Мик Гордон против id Software: скандальные детали работы над DOOM Eternal
Композитор спустя два года опубликовал масштабный ответ на письмо директора id Software
9 ноября Мик Гордон ответил на обвинение в задержке саундтрека DOOM Eternal от главы id Software Марти Стрэттона, которое было опубликовано на Reddit три года назад. Композитор назвал директора студии лжецом и заявил, что тот предложил ему «шестизначную сумму», чтобы взять всю вину на себя и не комментировать ситуацию. Еще в мае 2020 года Стрэттон говорил, что Гордон соврал, сказав, что ему не дали «ни времени, ни творческой свободы», чтобы сделать свою работу. Тогда же пользователи площадки обвинили главу id Software в «неприемлемых» и «личных» нападках на ведущего саунд дизайнера DOOM Eternal.
«Когда Мика спросили в социальных сетях о его будущем с DOOM, он ответил: «Сомневаюсь, что мы снова будем работать вместе». Наблюдать подобное было удивительно, так как мы никогда не обсуждали прекращение нашего сотрудничества с ним до сих пор, но его заявление подчеркивает сложные отношения. Наши проблемы никогда не были связаны с творческими разногласиями. У Мика была почти безграничная творческая автономия в отношении сочинения и сведения музыки в наших недавних играх DOOM, и я думаю, что результаты были потрясающими», — заявил Марти Стрэттон.
Гордон считает, что Стрэттон солгал об обстоятельствах, связанных с саундтреком DOOM Eternal, и «использовал дезинформацию», чтобы обвинить музыканта в провале. Также Гордон отметил, что публикация Стрэттона сильно повлияла на его профессиональную и личную репутацию.
«Публикуя это заявление, я использую свое право на самозащиту. Это защита, а не неспровоцированное нападение, выдвигаемое с крайней неохотой только после того, как все другие попытки решить вопрос потерпели неудачу. Это заявление не оправдание для оскорблений и ненависти. Они не приведут ни к каким положительным изменениям. На самом деле они только ухудшают ситуацию», — считает Гордон.
Композитор Doom опубликовал длинный ответ Стрэттону из пяти разделов — от разработки игры до резюмирования случившегося. Вот о чем шла речь в письме:
- Задержка контракта со стороны id Software привела к позднему началу работы над музыкой, что сразу же привело к отставанию от графика. Студия редко общалась с Гордоном, медленно отвечая на основные вопросы композитора. В лучшем случае ответ приходил через неделю, и это при том, что id Software установила график — треки для двух уровней в месяц;
- Во время написания от Гордона требовали, чтобы музыка «в точности соответствовала геймплею», однако музыкант не имел возможности увидеть большую часть игрового процесса DOOM Eternal;
- По словам композитора, ответственные за запись геймплея редко были доступны для общения, а нестабильные сборки игрового процесса зачастую делали работу безнадежной. Через два месяца работы Гордону стало ясно, что предложенный график не сработает;
- Автор предложил руководству студии изменить график, объяснив, почему текущий нецелесообразен. Гордон назвал возникшую ситуацию «нулевой комнатой для маневра»;
- Новый график должен был сначала определить общую музыкальную идентичность игры. Гордон хотел написать мощные треки для многократного использования. Это нужно было сделать прежде, чем наращивать производство финальных треков, когда станут известны основные подробности игры;
- Гордон оставил в расписании ключевые даты, в том числе финальную, однако главным было отказаться от принципа двух уровней в месяц — это больше всего давило на музыканта;
- Стрэттон отверг предложение Гордона, обвинив композитора в некомпетентности. По словам автора, глава id Software не хотел принять реальность ситуации и начал ругать музыканта за то, что тот вообще поднял этот вопрос на обсуждение. «Я был ошеломлен его реакцией. Его [эмоциональный] ответ ясно дал понять, что график не изменится. Я застрял с ним и уже два месяца не спал всю ночь, а впереди еще 18 месяцев», — добавил Гордон;
- Члены команды разработки с пониманием отнеслись к обстоятельствам, но обращение к ним за поддержкой редко приводило Гордона к чему-либо. Обычно ответы были сдержанными, а разработчики не уверены в себе — никто не не решался передавать вопросы и просьбы композитора руководству студии;
- Автор назвал кошмаром дальнейшую работу над саундтреком игры. Он старался изо всех сил, черпая вдохновение из видеороликов, концепт-артов и текста, который ему присылали. Однако в конечном итоге он прибегнул к воображению, чтобы создать темы к уровням, которые он еще не видел;
- По словам Гордона, игра, обретшая форму несколько месяцев спустя, неизбежно доказала — догадки не подошли. Недели работы были потрачены зря, и музыканта призвали срочно переделывать треки. Требования проекта начали накапливаться, что привело к беспорядку в графике;
- По ходу разработки стало очевидно, что тот, кто придумал музыкальный бюджет DOOM Eternal, понятия не имел об истинном масштабе игры. По ходу разработки уровни росли в размерах и становились намного больше, чем ожидалось;
- Гордон месяцами работал без перерыва, пытаясь оставаться в курсе дел. По его словам, каждая неделя приносила новый набор проблем, а вдобавок композитора исключили из музыкальных созвонов. Вместе с тем электронные письма музыканта оставались без ответа, а id Software скрывала важную информацию. Автору почти никогда не удавалось проверить свою музыку в игре;
- Затем начались проблемы с оплатой работы. id Software не хотела платить Гордону на основании того, что ей не понравилась музыка. Однако композитор убедил студию, что та должна ему денег, так как его треки были использованы в рекламе QuakeCon 2018;
- По мере продвижения разработки игры студия неохотно одобряла композиции Гордона. Команда звукорежиссеров не хотела соглашаться с теми мелодиями, которые не смогла протестировать. Гордону месяцами отказывали в одобрении и оплате работы. С января 2019 года он провел 11 месяцев без зарплаты;
- Руководство студии постоянно высмеивало работу Гордона, называя ее полным провалом. В id Software не желали осуждать обстоятельства (основная — в нехватке видеоматериалов) и редко предлагали автору помощь;
- После бесконечных требований и отказов Гордон год спал в студии вдали от семьи. Он питался полуфабрикатами, разогревая их в микроволновке;
- Неожиданным ударом для композитора стала презентация Bethesda на E3 2019. На ней Стрэттон объявил, что DOOM Eternal выйдет 22 ноября. Он также анонсировал коллекционное издание с саундтреком Мика Гордона к DOOM Eternal, которое уже можно было предзаказать. На тот момент у Гордона не было контракта на продюсирование саундтрека. Автору не предлагали его, скрывая любую информацию о коллекционном издании. Более того, Гордон узнал об анонсе из СМИ.
- В ответ на вопрос о заключении контракта Стрэттон заявил, что «не хочет отвлекать» Гордона. Казалось, что в студии не были знакомы с законом о защите прав потребителей, который id Software нарушила своим анонсом;
- За шесть недель до релиза Bethesda перенесла DOOM Eternal. По словам Гордона, это было правильным решением. Однако постоянно растущие требования к работе в сочетании с кризисом и отсутствием оплаты нанесли значительный урон композитору и его семье. Гордон отказался от дальнейшей работой над саундтреком, потребовав деньги. В ответ в студии намекнули на последствия решения музыканта. Финансовое положение Гордона было «ужасным» — DOOM Eternal была единственным источником его дохода, и он не мог позволить себе вступить в судебный спор с юридической «машиной» Zenimax. Столкнувшись с возможностью вообще не получать зарплату за последние 10 месяцев, автор уступил и выполнил все последние требования id Software;
- В конце ноября 2019 года студия перевела Гордону деньги за 11 месяцев, а затем перестала с ним общаться, намекнув на окончание роли композитора в проекте;
- По словам музыканта, по завершению работы над саундтреком он чувствовал себя несчастным и опустошенным. Гордон понимает, что подход студии был предназначен для обеспечения эффективной работы. Но на деле считает, что он был поразительно неэффективным: к концу проекта автор записал более чем в два раза больше минут, чем было указано в контракте.
- После завершения графика Гордон вновь обратился к Стрэттону по поводу саундтрека для коллекционного издания, пообщав ему, что если начнет работу над ним немедленно, то у него будет столько же времени на создание музыки, сколько было при работе над DOOM;
- Глава id Software не ответил композитору. Позднее Гордон узнал, что студия использовала почти всю музыку, которую он создал во время разработки — почти пять часов, заплатив лишь за половину. По словам автора, это было сознательным решением студии, а не случайностью;
- Позднее Гордон узнал, что отказ платить деньги за всю работу был частью стратегии id Software, чтобы компенсировать нехватку бюджета;
- При приближении релиза композитор не получил ни одного ответа на свои письма Стрэттону и id Software. Он решил обратиться к Bethesda, которая быстро ответила музыканту. Они поблагодарили Гордона за контракт и заявили, что хотят поговорить о саундтреке для коллекционного издания без участия Стрэттона.
Неожиданно всплыл незавершенный контракт со сторонней студией, выпустившей игру Bethesda. В 2015 году Гордон написал саундтрек к ней, но незадолго до релиза студия попросила опубликовать отдельный альбом и хотела, чтобы он был готов к первому дню. Композитор согласился, но подписание контракта было задержано. Студия объяснила это медлительностью юридического отдела и пообещала заключить контракт после написания альбома. После его завершения разработчики отказались от него и передумали заключать контракт. Гордон отметил, что это его вина, и он усвоил ценный урок — никогда не работать без контракта.
В 2019 году Bethesda начала продавать этот альбом, не предупредив об этом Гордона. Музыкант узнал об этом из соцсетей. Вдобавок компания не заплатила за него. После запроса Гордона Bethesda согласилась оплатить работу, но настояла на том, чтобы оплата была включена в контракт на саундтрек к DOOM Eternal.
Затем Bethesda перенесла саундтрек коллекционного издания — это случилось до заключения контракта с Гордоном. За 48 часов до релиза шутера ZeniMax Media прислала автору соглашение. Стрэттон утверждал, что оно было заключено в январе, подразумевая, что у автора был контракт на гораздо более длительный период. Музыкант заявил, что это ложь. В качестве доказательства он опубликовал скриншот электронного письма с контрактом, показывающим точную дату.
Гордон подписал соглашение с ZeniMax и приготовился к четырем неделям напряженной работы. При этом он не получил никаких указаний от компании и решил взять инициативу на себя, создавая «лучший альбом». Спустя два дня вышла DOOM Eternal, а через две недели (к тому моменту была завершена половина альбома) композитору написал Стрэттон. В электронном письме глава id Software сообщил, что законы о защите прав потребителей на некоторых территориях означают, что любой, кто приобрел коллекционное издание, имел право на полный возврат средств, если он не получил саундтрек до 20 апреля.
Гордон понял, что ему угрожают — возврат средств означал бы финансовые потери студии и издательства. Стрэттон заявил, что именно композитор несет юридическую ответственность за любые убытки, которые id Software понесет из-за клиентов, требующих возмещения потраченных средства за «просроченный» саундтрек, если он не будет готов через тринадцать дней. Гордон не мог понять, почему Стрэттон не сказал об этом раньше. Если бы его поставили в известность о защите прав потребителей до подписания договора, музыкант бы отказался от работы над саундтреком.
«Тот факт, что эта важная часть информации была скрыта от меня до тех пор, пока я не подписал контракт, делал все это похожим на попытку переложить ответственность за продажу саундтрека без контракта»
Мик Гордон
Затем Стрэттон заявил, что он поручил ведущему звукорежиссеру Чеду Моссхолдеру сделать альтернативный саундтрек, объединив песни и используя отредактированные фрагменты игровых композиций. Спустя четыре дня Моссхолдер связался с Гордоном и сказал, что его альбом с правками почти готов. После прослушки всех работ оказалось, что звукорежиссер прислал более семидесяти треков.
Гордон отметил, что в письме Стрэттона на Reddit глава id Software утверждает, что решение нанять Моссхолдера было принято в последнюю минуту. Оно было связано с опасениями, что Гордон не уложится в срок. Однако присланные звукорежиссером файлы говорят о другом.
«Возможно, Марти не знал, что метаданные BWF детализируют точную дату создания, время и программное обеспечение, используемое тем, кто внес изменения. Метаданные в файлах Чеда показывают, что он начал работу над их альтернативным саундтреком еще в августе 2019 года — за шесть месяцев до того, как я получил контракт на альбом».
Гордон надеялся использовать правки Моссхолдера, чтобы расширить альбом за пределы ограниченного контракта на 12 песен. Однако его содержание не оправдало ожиданий. Музыкант назвал его «беспорядком», игнорировавшем основные музыкальные темы.
