Встречают по одежке, провожают по уму.

lepyoshka (пользователь)

Поговорим о различных типах стилизации игровой графики и о роли художественного вклада в целом. Игру встречают по графике, а провожают по геймплею.

В современной игровой индустрии все больше разрастается инди-ветвь, которая уже становится отдельным деревом игровой культуры. Зачастую именно независимые игры демонстрируют нам примеры смелых визуальных решений и красочного графического оформления. Не зря говорят: «встречают по одежке». Часто по заглавному экрану, по игровым скриншотам и промо-арту пользователи решают, какую игру им загружать, а какую можно пройти мимо.

Напрашивается вопрос о том, насколько важно художественное оформление для успеха игрового проекта? Эта тема в основном касается малобюджетных игр. Для создания реалистичной картинки требуются большие материальные вложения, а при отсутствии денежных ресурсов приходится делать графику привлекательной без упора на ее реалистичность. Вот тут на сцену и выходят различные виды стилизации, и появляется простор для фантазии. Но в крупных проектах тоже можно обнаружить интересные графические находки. И любой, даже самый масштабный проект, начинается всегда с зарисовок, на этом этапе и закладывается художественный фундамент игры.

Концепт-арт

Концепт-арт это зародыш идеи любого элемента игры. Начинается разработка дизайна всегда с кучи изрисованных листов бумаги, творческого хаоса и множества отброшенных вариантов. Именно на данной ступени разработки закладываются основные элементы дизайна всего и вся. Потому концепт-арт является очень важным этапом в создании игры. Это основа дизайна, а ошибки, допущенные на базовом уровне, в последующем разрастутся и обязательно напомнят о себе еще не раз. Уже тут мы видим насколько существенна роль художника и творческого вклада в игру.

От абстрактных слов перейдем к конкретным примерам. Одной из самых популярных игр с выдающимся художественным оформлением является проект от студии Amanita Design Машинариум. Художник компании Адольф Лахман совместно с Якубом Дворски сотворил чудесный мир. Его персонажи, пусть и сделаны из подручных жестянок, кажутся живыми, в них чувствуется душа. Этот же художник работает над третьей частью квеста Саморост. Думаю, за графику новой части можно не волноваться.

Адольф Лахман

Мир машинариума конечно прошел стадию кучи изрисованных листов. Герои из набросков на бумаге ожили на наших экранах. Но для того, чтобы мы все-таки ознакомились с этими милыми роботами, было приложено много усилий, и не один лист бумаги полег на фронте творческого процесса.

Вот он творческий хаос, из которого рождаются шедевры.
Мастер за работой

Зачастую первоначальный концепт и финальный вариант – два совершенно разных объекта. В работе может измениться совершенно все. Мэтт Родс концепт-художник BioWare поделился своими ранними наработками, по которым мы можем наглядно видеть пропасть между начальной и конечной версией персонажа. Изменениям подлежит не только внешний вид, но и история героя.

Ранний концепт Шепарда. Изначально он частично состоял из технологий жрецов

Одной из главных интриг серии Mass Effect была внешность Тали. Уже нарисован тысяча и один фан арт с видением ее лица. Но идея скрыть ее облик под маской пришла разработчикам не сразу. На первых этапах и первых концептах между игроками и ее лицом не стояла преграда. Скрыть ее внешность было правильным решением. Персонаж стал одним из самых популярных во многом благодаря своей загадочности.

Первоначальные концепты Тали

Промо-арт

Промо арт это законченные иллюстрации, которые используются для постеров, рекламных баннеров, заглавных экранов и т д. Этот типа арта направлен на привлечение внимания аудитории. При просмотре промо иллюстраций у геймеров должно появляться восхищение и непреодолимое желание оказаться внутри картины.

Промо-арт для игры Watch_Dogs художника по имени Алекс Росс, который разработал также бокс-арт бестселлера Ubisoft Assassin’s Creed 3
Видео создания этого промо арта

Одна из компаний, которая делает большую ставку на иллюстрации, собственный стиль и уделяет огромное внимание промо арту это Blizzard. В этой студии работают лучшие мировые художники. Это приносит свои плоды. Во многом именно благодаря впечатлению от иллюстраций и концептов персонажей, у геймеров разгорается интерес к проектам студии.

Потрясающий промо арт к карточной игре HearthStone.

Реклама, как ни крути, один из самых главных факторов успеха игры. А промо арт один из главных факторов привлекательности рекламы. А значит, мы видим еще одно проявление важности художественной части разработки игры.

Реализм vs стилизация.

Художественный вклад в разработку игры не ограничивается иллюстрациями и концептами. Очень трудный выбор стоит перед разработчиками. Какого общего стиля придерживаться в графике? Реализм, мультяшный стиль или даже аниме, а может и пиксель артом побаловаться. В каждом варианте есть свои плюсы и минусы. К тому же существует множество промежуточных реализаций, и собственные оригинальные идеи никто не отменял.

Конечно, большинство разработчиков стремятся к реализму во всем, особенно когда есть возможность осуществить достаточный уровень его реализации. Ведь такой подход обеспечивает наилучшее погружение, и игрок воспринимает мир в мониторе как настоящий. Все графические элементы подражают реальным прототипам либо воссоздают несуществующие в реальности, но очень достоверные объекты.

Направление к большему реализму все еще остается одним из главных путей развития графики. Движки нового поколения демонстрируют сверхреалистичные модели, казалось бы, куда уж лучше. Но с увеличением вычислительной мощности машин растет и проработка графики. Тут стоит заметить, что в играх используется «приукрашенный реализм». Цвета ярче, эффекты красочнее. Ради голливудских постановок и поражающих воображение сцен приходится чуть отойти от полного реализма и приукрасить нашу действительность. Но это ничуть не уменьшает эффект погружения и восприятие игровой картинки как настоящей.

Топ самых современных игровых движков

Картинка нового поколения еще на шаг приблизилась к виду из наших глаз. Но есть одна деталь. Геймеров это практически не удивляет и не поражает. Да чуть реалистичнее и на этом все. Восторженных «ах» не так много. Реалистичность графики воспринимается как само собой разумеющееся явление. А затраты на разработку движков огромные. Да и на создание реалистичного мира уходит не один год. Движок это только инструмент, к нему нужен еще и качественный подход.

Неудивительно, что многие разработчики обращают свой взор к другому пути. К пути стилизации и привлечения внимания не реализмом, а харизмой и уникальностью картинки. После перехода к стилизации нас ждет еще множество ответвлений, а можно и самому протоптать тропинку.

Именно стилизация позволяет разыграться фантазии художников. Грани реализма не держат творца и можно создавать все что угодно. Это один из основных плюсов отхода от реализма. Любые краски и любые формы, порой даже самые смелые решения могут быть воплощены в игре. Особенно стилизация популярна в инди проектах, потому что не требует столь глобальных материальных вложений. Тут главную роль играют мастерство и идеи художников компании. Конечно, и при выборе реализма роль художников велика, но, выбирая стилизацию, разработчики еще больше опускают чашу весов в сторону художественного вклада.

Итак, мы стоим уже на пути стилизации и перед нами снова развилка.

Аниме

Я тоже не смогла удержаться от увлечения стилем аниме и когда-то пыталась даже рисовать в данном стиле

На тропу очень популярной в последнее время по всему миру стилистики аниме ступают многие разработчики. Конечно, в основном этого пути придерживаются компании с родины этого стиля. Но и другие страны не отстают и пробуют свои силы в покорении аудитории фанатов аниме. Повышение градуса няшности игровой стилистики зачастую срабатывает и привлекает игроков.

За время своего существования рисовка аниме претерпела множество изменений. Сейчас существует большое количество вариаций стиля от реалистичного до чиби. Плюс иногда разработчики не используют полностью эту стилистику, а лишь заимствуют ее элементы. И таким образом зарождается собственный стиль игры, основанный на аниме.

Рассмотрим привлекательность данного стиля на примерах. Одной из первых игр, которая приходит на ум при упоминании аниме это MMORPG Ragnarok Online. Эта ролевая игра держит аудиторию уже больше десяти лет во многом благодаря своей визуальной составляющей.

Няшность скриншота зашкаливает

Примером удачного заимствования некоторых составляющих из аниме и перевоплощения стилистики в еще более привлекательную служит онлайн игра Дофус. Стиль игры уже нельзя назвать чистым аниме, игра обрела свое собственное лицо, но и заимствования просматриваются.

Еще одна именитая серия, от которой так и веет духом аниме это Final Fantasy. В последних частях внешний облик персонажей становится все более близок к реализму, не отступая от стиля. Можно сказать, что последние части используют «реалистичное аниме». В успехе этой серии выбор визуального стиля сыграл не последнюю роль.

Чем же так покорил стиль аниме такую большую аудиторию? На форумах идут вечные споры о главных достоинствах стилистики. Попробуем разобраться.

Изначально, аниме это сериалы и полнометражные картины. Именно с них зарождается увлечение в большинстве случаев. А потом уже приходит любовь к визуальному стилю. Персонажи сериалов часто похожи на простых людей, поэтому фанаты аниме с легкостью отождествляют себя с персонажем и проникаются его переживаниями и эмоциями. Плюс сериалы вещь затягивающая, и, посмотрев пару серий, тяжело оторваться. И вот на экране уже 500 юбилейная серия, не успеешь моргнуть. Половину популярности дают именно сюжеты и персонажи, а не сама рисовка.

Но вторая половина успеха все-таки кроется именно в стиле. Посмотрев шедевры аниме трудно сдержать восхищение потрясающими пейзажами и на удивление живыми персонажами. Стиль красочный, яркий и запоминающийся. Да и среди вариантов прорисовки аниме найдется что-то по вкусу практически каждому.

Но на одном популярном стиле аниме игру не сделать. Проект Ониблэйд яркое тому доказательство. Разработчики обернули игру в красочную упаковку, но внутри игроки обнаружили простой однообразный слешер.

Неудачный эксперимент с аниме-стилистикой вышел и в BloodRayne: Betrayal. В новом облике главной героини явно просматривается влияние аниме. Но стилистику игры многие приняли достаточно холодно. Перерождения серии не произошло.

Как молоды мы были…

Новое — это хорошо забытое старое. Эта фраза применима и к графической стилистике. Многие из нас помнят и любят игры времен выпуклых телевизоров. Кропотливо составленные из пикселей персонажи и локации навсегда останутся в душе у опытных игроков. Этим в последнее время пользуются современные разработчики. Все чаще на экранах мы видим ретро картинку, которая и сейчас выглядит довольно эффектно. Конечно, с учетом прогресса технологий заточенная под старину графика при должной проработке выглядит четче и детальнее чем раньше. Популярность такого подхода к графике очень радует игроков со стажем, а также, благодаря своей красочности, привлекает и новую аудиторию.

Картинка в FEZ выглядит современно, не смотря на ретро стиль исполнения

Привлекательность этого стиля кроется в нашем восприятии. Казалось бы, все объекты не скрывают своего квадратного происхождения и демонстрируют нам пиксели во всей красе. Но наш мозг додумывает образ самостоятельно, и потому эти образы и кажутся привлекательными, ведь каждый додумывает картинку под себя.

На подобной теории, кстати, основано осуждение куклы барби. У нее слишком идеальная внешность, и ребенку нечего фантазировать. А если у ребенка кукла с пуговицами вместо глаз, то играет воображение и развивается абстрактное мышление. Так и с ретро графикой. Многополигональные модели, как и кукла барби, слишком красивы и не позволяют игроку подключать свое видение. А герои из квадратиков играют роль куклы с глазами-пуговицами.

Порой не нужно перегружать экран деталями. Ретро минимализм демонстрирует нам платформер VVVVVV

Нарисованный мир

Еще одним путем стилизации является так называемый «рисованный» стиль. Этот подход означает рисование всего и вся, анимацию, выполненную вручную по кадрам с минимальным программным вмешательством, и проработанные за многие часы труда локации. Больше всего такое исполнение графики задействуется в классических квестах. Но и другие жанры имеют рисованных представителей.

Одной из современных студий эксплуатирующих этот подход является Daedalic entertainment. Немецкая компания радует нас своими творениями с 2008 года. За это время студия подняла планку качества рисованных квестов. Успех и популярность проекты Daedalic обрели во многом благодаря красивой картинке и кропотливой работе художников.

Memoria

Один из крупных проектов с нарисованным миром это action/RPG Bastion, вышедшая в 2011 году. Каждый кубик локаций создан руками художников. Кропотливая прорисовка мира принесла свои плоды. Графику этой игры расхваливали и пресса и игроки.

Яркие краски мира Bastion

А сколько нарисованных игр на мобильных устройствах, просто не перечесть. Именно на этой платформе важна яркость картинки и читаемость объектов при малом размере экрана. Это обеспечивает рисованная графика. Да и мощность мобильных устройств пока не настолько велика, чтобы показывать реалистичную 3D графику. Хотя игры прошлого десятилетия уже портируются на мобильные устройства. Но выбор мобильной аудитории падает именно на красочную мультяшную нарисованную графику.

Границы фантазии

Порой творцов уносит в такие дебри фантазии, что диву даешься. Такие люди как Американ МакГи или Тим Шеффер раз за разом доказывают нам то, что границ фантазии не существует. Игры от этих мастеров показывают новые способы стилизации, балансирующие на грани разумного.

Вспомним лагерь для одаренных детей из игры Psychonauts. Игра выполнена в уникальном визуальном стиле. Персонажи не подчиняются практически никаким анатомическим законам, а локации удивляют своей яркостью и дизайном. Платформер получил множество наград и хороших отзывов. Правда первоначально игра не обрела коммерческого успеха. Видимо, чтобы осознать такие сложные образы игрокам потребовалось время. В последние два года психонавты принесли студии Double Fine больше прибыли, чем за первые 7 лет с момента релиза. Ходят все более уверенные слухи о второй части.

Смена стиля не уменьшает привлекательности психонавтов

Самым смелым в плане внешнего облика проектом от Американа МакГи я считаю серию Grimm. Вольная интерпретация сказок и полный графический хаос на экране оставляют яркие впечатления об игре.

Такой смелый выбор стиля игры может оттолкнуть часть аудитории. Все-таки не все способны понять настолько необычные миры. Подобный визуальный стиль своего рода арт-хаус игровой графики. Потому, если думать лишь о популярности игры, а не о собственной творческой реализации, художнику порой стоит умерить пыл своей фантазии.

Красота без красок

Еще одним популярным сейчас подходом к игровой графике является перевод изображения в черно-белый вариант. Как крайность такого подхода используется силуэтная графика. Перевод в оттенки серого всегда считался самым простым способом улучшения стиля работы. Стоит обратить внимание на начинающих фотографов, которые не мыслят свое творчество без черно-белых снимков. В играх ситуация аналогичная. Многие «самоделкины» используют силуэты и отсутствие цветов для упрощения своей работы и придания игре стиля простым методом. Но есть и жемчужины, которые показывают умелое обращение с оттенками серого цвета. Миры получаются красочными, не смотря на отсутствие красок.

Одна из таких жемчужин игра Limbo. Бесспорно, стиль выглядит очень привлекательно. И именно графика одна из первостепенных причин успеха игры. Вдохновение художник черпал из фильмов жанра «нуар». Мир Limbo покорил сердца геймеров силуэтной графикой и атмосферой.

Арнт Дженсен. Креативный директор компании Playdead Studios. Человек, во многом благодаря которому Limbo такая, какой мы видим ее на экранах

Еще одной не менее яркой, но чуть менее заметной жемчужиной является интересная головоломка о любителе пирогов The Misadventures of P.B. Winterbottom. Механика геймплея основана на создании собственных клонов и записи своих действий. Игру сравнивали с Portal и Braid. Если Limbo создавалась под впечатлением от фильмов в жанре «нуар», то The Misadventures of P.B. Winterbottom напоминает немое кино. Игра не получила большой популярности среди игроков, хотя и получила восторженные отзывы критиков.

Быть или не быть

Использовать стилизацию, играть с внешним видом игры, пробовать новые графические решения или лучше идти по более простому проверенному пути? С одной стороны есть шанс создать что-то запоминающееся, и игроки могут принять новый стиль на ура. Но бывает и так, что стилизация играет не за, а против успеха игры.

От попытки перейти к мультяшной графике пострадала любимая многими серия Serious Sam. Вспомним вторую часть. Новый облик игры выглядел необычно. В целом шутеров в такой стилистике выходит не так много. Казалось бы, совместить красочную мультяшную графику и брутальный игровой процесс отличная идея. Но игроки и многие критики посчитали иначе. Игру осуждали за отход от первоначального внешнего вида. Графика показалась несерьезной и не подходящей для Серьезного Сэма. Триумфального возвращения не получилось, и в третьей части разработчики все-таки вернулись к истокам.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, приведу еще несколько примеров красоты и уникальности игровой графики.

The Banner Saga

Недавняя The Banner Saga стала одной из самых красочных игр. Потрясающие локации и интересная стилизация притянули к экрану многих геймеров. А под внешней красотой скрывается еще и довольно многогранный геймплей.

Lume

Головоломка Lume целиком и полностью состоит из снятых на камеру картонных декораций. Сама игра довольно проста. В доме дедушки отключают электричество, и мы в роли заботливого внука помогаем старику справиться с этой напастью. Внешне игра выглядит очень интересно, и несколько часов игрового процесса пролетают незаметно.

Little Big Planet

Идею рукодельного мира раскрывает нам во всей красе серия Little Big Planet. Тряпочные человечки стали одними из самых узнаваемых персонажей. Локации в игре будто выструганы и раскрашены вручную. А множество вариаций внешнего вида тряпочного героя позволяет игрокам выбрать персонажа себе по душе.

Journey

Некоторые игры полностью построены на привлекательности визуальной стилистики. Игра воздействует на нас путем графических изысков и приемов. Геймплей полностью построен на эмоциях, и игра становится скорее интерактивным фильмом. О чем же я? Конечно же, о великолепной Journey. В «Путешествии» нет врагов и сражений, нет привычного игрового процесса. У игры даже продолжительность как у полнометражного фильма. «Путешествие» это песчаные дюны, солнце, музыка и эмоции. Впечатления от игры трудно описать словами, это просто ощущения внутри, которые нужно испытать. И вклад художника в создание такого влияния огромен.

С чего начинался шедевр.

Пора подводить итоги

Любая игра начинается с концепт арта. На этом этапе закладывается основа и очень важно качественное исполнение концепта. Ошибки на ранних этапах всегда разрастаются, если их не устранить на корню.

Для продвижения и рекламы проекта художественный вклад также очень важен. Проработанный промо арт всегда будет смотреться выгодно, и привлекать внимание игроков. А смысл рекламы именно в этом.

Внешняя оболочка игры одна из самых важных составляющих. Ведь визуальная привлекательность помогает привлечь внимание. Современного игрока тяжело удивить, потому художники идут на самые смелые шаги. Появилось много стилей и вариаций оформления. Да и мастерство художников растет с каждым годом. Очень тяжело выделиться и показать себя на фоне конкурентов. Но есть проекты, которым эта непосильная задача оказывается по плечу. Очень важно, чтобы игра обладала собственным лицом, иначе существует большой риск затеряться среди других.

Но, несмотря на то, что роль художественного оформления очень велика, под красивым фантиком должна находиться вкусная конфета. Одной внешней привлекательностью добиться успеха игры и признания практически невозможно. Встречают по одежке, провожают по уму. Эта пословица применима не только к людям, но и к играм. Внешняя оболочка притянет внимание, но удержать игроков у экрана может только геймплей, который не должен уступать графике в качестве реализации.

Смотрите также
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться