Оглавление

Tell Me Why — первая игра с транс-персонажем в главной роли

Самое драматичное интерактивное кино от авторов Life is Strange

У Dontnod явно талант к придумыванию трогательных историй. Трогательных не столько за счет персонажей и сюжета, сколько окружающего игрока мира. Dontnod умеет создавать по-настоящему живые локации, находясь в которых испытываешь подлинное чувство сопричастности с виртуальными персонажами. Tell Me Why не стала исключением — это очередное красивое и трогательное интерактивное кино, которое, как и Life is Strange, миксует креативную механику со сложной для восприятия драмой. Которой, правда, не дали достаточно времени на полноценное раскрытие.



Tell Me Why рассказывает историю от лица двух близнецов — Тайлера и Элисон Ронан, после долгой разлуки вынужденных вернуться в родной дом. Десять лет назад здесь погибла мать главных героев Мэри-Энн, после чего близнецы Ронан практически не поддерживали связь. Теперь наконец-то настала пора стряхнуть пыль с комодов и болезненных воспоминаний — раз и навсегда избавиться от дома и всего, что после него осталось. Правда, быстро упаковать старые вещи и спихнуть все бумажки риэлтору не выйдет. Dontnod не была бы Dontnod, не добавив толику сверхъестественного в абсолютно естественную историю.

Еще в детстве близнецы обладали телепатическими способностями — могли переговариваться друг с другом при помощи мыслей. Вернувшись домой, Тайлер и Элисон вдруг выясняют, что могут видеть отрывки воспоминаний: сценки из детства, самые выразительные плохие и хорошие моменты. И все же ключевая идея Tell Me Why не в самой способности (как это, например, было в той же Life is Strange — вся игра вертелась вокруг силы Максин), а в восприятии героев. Тайлер запомнил сцену по-своему, Элисон представила этот же момент иначе. Кому верить — выбор за игроком.



Выборы в Tell Me Why действительно играют большую роль — не в самой игре, конечно же, а исключительно в эмоциональном плане. Dontnod далеко не Quantic Dream и редко когда в своих играх дает почувствовать вес принятого решения — скорее, составить личное впечатление о том или ином персонаже или ситуации. Десять лет назад мать попыталась убить Тайлера, однако по стечению обстоятельств сама оказалась жертвой — близнецам пришлось защищаться. Рожденный девочкой, Тайлер с ранних пор идентифицировал себя как парень, однако так и не смог заручиться поддержкой своего единственного родителя. Как только герой прибежал к Мэри-Энн хвастаться новой короткой стрижкой, та достала ружье. Вернувшись спустя десять лет в родной дом, близнецы находят в комнате матери книгу с заглавием «Как воспитывать транс-ребенка?». Мир Тайлера и Элисон вмиг рушится.

Вся прелесть Tell Me Why — игра никогда не рассказывает правду. Ее в принципе невозможно вычислить: Тайлер и Элисон пытаются расследовать дело десятилетней давности, но каждый раз попадают в тупик. Воспоминания героев разнятся, а жители мелкого и дружного городка Делос Кроссинг не хотят говорить о деталях ужасной трагедии. Полагаться можно лишь на окружение: портрет матери близнецов раскрывается не в диалогах и показаниях персонажей, а непосредственно в предметах вокруг.

Глупая фотография Тайлера и Элисон в рамке у кровати, разбросанные в каждой комнате милые самодельные игрушки, огромный сборник сказок — Мэри-Энн придумала целый воображаемый мир, в котором «поселились» близнецы. И в то же время: в спальне матери лежит брошюра-реклама центра конверсионной терапии, личный дневник Тайлера, который Мэри-Энн выкрала из детской комнаты, а яркие флешбеки ужасной ночи не дают покоя.

Чем больше изучаешь мир Tell Me Why, тем больше понимаешь мотивы и характер матери близнецов, однако общая картина от этого не проясняется. Игра не предоставляет доказательства невиновности Мэри-Энн, равно как и не дает явного повода признать ее вину. Совершили дети ошибку в ту роковую ночь или нет? Убила ли бы психически нестабильная мать своего ребенка? Даже в самом финале игра не дает ответы на эти вопросы.



Как и другие интерактивные фильмы Dontnod, Tell Me Why поднимает целый ряд остросоциальных тем. Однако если в Life is Strange 2 разработчики слишком перегнули с политикой, то в этот раз Dontnod вернулась к истокам и решила рассказать приземленную личную драму — на эмоциональном уровне Tell Me Why стоит примерно на одной ступени с финалом первого сезона Life is Strange и жестоким сюжетом The Awesome Adventures of Captain Spirit. Над сценарием игры работали консультанты из GLAAD (организация, занимающаяся правильной репрезентации ЛГБТК+ в медиа), а ни один из героев не предстает однозначно «плохим» или «хорошим». Тот же заносчивый и дерзкий характер Тайлера раздражает на протяжении всего первого эпизода, однако чем больше узнаешь о прошлом героя, тем лучше понимаешь его вспыльчивый темперамент.

Dontnod называет Tell Me Why первой игрой с транс-мужчиной в главной роли (именно изданной крупной студией, маленьких инди-игр с транс-персонажами сейчас навалом) и с репрезентацией Тайлера разработчики не промахнулись. Герой не предстает в роли стереотипной жертвы, как обычно любят показывают ЛГБТК+-героев в фильмах и сериалах, но оказывается сформированной личностью — уже как минимум один важный плюсик в карму Dontnod.

Проблема Tell Me Why лишь в том, что игре оказалось мало трех эпизодов. В общей сложности прохождение займет 8-10 часов, за которые мы лишь нащупываем сердцевину конфликта между близнецами и матерью, но не успеваем толком погрузиться в происходящее. Tell Me Why гонится за короткими путями и урезает побочные сюжетные линии — скомканные диалоги с второстепенными персонажами сильно портят погружение. Из-за этого местами ломается и логика: в отдельных моментах Tell Me Why требует больше времени на раскачку, однако Dontnod жертвует плавными переходами и сразу бросает Тайлера и Элисон к следующей зацепке.



При этом Tell Me Why вставляет свое слово во многие важные разговоры. В одном эпизоде Элисон впадает в депрессию и пытается справиться с паническими атаками, в другой момент игра поднимает щекотливую проблему самоубийства. И если первый сезон Life is Strange поставил точку в каждом из поднятых во время игры остросоциальных топиков (будь то буллинг и попытка самоубийства Кейт или одиночество и депрессия Хлои), то Tell Me Why отделывается лишь упоминанием отдельных проблем, не желая тратить время на их разбор и варианты решений. В такие моменты Dontnod действительно не узнаешь. Кому-кому, а французской студии не присуща игра на полутонах.

И хотя Tell Me Why оставляет стойкое чувство недосказанности, сценарно истории Dontnod явно эволюционируют. Tell Me Why можно смело назвать самой взрослой игрой студии, которая препарирует уже не романтизированные школьные драмы или отношения между подростками, но пытается исследовать сюжеты, знакомые игрокам далеко за 20 лет.

Например, с первого же эпизода становится ясно, что Tell Me Why — игра об эмоциональном абьюзе. Не о стычке дерзких детей с родителями в период юношеского максимализма (привет, Хлоя Прайс), а о рефлексии по собственному воспитанию. Уже взрослые Тайлер и Элисон пытаются понять, как именно ударила по ним детская травма и что нужно сделать, чтобы вскрытая десять лет назад рана наконец перестала кровоточить. Именно поэтому решение Dontnod не рассказывать всю правду в конечном итоге оказывается логичным. Как-никак Tell Me Why — игра не о детективном расследовании, а о попытке отпустить трагическое прошлое.

Вряд ли стоит говорить, что Tell Me Why — сугубо сюжетная игра, в которой геймплей сведен к минимуму. Здесь относительно мало интерактива, но во время прохождения проблем с этим не испытываешь — пейзажи Аляски не дают заскучать и оказывают почти терапевтический эффект, а из проработанного до мельчайших деталей мира игры не хочется вырываться. Dontnod продолжает рассказывать мрачные истории в красивых локациях и Tell Me Why — пока что самый мрачный и красивый проект в карьере французской студии. Которая продолжает полировать проверенную формулу, но побаивается выходить из зоны комфорта. Вспоминая неудачный прыжок веры в Life is Strange 2, осторожная стратегия Dontnod кажется вполне оправданной.

Обсудить