«Позднее Стрэттон отклонит эти вопросы и обвинит меня за то, что я привлек к ним внимание, сводя мою позицию к «точке зрения художника». Но он нанял меня, чтобы в DOOM Eternal была лучшая музыка из возможных, а отредактированные версии Чеда просто не соответствовали стандартам франшизы».
До окончания графика оставалось восемь дней. У Гордона не было ни времени, ни бюджета, чтобы решить большую часть проблем в правках Моссхолдера. Эти дни выпали на пасхальные выходные. Вместо праздника с семьей Гордон работал по 18-20 часов в день и спал под столом.
«Мне пришлось столкнуться с реальностью и отказаться от создания наилучшего из возможных альбомов, сделав все возможное, чтобы избежать последствий, которыми ранее угрожал Марти. Единственный способ добиться этого с уверенностью заключался в том, чтобы точно придерживаться своих договорных обязательств. Я напомнил Марти, что моя ответственность распространяется только на 12 песен, и что их завершение будет моей задачей в течение оставшихся восьми дней».
За пару дней до окончания дедлайна Гордон столкнулся с технической проблемой. Он отправил письмо Bethesda, чтобы компания предоставила лишние пять часов для исправления ситуации. В издательстве согласились, но Стрэттон остался недоволен. Он потребовал срочного группового звонка в трех разных часовых поясах, чтобы сообщить всем, что ему не нужны песни Мика — он хотел другие композиции.
Стрэттон заявил, что вместо треков Гордона студия выпустит работу Моссхолдера. Композитор передал отредактированные треки коллеги, после чего студия одобрила их. В id Software признали, что Гордон выполнил контрактные обязательства и выплатили общую сумму вместе с бонусами.
В день релиза альбома id Software объявила об этом в Twitter. Услышав его, Гордон испытал шок. Наряду с его работами в альбом добавили 47 дополнительных треков, сделанных путем плохого редактирования фрагментов.
«Одна из самых успешных песен из моего саундтрека к DOOM 2016 — BFG Division — почти не появляется в DOOM Eternal. Но по какой-то причине она была разрезана на три трека для альбома к DOOM Eternal».
По словам Гордона, в конечном счете больше всего должны быть разочарованы его фанаты, потратившие сотни долларов на коллекционное издание. «Маркетинг заманил их под ложным предлогом, что они получут от меня альбом, но вместо этого им подали беспорядочную кашу, слепленную кем-то другим», — добавил композитор.
Саундтрек был ожидаемо раскритикован, после чего Стрэттон позвонил Гордону, чтобы поговорить о том, как можно уладить ситуацию.
«Моя ответственность перед ним закончилась, когда закончился мой контракт, и мне не хотелось подвергать себя шквалу угроз и оскорблений. На мой взгляд, негативный прием фанатами саундтрека был следствием плохо управляемого проекта».
Гордон согласился, но разговор не получился. Стрэттон обвинил композитора в неудаче альбома. При этом он проигнорировал письмо Bethesda с техническими проблемами, которое автор отправил Bethesda.
Однако Стрэттон и Гордон все же смогли договориться и выпустить совместное заявление, в котором изложили планы по исправлению работы. Кроме того, глава id Software попросил воздержаться музыканта от комментариев в социальных сетях.
Спустя несколько недель Стрэттон опубликовал на Reddit то самое письмо с обвинениями Гордона в провале саундтрека. При этом он воспользовался учетной записью Bethesda.
«Я не мог поверить в то, что читал: разве мы только что не договорились этого не делать? Разве мы только что не договорились о совместном заявлении? Разве Марти только что не сказал мне, что хочет решить этот вопрос профессионально»?
Гордону пришлось обратиться к юристам и отправить жалобу в Zenimax. Автор потребовал удалить пост из официального аккаунта Bethesda и компенсировать неоплаченные часы работы. В ответ он получил от компании предложение с шестизначной суммой и требованием публично взять всю вину на себя.
Конфликт до сих пор не завершился. Обращение Стрэттона не удалено. Zenimax и id Software пока никак не отреагировали на публикацию композитора.
Источники: Reddit, Medium
Ещё на PLAYER ONE:
- Официально: Mazda уходит из России
- В сеть слили первый геймплей карточной игры в Genshin Impact
- RTX 2060 — всё. NVIDIA прекратила производство GPU для этих видеокарт
- Twitter убрал серую галочку верификации — через пару часов после введения
- Анонсирована CoD: Warzone Caldera — новая версия оригинальной Warzone