Оглавление

Yakuza: Like a Dragon — RPG, которой так не хватало жанру

Коррупция, криминальные разборки и русская колбаса как оружие свободы в современной Японии

До сих пор основные выпуски Yakuza — игры, которые рассказывают о криминальном мире современной или почти-современной Японии, — по жанру были экшенами и вдобавок одними из немногих, где герой чаще полагался на собственные кулаки, чем на холодное оружие или пистолеты. Долгие годы их любили, в основном, фанаты всего японского — не в последнюю очередь потому, что запустить новую Yakuza — все равно, что виртуально сьездить в Токио (и несколько других японских городов). Но уже несколько лет как все изменилось: после Yakuza Zero и нескольких ремейков популярность серии вне Японии, в том числе и у нас, резко возросла. Новая часть, получившая на Западе название Yakuza: Like a Dragon (на родине ее знают как Yakuza 7), сменила жанр — теперь это не боевик, а ролевая игра с совершенно новыми персонажами, пускай о событиях и героях из других выпусков тут периодически и вспоминают.



В Японии сейчас делают куда меньше больших RPG, чем когда-либо, и редкая студия решается предложить игрокам историю о взрослых людях, а не о подростках, которым только предстоит разобраться с тем, чего они хотят от мира и как найдут свое место в нем. Обещания «куда более мрачного и серьезного сюжета, чем прежде» столько раз на поверку оказывались пшиком, что теперь кажутся примерно такой же формальностью, как мудреные названия, которые дают правилам боя, например, в каждой новой Tales of, и которые моментально вылетают из памяти. Однако создатели Yakuza — далеко не новички в придумывании серьезных историй. Как кланы якудза делят власть, как былые принципы рушатся с приходом нового поколения бандитов, какие социальные проблемы существовали и существуют в Японии — все это подается в серии как без лишней сентиментальности, так и без совсем уж беспросветной «чернухи», и при этом с долей абсурдного юмора. И как наглядно демонстрирует Yakuza: Like a Dragon, на основе всего этого можно сделать именно такую японскую RPG в современном сеттинге, какой жанру всегда не хватало.



До сих пор все основные выпуски Yakuza так или иначе крутились вокруг приключений немногословного Кадзумы Кирю, экс-якудзы, которого никак не отпускало криминальное прошлое. У нового героя, Итибана Касуги, предыстория в чем-то похожая. Он, как и Кирю, бесконечно доверяет человеку, из-за которого вступил в якудза, и тоже обжигается на этом доверии. И вот, когда стартуют основные события игры, ему уже 42 года, из которых 18 прошли за решеткой, он только что оказался на свободе, на дворе 2019 год, а вокруг — интриги и тайны, корни которых уходят далеко в прошлое. Другое дело, что Касуга — еще в большей степени добряк и идеалист, чем Кирю. Он так и излучает оптимизм, не боится выглядеть нелепо, размахивая гигантским массажером, как дубинкой, и совершенно не стесняется своего увлечения легендарной RPG-серией Dragon Quest. Настолько, что уличные потасовки для него — все равно, что битвы с монстрами, центр занятости населения — место, где можно сменить класс, а секс-шоп — неплохое место для покупки нового оружия и доспехов (нет, серьезно).

Что еще важнее, весь этот фарс нисколько не вредит основному сюжету. История о предательстве, опасностях популизма и коррупционных схемах неизменно остается серьезной, а сюжетные сцены — похожими на фрагменты теледрамы о жизни якудза. Сценаристы охотно говорят на самые разные темы: диалоги, в которых герои обсуждают свое отношение к жизни, можно разбирать на цитаты. А одни из лучших задушевных бесед предсказуемо случаются в баре. Более того, без похода в бар нельзя наладить более доверительные отношения с союзниками.



«Ты не понимаешь, во что ввязался», — говорит один из собеседников герою, и в отличие от злодеев из Kingdom Hearts подробно объясняет, что такого особенного в текущей ситуации. Касуга, несмотря на весь свой идеализм, сохраняет связь с реальностью, и раз за разом демонстрирует неплохое понимание бандитской психологии. Увлечение Dragon Quest — не недостаток, который ему нужно изжить, а способ не терять умение радоваться жизни, даже раз за разом попадая во вроде бы безвыходные ситуации. И то, что иногда герой может прямо на поле боя призвать на помощь озлобленных креветок или курицу, несущую лечебные яйца, — веселый абсурдный штрих, который помогает сдерживать натиск беспросветности.

Уникальное мировосприятие Касуги делает ярче все, что его окружает. Улицы Иокогамы, где разворачиваются основные события, конечно, забиты мелкими сошками из кланов якудза и всякими гопниками, как обычно бывает в Yakuza, но ими дело не ограничивается. Мастера по литрболу, обвешанные кухонной утварью, дьявольские скейтеры, инфернальные китайские повара с огромными тесаками, сатанинские асенизаторы — вот неполный список разных негодяев, которые будут терроризировать Касугу и его союзников на городских улицах и под ними. Этому разнообразию только радуешься — с учетом, сколько врагов постоянно респаунится в Иокогаме и насколько часто приходится драться (конечно, можно избежать схватки, но обычно лень петлять по улицам, изыскивая новый путь к цели).



