20 лет убийства виртуальных нацистов: ретроспектива.

Александр Абралава (пользователь)

К двадцатилетию Wolfenstein 3D грязная дюжина самых запоминающихся шутеров про Вторую мировую войну.

Из того, что не написано за последние две декады о бравой компании id Software и ее революционной по тем временам Wolfenstein 3D, осталось не так уж и много. Громкие дифирамбы настоящему праотцу трехмерных стрелялок заслужено достались детищу американской компании. На заложенном ей основательном фундаменте до сих пор строятся все современные шутеры от первого лица.

Так выглядело большинство шутеров до революционного 3D в играх этого жанра. Сейчас это ретро вызывает дикую ностальгию.

Разработанный легендами игровой индустрии Джоном Кармаком (John Carmack), Джоном Ромеро (John Romero), Томом Холлом (Tom Hall), Джейсоном Блочовйаком (Jason Blochowiak) и Эдрианом Кармаком (Adrian Carmack), и выпущенный 5 мая 1992 года, Wolfenstein 3D спустил курок и увел привычное представление об играх далеко в сторону от шутеров с видом сбоку, и сделал широкий шаг вперед в шутерах от первого лица. Вдохновленная дуэтом Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein от Muse Software (первыми в мире играми, построенными на базе стелс-экшн механики), Wolfenstein 3D забрасывала игроков в качестве Польско-Американского супер-солдата Уильяма «Би-Джей» Джозефа Блазковича и заставляла нас убегать из замка с зараженными нацистами. Это была простая предпосылка. Но на нашем пути попадались целые армии немецких солдат, агрессивных доберманов и даже самого Гитлера.

Ду бист Гитлер? Хэнде хох!

Больше всего поражает то, что Wolfenstein 3D дал жизнь многим игровым сериям, которые здравствуют и поныне. Конечно, спустя двадцать лет технологии сделали огромный шаг вперед и унесли далеко за горизонт современные шутеры от того, что было в Wolfenstein 3D. Но, несмотря на это, сложно отрицать, что в сердцах современных шутеров тот же ритм, что и 20 лет назад в Wolfenstein 3D.

Говорят, что при выборе уровня сложности «Can I Play, Daddy?» игра просто вздыхала и удаляла себя с компьютера.

Сложно представить, что прошло так много времени с тех пор как мы в первый раз выстрелили в лицо виртуальному нацисту в трех измерениях. Возвращаясь в прошлое, и вспоминая, как выглядел простой выбор уровня сложности в игре, испытываешь ностальгию. Это не тривиальные «средний», «сложный» и «ветеран». Выбор сложности носил названия «можно я поиграю, папочка?», «Не трогайте меня», «Подать их сюда!» и «Я воплощение смерти!». При выборе самого низкого уровня в настройках появлялась иконка с изображением Би-Джея в виде младенца с шапочкой на голове и соской-пустышкой во рту. В тот период, игры были менее дружелюбны и бросали вызов своим пользователям, а после неудачи еще и дразнили. И мы раззадоренные возвращались к Wolfenstein 3D, ведь нацисты сами себя не убьют. Wolfenstein 3D отнюдь не была родоначальником жанра шутеров. Но она дала начало целому под-жанру, которым до сих пор называют подобные игры – «шутер про Вторую мировую». Многие разработчики с тех пор обращали свое внимание к теме Второй мировой войны. А почему бы и нет? Это был один из внушительных и наиболее разрушительных конфликтов в истории человечества. К сожалению, этой темой воспользовались так много разработчиков, что шутеры про Вторую мировую превратились в клише, которые все стали ругать за однообразие и банальность. Однако сегодня происходит ровно обратная ситуация. Наши все более и более гомогенизированные шутеры отказываются уходить от сеттинга современной войны или войны недалекого будущего. Возможно, как раз сейчас возвращение к периоду 1939-1945 годов могло бы удивительно освежить жанр. К примеру, Brothers in Arms: Furious 4 от Gearbox Software и Enemy Front от City Interactive могли бы стать отличным противоядием от передозировки современными военными действиями. Как бы там ни было, начало грязной дюжине лучших шутеров про Вторую мировую войну за последние 20 лет положено.

Spear of Destiny (1992).

Пищей для размышлений игрокам, которым не сиделось на месте в ожидании продолжения, явился приквел к Wolfenstein 3D. Spear of Destiny была разработана компанией Form Gen Corporation, более или менее была похожа на Wolfenstein 3D и повествовала (разумеется после согласования с Джоном Ромеро) о приключениях Би-Джея Блазковича и Христианском артефакте (Копье Судьбы) Гитлера, который, по преданию, должен был гарантировать победу в войне Третьему Рейху. Между выходом оригинальной игры и приквела прошло всего полгода, геймплей полностью идентичен Wolfenstein 3D, да и при создании использовали тот же игровой движок. Spear of Destiny предлагала интересную альтернативу для тех, кто не мог воздержаться, ожидая сиквел знаменитой игры Джона Кармака.

Medal of Honor (1999)

Известная среди отечественных игроков под названием «Медаль за отвагу» игра от DreamWorks Interactive стала настоящим феноменом в свое время. Разработанная для оригинальной Playstation и созданная самим Стивеном Спилбергом Medal of Honor предлагала нам выступить в роли оперативного сотрудника OSS лейтенанта Джимми Паттерсона. Игра задала новые стандарты и продемонстрировала важность постановки в шутерах от первого лица. Medal of Honor чрезвычайно важный проект, который вывел общую планку шутеров на новый уровень.

Hidden & Dangerous (1999)

Настоящий пионер хардкорных тактических PC-шутеров Hidden & Dangerous стала смелым опытом в области игр «в-тылу-врага». Играть можно было как от первого, так и от третьего лица. Hidden & Dangerous предлагала нам группу элитных британских оперативников SAS и помещала в самый центр оккупированной Европы. Как терпеливый, вдумчивый шутер Hidden & Dangerous была тем сортом игр, которые заставляли наши глаза жутко напрягаться и страдать после каждой глупой ошибки.

Return to Castle Wolfenstein (2001)

Своеобразная перезагрузка серии вернула на экраны, и сделала центром внимания Би-Джея почти 10 лет спустя после его дебюта в Wolfenstein 3D. Return to Castle Wolfenstein моментально стала обожаема фанатами за ее крепкий мультиплеер. А вот одиночный режим бесстыдно украл идеи у кинофильма «Там, где гнездятся орлы» с Ричардом Бертоном и Клинтом Иствудом. Совести ради стоит отметить, что кинолента является одним из величайших когда либо снятых приключенческих боевиков.

Medal of Honor: Allied Assault (2002)

Medal of Honor: Allied Assault вместе с расширенным изданием, в которое вошли официальные аддоны Spearhead и Breakthrough является одним из наиболее влиятельных шутеров с начала двадцать первого столетия. Allied Assault та самая игра, которая задает тон всем сегодняшним шутерам про Вторую мировую. Она эпична, реалистична и настолько близко подносит нас к спасению рядового Райана, что и Том Хэнкс позавидовал бы.

Medal of Honor: Frontline (2002)

Первый уровень Medal of Honor: Frontline стал одним из самых запоминающихся во всей игровой индустрии в целом. Его несколько раз пытались повторить и подать под разными углами и с разных сторон. До сих пор в шутерах не было сделано ничего настолько же захватывающего. Этот уровень был высадкой союзных войск в Нормандии. Он был грамотно построен с технической точки зрения. Конечно, Frontline цепляла таким вступлением, но и на протяжении остальной игры могла похвастаться разнообразием

Battlefield 1942 (2002)

Если вы никогда не слышали о Battlefield, то вы, должно быть, зашли сюда случайно. А молодому поколению игроков интересно будет узнать, с чего же начиналась популярная ныне серия Battlefield и как она стала такой, какой мы ее знаем сегодня. Изначально Battlefield 1942 была, по сути, набором карт для мультиплеера, на которых в одиночном режиме мы захватывали территории (флаги) и попутно отстреливали нацистов. Игра предлагала нам внушительный парк военной техники, масштабные карты и неограниченный тактический простор. Быть может сейчас шаг назад к истокам серии может стать шагом вперед в ее будущее. В списке уже есть проект с названием Battlefield 1943. Давай те же, EA, Battlefield 1944, кто-нибудь?

Call of Duty (2003)

Это может стать тихим сюрпризом, ведь последние части игры сильно ругают за однообразие и общее отсутствие новых идей, но в 2003 году Call of Duty стал инновационным и взрывающим мозг новым шутреом. Изначально являясь подражателем Medal of Honor, но со своими идеями, проект быстро набрал обороты и превзошел «учителя». Call of Duty в отличие от Medal of Honor предлагала нам вместо одной целых три кампании. Мы проходили сюжетную линию за Америку, Великобританию и за Россию. Такой подход отличал Call of Duty от большинства других шутеров, и предлагал новый опыт. Кроме того на одном уровне рядом с игроками всегда было много других солдат, которые так же воевали с нацистами, и количество которых в одном кадре создавало впечатление масштабности боевых действий.

Call of Duty 2 (2005)

Становясь выше и шире своей оригинальной игры во всех направлениях (одним из мелких, но используемых сегодня во всех и в каждой стрелялке, нововведений в жанре стало автоматическое восстановление здоровья), Call of Duty 2 сделала по-настоящему внушительный шаг вперед. Десантирование отряда рейнджеров на Паунт-дю-Ок с миссией подавления береговых позиций противника стало, чуть ли, не первым переосмыслением легендарной высадки союзных войск в Нормандии. Даже сегодня этот уровень является одним из сильнейших в шутерах про Вторую мировую. Стоит отметить, что Call of Duty 2 дебютировала на Xbox 360. Это было целых семь игр назад. Это напоминает нам, какой большой путь проделала серия, и каким старым является нынешнее поколение консолей.

Brothers in Arms: Hell's Highway (2008)

Если Medal of Honor: Allied Assault является игровым эквивалентом Спасения рядового Райана, то Brothers in Arms: Hell's Highway, несомненно, близка к Братьям по оружию. Hell's Highway один из последних серьезных взносов от Gearbox в копилку тактических шутеров про Вторую мировую. Надо признать, что игра удачно сочетает в себе как элементы обычного шутера от первого лица, так и медленную, интеллектуальную тактическую составляющую. Несмотря на привычный стиль Второй мировой, Hell's Highway является скорее личной драмой, сфокусированной на одном маленьком 101-ом отряде десантной дивизии, и на их действиях в Нидерландах, ведь операция с кодовым названием Маркет Гарден стала одним из серьезных провалов союзных войск в Голландии. Поместив игроков в окружение, где каждый член отряда воспринимался как живой человек, друг, брат по оружию, Hell's Highway немного отличалась от привычных шутеров на эту тему.

Call of Duty: World at War (2008)

Отличительной чертой World at War стала кампания за Россию. Многие именно из-за нее быстро пробегали эпизоды за американцев, чтобы насладиться зверским марш-броском от самого Сталинграда до Рейхстага. World at War наравне с Hell’s Highway стала, возможно, одним из самых реалистичных портретов Второй мировой войны, со всей ее жестокостью, запекшейся кровью и насилием. Мы до сих пор помним харизматичного сержанта Красной Армии Виктора Резнова и его любимые фразы «мразь», «ничтожество», «подонки» и «месть», а так же «да познают они мужество русского народа».

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad (2011)

Пока мы ожидаем следующего шага от создателей Brother in Arms и Enemy Front, зажевать свой голод мы можем относительно современным шутером Red Orchestra 2. Эксклюзив для PC, построенный на противостоянии Германии и России на Восточном фронте. Red Orchestra 2 является совершенно хардкорным проектом и гордится этим фактом. Реалистичная баллистика, здоровье не восполняется в принципе, даже если вы воспользуетесь медицинским снаряжением (не смертельные раны нужно обязательно перевязывать, чтобы ваше здоровье и дальше не падало от кровопотери), и здесь нет никакого интерфейса. Если вы хотите проверить, сколько патронов у вас осталось, то вам придется это делать вручную, а некоторые вещи и вовсе просто запоминать. Все беды Сталинграда обрушатся на вас в одном пакете.

А у вас сохранились воспоминания о Wolfenstein 3D? Какой ваш любимый шутер про Вторую мировую войну, вышедший за последние 20 лет? Дайте знать, и играйте только в хорошее!

Смотрите также
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Фичер
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться