Апокалипсис завтра

Евгений Скудин (пользователь)

Мрачное будущее игровой индустрии — миф или реальность?

Если вы вдруг, уважаемые читатели, по каким-либо причинам считаете, что дела у интерактивных развлечений идут хорошо, то аналитики индустрии предлагают вам подумать еще раз. Этих товарищей хлебом не корми, а дай напророчить ворох проблем, причем обязательно с суровой миной на лице и не без актерских замашек. «Все шутеры от первого лица окончательно потеряли свою индивидуальность и представляют собой серую calloподобную массу», «PC – мертвая платформа» или «Следующее поколение консолей будет последним», — вещают они с трибун, воздвигнутых на пользовательском невежестве и доверчивости. И хоть их высказывания и содержат в себе рациональное зерно, но, думаю, со мной многие согласятся в том, что эти господа все-таки умышленно сгущают краски. Такая уж у них работа, ничего не попишешь.

Майкл Пактер — один из самых известных и влиятельных аналитиков игровой индустрии. Что, правда, не мешает ему ошибаться в «предсказаниях» не меньше других

В свою очередь, данная статья, это, своего рода, ответ на пессимистичные высказывания аналитиков, где каждая озвученная проблема, пусть порой и значительно преувеличена, но, тем не менее, имеет под собой реальные основания. А, значит, при определенном стечении обстоятельств, вполне может повлиять на текущее положение дел, вплоть до упразднения компьютерных и видеоигр, как вида развлечения. Итак, совершим путешествие в будущее, где одно из «предсказаний» уже осуществилось, что привело… Впрочем, об этом, а также о возможных сценариях гибели индустрии, читайте ниже.

Сценарий 1: «DLC»

Первый выход на авансцену загружаемого контента, это вам не первый выход в космос – точные дата и время этого события неизвестны, хотя, в какой-то мере, практика распространения платных дополнений тоже стала своего рода отправной точкой, или, точнее, точкой невозврата, навсегда изменившей процесс создания интерактивного контента. Правда, в нашем случае, важнее узнать не когда, а в каких целях он разрабатывался. Конечно, прозаичный вариант «с целью наживы» выглядит куда как правдоподобнее, тем не менее, существует и другая точка зрения, отстаивающая идею, согласно которой downloadable content первоначально задумывался как средство поддержания интереса к уже вышедшим играм и раздавался, хоть это сейчас и прозвучит дико, совершенно бесплатно, лишь позднее обретя стоимость.

Как бы там ни было, раздражает пользователей все-таки не само существование загружаемого контента, и даже не то обстоятельство, что за него просят деньги (покупать его никто не заставляет), а сам метод создания дополнений, отличающийся порядочным цинизмом. Все чаще встречаются случаи, когда вместо разработки дополнительного уровня игры, его попросту и самым наглым образом вырезают из уже готового проекта. Никого уже и не удивишь и попытками «шантажа», когда за приобретение очередного, скажем, приключенческого боевика в определенном магазине или издании, полагается «в довесок» еще и необязательная миссия или оружие, либо прочие приятные привилегии. С точки зрения законов рынка такой ход, бесспорно, полностью логичен и оправдан, однако в отношении пользователей это, как минимум, некрасиво.

Чем грозит индустрии

Значительное снижение продаж – таким сейчас видится итог дальнейшего развития деятельности по распространению платного загружаемого контента. Дальше – больше, причем нельзя исключать и вариант с полным отказом потребителей от приобретения видеоигр. Современный геймер далеко не дурак, он за версту чует, когда его хотят облапошить, и пока издатели поочередно упражняются в лицемерии, аналитики отмечают заметное снижение пользовательского интереса.

Самая продавая игра в индустрии — Call of Duty: Black Ops II — и по числу DLC в числе первых

Еще бы, после некоторых неприятных историй впору вообще пересматривать свое отношение к определенным компаниям, хотя, казалось бы, совсем недавно относил их к категории своих кумиров. Сейчас мало кто вспомнит резонансный скандал с ЕА, умудрившихся продавать отдельно одного из ключевых персонажей космооперы Mass Effect 3 в день релиза, или неприятный инцидент с Epic Games, разместивших дополнительный контент на диске с Gears of War 3, доступ к которому можно было получить, лишь доплатив 10 долларов. Однако всех переплюнула Nintendo, заявившая, что DLC – это бесчестно по отношению к игрокам и пришествия его на консолях под ее маркой ждать не стоит. Но отгремевший запуск Wii U, показал обратное, явив всему игровому сообществу парадоксальный случай, где типичная восточная верность слову вступила в противостояние с не менее традиционной практичностью и потерпела поражение. Парадокс парадоксом, но вопрос, во сколько японскому гиганту обошлась его непоследовательность, все еще остается открытым.

Что делать

Суровые законы экономики это, как ни крути, все-таки палка о двух концах, которая не замедлит стукнуть по затылку в том числе и издателей, при правильных действиях со стороны потребителя. А самое правильное, оно же, в принципе, и единственное действие в данном случае – перестать голосовать рублем за те «колбасные обрезки», которые нам пытаются продать под видом полноценного цифрового продукта. Ведь, как известно, любое явление существует лишь до тех пор, пока оно способно приносить прибыль.

Правда, есть свой лучик света и в этом темном царстве наживы. Иные разработчики, как это ни странно, заботятся не только о доходах, но и о своей репутации, об удобстве геймеров, и даже умудряются совмещать эти три понятия. Они просто скрывают дополнительный контент в недрах самого проекта, заставляя вспоминать те времена, когда игру приходилось исследовать вдоль и поперек, или бить рекорды да находить «пасхалки», чтобы получить доступ к бонус-уровню либо открыть дополнительного персонажа. Случается, что издатель дарит своим покупателям какое-нибудь масштабное обновление в благодарность за приобретенный товар и такое отношение не может не радовать.

В любом случае, пока такие аттракционы неслыханной щедрости и акции добровольного отказа от прибыли еще довольно редки, чтобы стать тенденцией, но пока они существуют, живет и надежда на скорое выздоровление игровой индустрии от этого скверного недуга. А это главное.

Сценарий 2: «Дурная репутация»

Пожалуй, каждый посетитель данного сайта сталкивался с тем отвратительным чувством пренебрежения, снисходительностью и усмешкой, исходящих от ваших собеседников, лишь стоит им услышать о вашем увлечении компьютерными и видеоиграми. А если озвучить факт приобретения тобой лицензионных копий игр, то могут посмотреть даже с жалостью, как на умалишенного. Откуда же им знать, что ведя себя таким образом, они только лишний раз расписываются в своем закоренелом невежестве, попутно демонстрируя типичное для нашей страны отношение к интерактивным развлечениям. Конечно, отчасти такая позиция понятна. Долгое время игры рассматривались у нас лишь как забава для детей, более того, поначалу так оно и было. С другой стороны, идут года, индустрия развивается, а отношение к цифровому контенту ничуть не изменилось. А между тем, покажите мне ребенка, способного купить сейчас консольный проект на старте его продаж. То-то и оно, днем с огнем не сыщешь такого богатея.

Именно такими картинками обычно оперирируют в своих спорах далекие от индустрии люди, пытающиеся доказать вред компьютерных и видеоигр

Чем грозит индустрии

В современном обществе, насквозь пронизанном интернет-технологиями, как бы это прискорбно не звучало, зачастую гораздо важнее не что какое-либо явление представляет собой на самом деле, а то, что о нем говорят другие. Похожий трюк, в свое время, помог Apple продавать свои девайсы по завышенным ценам, и покупатели с радостью были готовы переплатить за «модность». Вся соль в том, что обратный эффект вполне возможен и в случае с нашими любимыми компьютерными и видеоиграми. Став развлечением с сомнительной репутацией, помеченные клеймом «занятие, не достойное взрослого человека», интерактивные проекты могут быстро впасть в немилость у особо мнительной части пользователей. Покинутая всеми индустрия будет обречена на вымирание, словно какой-нибудь динозавр, только метеоритом на этот раз выступит ни что иное, как холодное людское равнодушие.

Что делать

Тем временем во всем мире компьютерные и видеоигры давно уже считаются чем-то гораздо большим, нежели просто способом убить время. Уже свыше полутора десятков лет это огромная индустрия со своими кумирами и антигероями, суммарный денежный оборот которой неукоснительно стремится к триллиону долларов. Голливудские актеры первой величины охотно принимают предложение подарить свою внешность и голос очередному лихому спасителю человечества, игровые выставки регулярно собирают под своей крышей миллионы благодарных посетителей, а сами интерактивные проекты с некоторых пор признаны одним из видов искусства без всяких оговорок и скидок на принадлежность.

В любом случае, даже отбросив все заслуги перед человечеством, стоит признать то обстоятельство, что разнородные шутеры, РПГ, платформеры и прочие интерактивные шедевры, отлично справляются со своей задачей – дарить часы радости и веселья, что уже само по себе ставит их на одну ступень с такими извечными развлечениями, как музыка и кино. А потому и относиться к ним (а также к людям ими увлекающимися), стоит, как и к любому хобби – с уважением и пониманием. В конце концов, чем покупка и прохождение игр отличается от того же сбора пробок от пивных бутылок или коллекционирования марок?

Сценарий 3: «Цены»

Цены! Как часто приходится слышать это слово рядом с выражениями «первопричина слабого притока новых пользователей» или «камень преткновения, создающий высокий порог вхождения». Действительно, стоимость многих составляющих, необходимых для игры, далека от желаемого уровня, и если деньги, которые просят за консоли и их комплектующие еще можно назвать приемлемыми (от 5000 до 15000 рублей), то покупка видеоигр – это нечто сродни ритуальному самопожертвованию. Тем более в России с ее высокими пошлинами на ввозимые товары, цифры выглядят еще более устрашающе: в среднем приходится прибавлять до 20 % к европейскому ценнику, что делает их еще менее доступными. И о какой популяризации данного вида развлечений может идти речь в таком случае, если условно взятому сторожу дяде Васе потребуется отдать не менее трети своей зарплаты, чтобы обзавестись лицензионной копией, допустим, Uncharted 3?

Чем грозит индустрии

Несмотря на и так недружелюбные цены на компьютерные и видеоигры, в совсем недалеком будущем весьма вероятно их повышение. Заканчивается активный жизненный цикл консолей нынешнего поколения, а разработка проектов для их технологически более продвинутых преемников однозначно потребует вложения гораздо большего количества средств, что неизбежно приведет к удорожанию конечного продукта (платформодержатели, правда, заявляют обратное, но, это, как ни крути, лица заинтересованные). Таким образом, видеоигры, как вид развлечения, рискуют стать занятием слишком уж элитарным, что неизбежно затруднит проникновение в индустрию новых пользователей, а в таких условиях, следовательно, ни о каком дальнейшем развитии отрасли и речи быть не может. Что будет дальше, предсказать нетрудно – стагнация и смерть данного вида бизнеса, а отсюда и самого интерактивного искусства.

Что делать

Даже учитывая сложившуюся ситуацию с дорогими товарами, нельзя не признать, что люди, причитающие о непомерных запросах продавцов за копию «цифрового счастья», все же немного лукавят. Проектов, достойных быть пройденными, за год выходит не так уж и много, к тому же, при желании, всегда можно сэкономить тысячу-другую (условно взятый сторож дядя Вася может, например, бросить пить горькую) на желаемые вам покупки. Главное – это знать, как распорядиться ими с максимальной для вас отдачей.

«Это почему я раньше такой злой был, потому что у меня Steam не было» — перефразируя известного мультипликационного персонажа, скажет вам любой геймер

Для владельцев PC, в этом плане, все предельно просто и понятно, и путь их лежит в Steam, где толстячок-добрячок Гейб Ньюэлл сделал все возможное для быстрого и удобного приобретения мультиплатформы. С консолями же все несколько сложнее. Выиграть на покупке цифровых версий видеоигр в сервисах платформодержателей зачастую невозможно, так как по степени «кусачести» данные цены ничуть не уступают коробочным изданиям. Российские розничные сети также не отличаются особо гибкой ценовой политикой, поэтому в данном вопросе многие склонны прибегать к «серому» импорту, ставшему чрезвычайно популярным в противовес дорогостоящему «белому».

