12 подвигов Nintendo

Алексей Фридрик (пользователь)

Поговорим о тех творениях и действиях Nintendo, что навсегда изменили облик игровой индустрии

Так сложилось, что на территории постсоветского пространства Nintendo не пользуется популярностью уже на протяжении многих лет, проигрывая по всем фронтам консолям Sony и Microsoft. Несмотря на тот факт, что игровой путь огромного числа геймеров из СНГ начинался с различных китайских копий NES (Dendy, Subor и т.п.), подаривших сотни счастливых моментов у старенького пузатого телевизора, обладание нынешними домашними или портативными консолями «Большой N» — выбор немногих избранных. Но как бы то ни было, есть несколько фактов, за которые каждый поклонник видеоигр должен благодарить Nintendo — за свою долгую историю компания сделала множество вещей, сформировавших облик современной игровой индустрии. Именно о них я и хочу рассказать в этом фичере.

1. D-pad

Родной для многих контроллер, первым подаривший домашним консолям крестовину

Трудно в это поверить, но два первых поколения домашних консолей были лишены столь привычной для нас крестовины, долгое время отвечавшей за координацию движений в играх до появления аналогового стика. Первая крестовина появилась в 1982 году в игре Donkey Kong из серии Game & Watch — линейке портативных электронных устройств от Nintendo. D-pad стал настоящей революцией — с его появлением сформировалась привычная нам схема управления, когда левая часть кнопок игрового устройства отвечает за движения, а правая — за действия.

Уже в следующем году Nintendo представила свою первую домашнюю приставку, NES, геймпад которой был оснащен не только кнопками A и B, но и крестовиной, ставшей с тех пор стандартом для всех последующих контроллеров от крупных производителей консолей.

2. Портативные игровые платформы

Электроника ИМ-02, которая на деле является копией игры Egg из серии Game & Watch

Говоря о вкладе Nintendo в игровую индустрию, нельзя вновь не упомянуть Game & Watch, ставшими первым опытом компании в портативном гейминге. Данные устройства быстро приобрели популярность, однако у них имелся один большой недостаток — на одном экземпляре, как правило, помещалась лишь одна игра. Эта проблема была решена в 1989 году, когда на свет появился Game Boy — первое портативное устройство со сменными игровыми картриджами. Успех Game Boy был настолько ошеломителен, что по всему миру было реализовано более 118 миллионов консолей, а сама новинка заложила основы, которые сформировали современный портативный гейминг.

3. Сохранения в консольных играх

Картридж с первой частью легендарной франшизы. И да, если кто-то все еще не знает — главного героя зовут Линк, а Зельда — это принцесса

Современные игры с открытым миром, рассчитанные на сотни часов геймплея, не смогли бы существовать без привычной нам функции сохранения. Но 30 лет назад такой функции просто не существовало — часть игр использовала для этих целей систему паролей, другие же и вовсе обходились без какой-либо возможности сохранить игровой процесс. Но в 1987 году выходит The Legend of Zelda, в которой сочетание огромного мира и сюжета не позволяли закончить игру за один сеанс. Именно TLoZ стала первой игрой, сохранявшей прогресс игры непосредственно на картридж, что в следующем поколении консолей уже стало привычным стандартом.

4. Шифты

В геймпаде SNES впервые начинают прослеживаться черты современных контроллеров

В 1990 году в Японии поступает в продажу Super Nintendo Entertainment System, пришедшая на смену NES и ставшая в дальнейшем самой успешной консолью 4 поколения. В техническом плане консоль была сконструирована удачно, но не меньший интерес представлял контроллер: он приобрел более округлые формы, на нем впервые появилась привычная ромбовидная раскладка правых кнопок, являющаяся стандартом для нынешних геймпадов, но главное — внедрение верхних вспомогательных кнопок, шифтов. Сконструированы они были специально для расширения функциональности в играх серии Street Fighter, пользовавшихся тогда огромной популярностью. Сегодня эти кнопки применяются в играх практических всех жанров, от спортивных симуляторов до шутеров.

5. Популяризация контроллеров с вибрацией

Трудно представить, что именно этому маленькому куску пластмассы мы обязаны за создание DualShock

В 1996 году Nintendo выпускает в свет новую консоль — Nintendo 64. С ней связано множество важных событий, причем не всегда радостных для ее создателей — отказ компании от перехода на CD в качестве носителя для игр и скандал с Sony, помогавшей при разработке приставки, ознаменовали собой появление первой PlayStation и закат эры картриджей в игровой индустрии.

Но с N64 связан и ряд положительных моментов. Контроллер консоли, по своей форме напоминавший трезубец, привнес с собой несколько не самых значимых, но все же неотъемлемых атрибутов современных геймпадов. Первое, что хотелось бы отметить — так называемый Rumble Pack, съемное устройство, позволявшее контроллеру вибрировать. Удивительно, но эта штуковина очень быстро приобрела популярность, во многом благодаря тому, что ее потенциал был прекрасно раскрыт в игре Star Fox 64, в комплект с которой и включался Rumble Pack.

Справедливо будет отметить тот факт, что раньше Nintendo похожую функцию реализовала в своем контроллере и Sony, но исключительно для японской версии консоли, да еще и с поддержкой только в нескольких играх. Успех Rumble Pack заставил Sony пересмотреть свои взгляды на функцию вибрации в контроллере, что стало причиной создания нового геймпада, получившего название DualShock.

6. Подключение нескольких геймпадов и локальный мультиплеер

Локальный мультиплеер был очень популярен в эпоху, когда быстрый интернет еще не пришел в каждый дом

Другой интересной функцией, которую предлагала Nintendo 64 — возможность подключения до 4 геймпадов одновременно. Нечто подобное пыталась реализовать еще в 70-ых малоизвестная консоль Bally Astrocade, но популярность эта идея приобрела лишь с появлением N64. В дальнейшем ее примеру последуют и другие приставки — оригинальный Xbox, Dreamcast и все современные консоли, умеющие подключать более 2 геймпадов с помощью беспроводного соединения.

7. Аналаговый стик

Не пытайтесь найти информацию о стике N64 в англоязычном секторе сети — приблизительно 90% тем посвящены способам его ремонта

Самое важное новшество, которое подарил нам контроллер Nintendo 64 — аналоговый стик в современном его понимании. Задолго до N64 многие компании пытались реализовать нечто подобное в своих контроллерах, но все попытки заканчивались неудачей, так как получавшийся результат не удовлетворял игроков, которые отдавали предпочтение более удобной крестовине. Nintendo стала первой, кто смог создать удобный и функциональный стик, позволявший с поразительной точностью контролировать движения персонажа в игре. У стика N64 был лишь один недостаток — хрупкость, в итоге приводившая к его быстрой поломке. Этот недостаток, однако, был устранен во всех последующих геймпадах компании, а вот дизайн стиков с тех пор практически не подвергался изменениям.

Сегодня аналоговые стики все еще остаются главным способом координации движений в консольных видеоиграх, а смена их в краткосрочной перспективе чем-либо другим вряд ли случится.

8. Популяризации 3D в видеоиграх

Super Mario 64 — одна из лучших игр в истории не только по мнению журналистов, но и игроков

Скажем сразу — Nintendo не была первопроходцем в создании 3D-игр, но она была компанией, показавшей миру, как правильно создавать 3D-игры. С мощным железом N64 и отличным геймпадом, в который был внедрен аналоговый стик, Nintendo смогла создать игру, ставшей одной из вех в игровой индустрии — Super Mario 64. В это трудно поверить, но очередная игра про итальянского водопроводчика стала настоящей сенсацией, ведь она первой предложила игрокам коктейль из трехмерного полигонального мира, свободного и удобного передвижения в любом направлении/измерении, а также свободную динамическую камеру, с помощью которой можно было разглядывать мир под различными углами. Super Mario 64 была той игрой, что на многие годы стала эталоном не только для жанра платформеров, но и для всех 3D-игр в целом.

Успела отличиться и другая игра Nintendo — The Legend of Zelda: Ocarina of Time, которая с введением 3D смогла подарить нам так называемый Z-targeting, систему захвата цели камерой с помощью нажатия определенной кнопки на геймпаде. Эта функция нашла свое применение не только в играх Nintendo, но и в сериях Devil May Cry, Assassin's Creed, Kingdom Hearts, Demon's Souls и множестве других известных тайтлах.

9. Беспроводные контроллеры

Беспроводной контроллер WaveBird

XXI век — эпоха беспроводных технологий. Стоит оглянуться вокруг и понимаешь — они уже повсюду: дома, на улице, работе, в транспорте. Не обошли беспроводные технологии и игровую индустрию, ведь у нас есть беспроводные гарнитуры, мыши, клавиатуры и геймпады.

Появлению последних мы обязаны именно Nintendo, которая в 2002 году выпустила первый серийный беспроводной контроллер, WaveBird, для своей консоли GameCube. В этот раз у компании не возникло каких-либо проблем с новинкой, как это было в случае с аналоговым стиком — геймпад работал на радиочастотах и отлично функционировал даже через толстую бетонную стену.

10. Моушн-контроллеры

Nintendo Wii стала едва ли не первой консолью, которую не стыдно было подарить своей матери

К Nintendo Wii, вышедшей в 2006 году, изначально относились скептически. Инновационный контроллер с датчиком движения, выбранный компанией в качестве стандартного устройства ввода, был рискованным, но необходимым шагом, так как Nintendo нуждалась в козыре, с помощью которого сможет противостоять Xbox 360 и PlayStation 3. Финансовый провал Wii мог повлечь за собой банкротство ее создателей, но, к счастью, консоль и ее необычный контроллер, Wii Remote, пришлись по вкусу не только опытным игрокам, но и тем людям, которые до этого никогда не были знакомы с видеоиграми. Видя успех своего конкурента, Sony и Microsoft поспешили создать собственные моушн-контроллеры, PlayStation Move и Kinect, однако это не помогло им обогнать Nintendo, которая к 2015 году реализовала более 100 миллионов консолей.

11. Контроль качества и роль компании в преодолении кризиса 1983 года

Не все то золото, что блестит, ведь золотая печать качества Nintendo означала не столько качество игры, сколько факт того, что разработчики заплатили за ее наличие приличную сумму денег

Мало кто знает, но в середине 80-ых годов игровая индустрия находилась на грани полного исчезновения. Рынок, переполненный огромным количеством приставок и еще более внушительным числом дешевых и некачественных игр, неверные управленческие решения, неблагоприятная обстановка в мировой экономике — все это стало причиной возникновения самого крупного кризиса в истории индустрии. Если в 1983 году общий объем рынка компьютерных игр составлял 3 миллиарда долларов, то уже через два года эта цифра равнялась всего лишь 100 миллионам. Многие компании разорялись, экономисты прогнозировали банкротство и исчезновение отрасли, а время второго поколения игровых систем подходило к концу.

Кризис удалось преодолеть благодаря двум компаниям — Nintendo и Atari, являвшейся одной из виновниц всех случившихся бед. Заслуга первой заключалась в выпуске NES, в кратчайший срок захватившей практически весь рынок домашних игровых платформ, а также строгом контроле качества игр, выпускавшихся для этой консоли. Контроль заключался в присвоении так называемой «Печати качества Nintendo», которую компания выдавала лишь официально лицензированным играм. Это позволило в короткие сроки уменьшить количество создаваемых игр и повысить качество выпускаемой продукции. Но что хорошо для игроков, то плохо для разработчиков, попадавших в фактическую зависимость от Nintendo. Они обязывались выплачивать солидные отчисления за лицензирование игр, проходя при этом через процесс строгой цензуры, а также закупать комплекты для разработки, картриджи и упаковки только у Nintendo, имевшей при всем этом право самостоятельно определять цену и количество копий у выпускаемой игры.

В дальнейшем такая политика привела к проблемам со сторонними разработчиками, но главное во всем этой истории другое — если бы не Nintendo и ее строгая, но необходимая в то время политика в области лицензирования игр, то мы с вами, вероятно, не наслаждались нынешними творениями игровой индустрии.

12. Игры

Если вы не узнаете здесь ни одного персонажа, то вы либо далеки от видеоигр, либо прибыли на нашу планету совсем недавно

Возможно, что кто-то будет несогласен, но игры Nintendo являются самым главным достижением компании. Без них не было бы смысла в создании и популяризации всего того, о чем написано выше, ведь для раскрытия потенциала любой технической новинки нужна подходящая игровая механика. Именно игры дарят нам те самые эмоции, ради которых мы проводим десятки и сотни часов у экранов и мониторов — радость, сопереживание, волнение. И как отец считает своей главной гордостью детей, так и любая игровая компания может гордиться своими творениями — играми.

Многие часто считают Nintendo главным инноватором в игровой индустрии, но я думаю, что это не совсем правильное определение. Sony, Microsoft, Sega — все они могут похвастаться чем-то, что придумали и внедрили в индустрию именно они, поэтому их роль в истории как минимум не меньше, чем у других. Nintendo скорее старый картежник, который часто рискует, но неизменно уходит от поражения, удивляя всех или новым трюком, или чем-то хорошо забытым старым.

А тем временем все меньше времени остается до презентации новой домашней консоли компании — Nintendo NX. Кто знает, на что поставит самый старый и азартный игрок индустрии на этот раз...

Смотрите также
Чем жил Новый Орлеан в годы cобытий Mafia 3
Фичер
Чем жил Новый Орлеан в годы cобытий Mafia 3
Игры со временем
Фичер
Игры со временем
Девять с половиной недель без Rutracker
Фичер
Девять с половиной недель без Rutracker
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться