Как EVE Online стала площадкой для реальных научных исследований

Геймеры помогли ученым определить реакцию организма на COVID, а также найти новое место для жизни человечества

EVE Online — многопользовательская онлайн-игра, в которой игроки живут в огромной вселенной, где существует множество занятий: от пиратства до торговли. Но помимо развлечений игра известна большим вкладом в научную деятельность. Благодаря MMO у геймеров есть шанс помочь ученым в различных исследованиях, будь то поиск новых планет или борьба с COVID-19.

Последнее уже принесло свои плоды. С помощью проекта Project Discovery игроки помогли ученым выяснить, как иммунная система реагирует на коронавирус. Для этого в EVE Online внедрили специальную мини-игру, в которой игрокам приходилось решать различные аналитические задачи. По состоянию на 4 мая 2021 года в исследовании приняли участие 327 000 человек, которые выполнили 1,37 миллиона аналитических задач, сэкономив ученым более 330 лет исследований.


EVE Online

Этот проект был задуман Атиллой Сантнером, генеральным директором Massively Multiplayer Online Science, который первым заметил закономерность в «гражданских» научных проектах. Чаще всего посетители заходят с ними познакомиться, но никогда не возвращаются вновь. Тогда Сантер посчитал, что можно объединить эти исследования с игрой. Идеальным вариантом стала MMO, куда пользователи регулярно возвращаются.

В 2018 году Project Discovery был сосредоточен на идентификации белков в клетках человека. Тогда благодаря EVE Online ученые заметно продвинулись в изучении белка. Более 300 000 игроков помогли провести около 33 миллионов анализов, что не только значительно расширило общедоступную базу данных информации о белках, но и позволило исследователям лучше обучить нейронную сеть, которая будет заниматься этим в дальнейшем.

Как это происходило: ученые выяснили, что два белка могут выглядеть одинаково с точки зрения порядка и идентичности их аминокислот, однако один взаимодействует с ДНК, а второй отправляется на поверхность клетки, где он воздействует на белки в окружающей среде. Таким образом, выяснение того, где белок находится в клетках, могло значительно помочь понять его функции. Для этого ученые снабдили антитела, которые прилипают к белку, флуоресцентными метками и пропустили их через мертвую клетку, заставляя светиться определенные места. Проблема заключается в том, что в результате исследования ученые получили огромную коллекцию изображений, каждое из которых нужно было отсмотреть вручную. Помощь геймеров помогла ученым сэкономить порядка $1,5 млн.

Годом ранее геймеры помогали ученым из Университета Рейкьявика исследовать космическое пространство. Для этого в игру были добавлены реальные астрономические данные, а игрокам приходилось изучать и анализировать эту информацию. Ученые предположили, что таким образом они смогут обнаружить новые, ранее неисследованные планеты и аномалии.

Для выяснения реакции на COVID была придумана мини-игра, суть которой сводилась к следующему: на экране геймеры видели изображение множества точек разного цвета, и им требовалось обвести вокруг них линию, чтобы основное скопление было в центре.


Игра

«Каждая точка — это клетка. Ее расположение на 2D-графике зависит от того, насколько хорошо эта клетка отражает один из множества разных типов клеточных протеинов, благодаря которым мы можем определить ее функции», — рассказал один из ученых Райан Бринкман.


За участие игроки получают различные внутриигровые бонусы, например, на пятом уровне им давалась «Маска команды биобезопасности», а на 650-м они получают скин Маршала.

«Рисование многоугольника позволяет нам подсчитать, сколько белков находится внутри области», — подчеркнул ученый. Он также отметил, что их количество может меняться в зависимости от различных заболеваний. Таким образом, сравнение с результатами здоровых людей может быть использовано для диагностики заболеваний.

Исследователи подчеркивают, что на проведение одного такого анализа у них уходит около часа, однако благодаря огромной аудитории EVE они смогли ускорить проведение исследований.

Project Discovery — далеко не первый проект, который с помощью обычных пользователей позволял ученым проводить собственные исследования. Например, в 2006 году на PS3 вышел Folding@home, который помог разработать новые методы лечения, имитируя движение и сворачивание белков. Проект, начавшийся в 2000 году, продолжает свою деятельность до сих пор.


EVE Online

Также Бринкман подчеркнул, что помимо содействия в исследовании COVID-19, игроки помогают с обучением ИИ. «Исследования — это вся моя жизнь. Я занимаюсь только ими, и, к сожалению, мы все никак не можем наладить автоматизированные процессы. Причина проста: чтобы машина могла учиться, кто-то или что-то должно показать ей, как выполнять то или иное действие. И без такого большого числа участников это было бы невозможно».

На вопрос, знают ли игроки, что они помогают в научных исследованиях, ученый заявил, что они выделяют три типа игроков: «Первый — настоящие хардкорщики. Они играют, потому что им нравится играть. Вторая — те, кто помогает нам ради уникальных скинов. Третья — я думаю, что это самая крупная. Те, кто играют ради науки, а награды — это просто приятный бонус или стимул».

Бергур Финнбогасон, креативный директор EVE Online, рассказывает, что разработчики EVE пошли им навстречу, связав их мини-игру с тем, что происходит во вселенной. Им было важно, чтобы исследование не выделялось из общего стиля игры и не вызывало претензий со стороны игроков. С точки зрения лора, геймеры помогают исследовать Скитальцев, представляющих опасность для всех обитателей вселенной.

«С самого начала к этому проекту был очень большой интерес со стороны игроков. Мы начали это в марте прошлого года, и с того времени число игроков выросло в 2 раза. Мне показалось, да и кажется до сих пор, что люди просто хотят победить пандемию любыми способами», — отметил Финнбогасон.


Коллективная работа ученых и игровых разработчиков не осталась без внимания общественности. Одно из ведущих научных изданий Nature Biotechnology поместило на обложку космический корабль из игры. Также команда EVE Online была номинирована на премию Webby Awards 2021 года, и, по данным CCP Games, в настоящее время они занимают первое место в номинации «Народное голосование». Теперь ученые призывают остальных разработчиков присоединиться к их исследованию для совместной борьбы с опасным вирусом.

Ещё по теме:




PLAYERONE на YouTube PLAYERONE ВКонтакте Telegram-канал PLAYERONE PLAYERONE на «Яндекс.Дзен»

Обсудить