Несмотря на название с оттенком недозволенного, этот метод абсолютно легален и заключается в заказе игр с заграничных сайтов, стоимость которых, с учетом доставки, может быть от 300 до 600 рублей ниже, чем у нас. Однако вся прелесть в том, что цены здесь имеют тенденцию к снижению, благодаря чему особо терпеливые геймеры имеют шанс буквально через 3-4 месяца «отхватить» копию полюбившейся «стрелялки» за половину номинальной стоимости, а то и за еще меньшую. Из минусов здесь можно назвать лишь сроки приезда заказанной вами заветной коробочки, которые, по понятным причинам (почта и таможня РФ), могут затянуться до месяца, оставляя вас один на один с томительными часами ожидания.

В том числе и благодаря этому печальному обстоятельству, «родной» ритейл все-таки не стоит окончательно сбрасывать со счетов. В больших городах можно порой обнаружить немало довольно выгодных предложений: от возможности приобрести подержанные диски до обмена и проката игр. Так что мысль на досуге заняться поиском таких торговых точек весьма разумна, кто знает, может вам здесь и повезет.

Сценарий 4: «Гонка вооружений»

Каждый PC-игрок, прочитав данный заголовок, безусловно, уже понял, о чем пойдет речь дальше (и подсознательно приготовился к самому худшему). Действительно, использование ПК как игровой платформы неизбежно связано с неприятной повинностью – необходимостью его постоянного апгрейда, приносящее помимо денежных затрат еще и потери очередной партии нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.

Сколько раз в преддверии выхода очередной игры, грозящей всколыхнуть общественность своими технологическими достижениями, обладатели персональных компьютеров, беспокойно ерзая в кресле и судорожно шевеля пересохшими губами, зачитывали системные требования будущего проекта, мысленно сравнивая их с возможностями своего устройства – это, как говориться, ни пером описать. Забавно, однако данное явление очень напоминает погоню за постоянно ускользающим счастьем, только под оным здесь подразумеваются четкие текстуры высокого разрешения, правдоподобное освещение и реалистичные тени. Но как и в реальной жизни, так и в жизни геймера, счастье скоротечно, а следовательно поход в магазин за комплектующими неизбежен. Особенно в год пришествия консолей нового поколения.

Для того чтобы играть в современные проекты достаточно PC с конфигурацией пятилетней давности. В недалеком будущем все рискует сильно измениться

Чем грозит индустрии

Теоретически, вся эта «гонка вооружений», постоянное и нередко геморройное обновление программного обеспечения может настолько осточертеть пользователям, что неизбежен будет массовый их отток во «вражеский стан», то бишь в адепты консольного гейминга. А это, в конце концов, приведет к смерти такого кусочка индустрии, как компьютерные игры, а это, на минуточку, довольно существенная часть рынка. Взгляните на запад: платформы Sony, Microsoft и Nintendo являются основными игровыми устройствами, в то время как процент людей, использующих для этих целей ПК ничтожно мал. Это объясняется, в первую очередь, нежеланием жителей данных стран тратить свое время на баги, патчи и прочие неприятные мелочи, значительно меньше докучающие при обладании консолью. Последний оплот PC – Россия, СНГ и Азия, и если он падет, то катастрофы не миновать.

Что делать

Выход очевиден – продолжать «гонку вооружений», даже если она надоела хуже горькой редьки. К тому же все не так уж и плохо. Предпосылок к банкротству главных игроков на этом рынке — Nvidia и AMD – пока не наблюдается, так как кроме игровых ПК, создаваемые ими комплектующие будут использоваться, как в консолях нового поколения, так и в побочных проектах, вроде того же Nvidia Shield. К тому же возможная альтернатива постоянным апгрейдам в лице cloud-сервиса OnLive, пока вязнет в куче технических неисправностей и слабой поддержке данных начинаний сторонними разработчиками, а отсюда — слабая линейка проектов и, как следствие, отсутствие пользовательского интереса.

Сценарий 5: «Казуальные игроки»

Казуальные игроки явление не новое. Они присутствовали в игровой индустрии практически всегда, но лишь в этом поколении на них всерьез решились сделать ставку и выиграли джекпот хитроумные японцы из Нинтендо. Их новая на тот момент консоль Wii была сориентирована на непаханое прежде поле потенциальных игроков, состоящее из домохозяек и прочих далеких от интерактивных развлечений (однако чрезвычайно платежеспособных) людей, которые до этого момента разве что пасьянс раскладывали на своем престарелом компьютере.

Почему, спрашивается, на них? Быть может потому, что только свежеиспеченные «игроки» могли не заметить недостатков инновационного контролера, страдавшего низкой точностью. Или дело в легковерии неопытных пользователей, принявших за чистую монету россказни пиар-отдела японского гиганта о идеальной физической форме, в которую приводят разнородные фитнес-проекты. Как бы там ни было, итоги говорят сами за себя: первое место по количеству проданных консолей текущего жизненного цикла, а вместе с этим – навсегда изменившийся баланс сил.

Эта улыбчивая женщина не просто сидит на полу, а играет в Nintendo Wii U. Очевидно, попой

Чем грозит индустрии

Написанный порой необдуманными действиями платформодержателей сценарий бедствия отчасти уже осуществлен. Отданная под казуальные проекты значительная доля рынка – это еще куда ни шло, гораздо более тревожен тот факт, что и хардкорные игры подверглись изменениям далеко не в лучшую сторону. Об их упрощении в угоду новому пласту геймеров в свое время только ленивый не написал, поэтому обсуждать здесь особо нечего. Куда как опаснее оборотная сторона такого явления, как приток новых пользователей, хотя уж здесь подвоха не ожидал никто.

Непостоянство казуальных игроков – скверное качество, в нашем случае оно скверное вдвойне, ведь перенасытив рынок такого рода публикой и обеспечив им все условия, платформодержатели рискуют в определенный момент не досчитаться многих миллионов долларов и подставить под удар всю индустрию, если их покупатели в силу присущей им переменчивости, решат вдруг сменить свое увлечение. Враки, говорите? Но ведь мир уже видел примеры такого поведения. Так, на закате жизненного цикла старушки Wii, Sony и Microsoft выпустили свои версии контроллеров движения, принципиально, тем не менее, не отличающиеся от существующих на тот момент. Однако HD-графики вполне хватило, чтобы практически вся аудитория престарелой консоли мигом переметнулась в стан конкурентов, оставив японского гиганта у разбитого корыта (читай: с мизерными продажами). Ну и кто поручится, что это не произойдет еще раз?

Что делать

Во-первых, платформодержателям необходимо расставить приоритеты и четко отделить казуальный сектор от хардкорного, а не пытаться усидеть сразу на двух стульях. При всей кажущейся простоте, это, тем не менее, та еще дилемма. Сделать ли ставку на сформированную годами группу фанатов, славящихся своей преданностью (чего только стоят ставшие притчей во языцех холивары между сонибоями и биллибоями), однако требующие взамен неизменно качественные игры, либо же ориентировать свой бизнес на гораздо более многочисленную аудиторию новичков-казуалов, которым можно, извините за слово, втюхивать непотребство, но есть риск, что рано или поздно они вас оставят?

Если же градация по каким-либо причинам не произойдет, то есть вариант попроще, где соломоновым решением выступит такая организация игры, которая позволит обеспечить и комфортное освоение начинающими геймерами замысловатой игровой механики, и не обидеть закаленных в боях ветеранов цифрового фронта, привыкших встречать достойный отпор каждый раз садясь перед телевизором. Можно призвать на помощь проверенный годами метод введения нескольких уровней сложности, хорошенько его модифицировав, или добавить отключаемые подсказки – не суть важно, главное осознать проблему, а решение найдется.

Конечно, вышеперечисленными факторами список угроз благосостоянию игровой индустрии не ограничивается. Какие-то проблемы еще не стали настолько явными, чтобы их заметить, какие-то еще не придумали аналитики, однако пока существуют истинные любители своего интерактивного хобби, готовые тратить на него время и деньги, компьютерным и видеоиграм ничего не грозит. Глядишь, так и дотянем до девятого поколения консолей, а то и дальше. На этом позвольте откланяться, хороших всем игр. Пока!

Смотрите также
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Фичер
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Лучший косплей Галактики
Фичер
Лучший косплей Галактики
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться