гораздо активнее двигаться и даже немного стрейфиться — для этого у локомотива по бокам маневровые двигатели.

Сперва у вас есть лишь слабенькое и медленно перезаряжающееся носовое орудие, но со временем можно оснастить корабль, скажем, скорострельным пулеметом, своеобразным аналогом шотгана или даже ракетной установкой. Правда, навесить на поезд вообще все не позволят — хотя в Sunless Skies есть разные виды локомотивов, и вы постепенно сможете покупать все более продвинутые варианты, у каждого есть ограничения по количеству слотов для оружия и других апгрейдов, поэтому приходится решать, что больше подходит для вашего стиля игры.

В путешествиях по-прежнему важную роль играют два ресурса — топливо и еда. Первый расходуется во время движения, второй — вообще практически беспрерывно. Чтобы не погибнуть с голода и не остаться посреди космоса с потухшим котлом, приходится запасаться перед каждым выходом из порта, но тут, помимо денежного вопроса, возникает и еще одна дилемма — особенно актуальная в начале игры, когда вы еще не проапгрейдили поезд. Дело в том, что припасы занимают место в трюме. Каждый мешок угля, каждая бочка с солониной — еще одна ячейка, которую можно было бы занять, например, ценным грузом на продажу. А еще бывает, что прямо посреди полета случается какое-нибудь небольшое приключение с обязательной добычей в финале. И если новый груз некуда положить, придется либо отказаться от него, либо что-то выбросить.

Постоянная боязнь, с одной стороны, не добраться до пункта назначения, а с другой — упустить выгоду, отлично создает напряжение на ранних этапах игры. Карта пока по большей части скрыта от ваших глаз, и что там, в непроницаемом тумане, никто не знает. Сколько лететь до ближайшего порта, неизвестно, но если перестраховаться, то не останется места для товаров, вы будете возить в основном еду и топливо, и в конце концов у вас просто кончатся деньги. Впрочем, даже когда вы уже более-менее встаете на ноги, страх перед неизведанным все равно сохраняется, а вылазки в неисследованные районы продолжают нервировать, потому что там может ждать что угодно — улей космических пчел-убийц, пиратская база или вообще какой-нибудь космический ужас, от которого можно буквально сойти с ума.



Механики, связанные с безумием, сохранились с прошлой части. Как в Sunless Sea даже просто находиться в открытом море было невыносимо для человеческих нервов, так и в Sunless Skies космическая тьма постоянно давит на мозги. Напряжение постепенно копится, и со временем это приводит к всяким неприятным вещам. Например, у кого-нибудь из экипажа может поехать крыша, он начнет изрисовывать стены непонятными знаками и бормотать о том, что звезды, мол, следят за вами, и всем вам скоро конец. У остальных настроение от этого, конечно, не улучшается, и приходится как-то выкручиваться из ситуации — например, изолировать безумца от команды или нагрузить тяжкой работой, чтобы некогда было сходить с ума. У любого варианта, правда, есть свои минусы, а выбранное “лечение” может и не помочь. Чтобы избежать этих и еще более печальных последствий, нужно время от времени возвращаться в порты, организовывать команде развлекательную программу и прокладывать маршруты таким образом, чтобы пролетать мимо космических памятников, успокаивающих экипажу нервы.

При этом игра сознательно построена таким образом, чтобы вы постоянно балансировали на грани безумия. Иногда здесь приходится выключать прожектор, освещающий путь — например, чтобы проскользнуть незамеченным мимо врагов, с которыми вы пока не готовы сражаться. Но от полетов в темноте всем становится еще страшнее!

Впрочем, как и в Sunless Sea, исследование мира, битвы и торговля — штука важная, но не главная. Гораздо интереснее вторая “половина” Sunless Skies, которая представляет собой текстовый квест. В мире игры полно мест, где время останавливается, и вам предлагают просто наслаждаться отлично написанной историей, в которой то и дело можно выбрать один из вариантов развития событий. Причем, успех в большинстве случае зависит от одного из базовых показателей персонажа, которые постепенно улучшаются по мере набора опыта.



На этих историях в итоге и держится игра. Их много, они очень интересные и разнообразные. Уже в первой большой локации можно, например, стать агентом под прикрытием в клинике для душевнобольных, которой владеют самые настоящие бесы, раскрыть тайну исчезновения легендарного локомотива “Парсифаль”, поучаствовать в борьбе местных повстанцев с лоялистами и так далее. Это лишь несколько примеров крупных сюжетных линий, на самом деле их гораздо больше, плюс и есть еще и мелкие, на которые натыкаешься буквально на каждом шагу.

И написаны они действительно отлично — кажется, плохих или даже просто проходных текстов в Sunless Skies нет в принципе. Причем, не важно, идет ли речь о большой истории с кучей развилок или коротеньком описании новой локации: ко всем составляющим сценария разработчики отнеслись одинаково ответственно. Отдельно радует и то, что игра успешно совмещает очень разные стили, и умудряется одновременно пугать и смешить. В одном и том же тексте могут уживаться чисто лавкрафтовский космический ужас и сухой английский юмор, и никакого диссонанса от этого не испытываешь, а история лишь становится от такого соседства живее и интереснее.

Именно благодаря этим многочисленным историям Sunless Skies и остается интересной. Даже когда понимаешь, что геймплей за пределами текстового квеста на деле очень однообразный, разочарования это не вызывает. Действительно, космические путешествия сводятся к абсолютно одинаковым курьерским миссиям и простенькой боевке. Но это неважно, потому что за плечами уже 10 или 20 часов геймплея, а вы ощущаете себя частью этого странного мира, где в космосе растут буйные джунгли, бок о бок с людьми живут неожиданно благообразные демоны, а в команду можно нанять небольшую стаю говорящих крыс, которые когда-то служили в спецназе. А впереди — еще сотня захватывающих, смешных и страшных, сюжетов. И хочется продолжать играть уже просто для того, чтобы услышать все эти истории.



Из-за этого Sunless Skies прощаешь даже некоторые недоработки и странности. Например, компьютерные пилоты летают иногда так, что начинаешь интересоваться, где они купили права. А получив квест по доставке какого-нибудь ресурса в порт, порой можно обнаружить, что нужный ресурс продается в этом же самом порту.

Для многих главным препятствием станут не подобные курьезы, а то, что в Sunless Skies, как и в других играх Failbetter, невозможно и шагу ступить без пристойного знания английского. Собственно, без этого навыка игра в принципе лишается смысла — ведь мы говорим о приключении, в котором текст играет определяющую роль. Но, как и в случае с Sunless Sea, если уж вы читаете по-английски, Sunless Skies пропускать нельзя ни в коем случае. Больше таких игр не делает, пожалуй, никто.

Обсудить