Бои на этот раз пошаговые, но с динамикой и зрелищностью в них все в порядке — та же Final Fantasy позавидует. Даже если выбрать полностью автоматический режим, необязательно оставаться простым зрителем — вам предложат выполнить несложные QTE, чтобы увеличить урон от ударов, и разрешат прямо перед ударом противника нажимать клавишу блока (помогает игнорировать часть урона и беречь персонажа от негативных статусов, вроде паралича). Правда, серьезные поединки автомату доверять не станешь, особенно если босс и его союзники на пару уровней сильнее — алгоритм не настолько хорош, чтобы заменить собой игрока, который распланирует, в каком порядке и как разбираться с целями. Дополнительный плюс по сравнению с битвами из основной серии — то, что бойцы теперь воспринимаются именно как команда и по-настоящему полезны в схватке.



Источник дополнительного разнообразия — традиционные для серии контекстные приемы. В этой части они работают так: если на поле боя валяются предметы, то оказавшись рядом с ними на своем ходу, герой попытается их как-нибудь использовать — скажем, пнет велосипед в сторону противников или запустит в них кадкой с цветком, а только потом атакует цель, как обычно. А если отлетевший от удара враг приземляется рядом с союзником, тот может автоматически пнуть его вне очереди — еще один пример контекстного приема. Всерьез полагаться на такую поддержку нельзя, она скорее нужна для зрелищности, но всегда приятно открывать для себя очередной контекстный трюк-сюрприз.

Союзники присоединяются к герою постепенно, и профессии им можно менять — скажем, превратить бомжа (особенно зловонно дышит на противников) в респектабельного музыканта (сражает цель свежевыпущенным синглом), а барменшу в хостесс (мастерски швыряется пепельницами и знает, как разбрызгать шампанское, чтобы человеку стало больно). Совсем бесполезных профессий тут нет, так что градус абсурда зависит исключительно от ваших желаний и запаса денег на новое снаряжение. Хотите — у вас будет гоп-компания клоунов, которые бьют людей батоном черствой русской колбасы и вырубают их танцем, хотите — экипируете респектабельные железные прутья, кастеты и шокеры и оставляете полицейского — полицейским, а наемного убийцу — наемным убийцей.



Правда, в отличие от многих современных RPG, в Yakuza враги не убегают от команды сами, если та значительно превосходит их по уровню. Возможность в любой момент включить автобой экономит нервы, но вся игра устроена так, что герою приходится постоянно бегать взад вперед по средних размеров городу, где с быстрыми перемещениями все очень плохо, так что часть стычек явно кажется лишней.

А зрелищность то и дело страдает от того, что сражения происходят прямо на тех же улицах, где герои сталкиваются с врагами, без перехода на отдельный экран. Скажем, Касуга привлекает внимание гопников, начинается битва, но первым право хода получает союзник, который чуть отстал от основной команды. Камера сначала переключается на него, даже если он в этот момент — где-то за углом здания. Это не помешает персонажу выполнить атаку (он автоматически добежит до нужной цели), но визуально выглядит не очень. Та же ситуация возникает, если на пути у персонажа вдруг оказывается стена здания — он какое-то время будет смешно буксовать на месте, а потом автоматом телепортируется к противнику. Узкие переулки — вообще рай для всевозможных выкрутасов камеры. Опять же, бою это всерьез не мешает, но выглядит дешево.



В техническом исполнении Yakuza в принципе сильно отстает от, скажем, той же Dead Red Redemption 2 — при том, что открытый мир тут гораздо меньше. Хотя отдельные видеосценки выглядят красиво, все равно чувствуется, что основная сила игры — не в передовой графике и тем более физике, а в сюжете, интересных образах персонажей, хорошем балансе между серьезным и шуточным, и, традиционно для серии, в многообразии различных побочных занятий.

!!!!!!!Выбирая ту или иную реплику или действие в диалогах, Касуга прокачивает несколько социальных характеристик (от доброты до стильности). Правда, в отличие от последних трех Persona, тут очень долго сохраняется ощущение, что это скорее способ дополнительно развлечься — получить доступ к некоторым побочным квестам, оружию и обезопасить главного героя в бою, например, от ядовитых плевков или парализующих приемов.

Как и основные выпуски, Yakuza старательно мотивирует вас выполнять необязательные поручения — от рядовых миссий по спасению прохожих до встроенного симулятора эффективного менеджера (чья цель — выстроить крекерную империю). Побочные задания мне показались не настолько искрометными, как сайдквесты, скажем, из Yakuza Zero (в принципе, после курицы-управляющего уже сложно удивляться курицам в штате), но в то же время они ровно такие, какие обычно ждешь от серии, — тут есть и серьезные зарисовки из жизни, и приключения с долей абсурда. Мини-игры тоже не подкачали — например, кто бы мог подумать, что борьбу с дремотой в кинотеатре можно превратить в QTE-баттл c овцами?



Yakuza: Like a Dragon — серьезная RPG о взрослых людях, которые не стесняются своего воображения. Смена жанра (все же предыдущие основные Yakuza были боевиками) ей нисколько не вредит — напротив, пошаговые бои позволяют по настоящему ощутить, что управляешь целой командой героев, которые оказываются вместе по воле случая и становятся настоящими друзьями. Зрелищности и динамичности ей все так же не занимать — так же, как и абсурдного юмора, которым Yakuza традиционно славится. Не нравится, что в Final Fantasy постоянно заигрывают с экшеновыми боями и обсуждают всякие кристаллы? Возможно, пора разобраться с особенностями японских пенсионных махинаций и науськать бешеных креветок на сотню-другую злонамеренных бандитов.

Обсудить