The Boston Major 2016 Перейти

Антиутопии. Мрачный взгляд на будущее человечества

Алекс Ермолаев (пользователь)

Антиутопия — это особый жанр фантастики, анализирующий не развитие технологий, а прежде всего изменения в обществе. Разумеется, игры не обошли столь интересное направление культуры стороной

Антиутопии отличаются от подавляющего большинства других жанров фантастики прежде всего тем, что в центре внимания у них находится общество, а не технологии будущего. Книги, которые можно отнести к этому направлению литературы, стали появляться в XX веке, как своего рода ответ на тоталитарные общества, в которых за красивыми лозунгами скрывалась немыслимая ранее жестокость. Антиутопий было написано немало, но отметить хотелось бы два наиболее ярких произведения, противоположных по замыслу, и представляющие собой своего рода крайности, но, по сути, повествующих примерно об одном и том же. Это, конечно же, «1984» Джорджа Оурелла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Первый роман рассказывал о государстве, в котором власть взяло полный, абсолютный контроль над всеми сферами жизни отдельно взятого человека, во втором же речь шла об обществе потребления, доведенном до абсурда, где люди ходили как блаженные, заменяя все чувства легкими наркотиками. Конечно, были и другие достойные представители этого жанра, но именно произведения Оурелла и Хаксли являются наиболее яркими и значимыми для литературы в целом.

Хотя абсурдное, на первый взгляд, арифметическое допущение »2+2=5» встречалось в различных произведениях, в умах большинства оно ассоциируется именно с антиутопией Джорджа Оурелла

Конечно же, антиутопии были не только в литературе, но и в кино. Помимо дословных экранизаций романов, случались и самостоятельные кинокартины, достойные упоминания, вроде «Эквилибриума» или «Бразилии». Однако, лучше всего подобная фантастика воспринимается именно в формате книг — фильмам просто не удается передать то чувство безнадежности, отчаяния и невозможности борьбы с Системой, которая почти всегда остается победителем...

Разумеется, тема общества будущего не обошла стороной и видеоигры. Но, как это ни странно, интерактивных антиутопий не так-то уж и много. Чаще всего, разработчики добавляют в свое творение лишь какой-то отдельный элемент классических романов это жанра. Мы смогли найти лишь четыре проекта, каждый из которых смело можно назвать полноценным представителем этого направления фантастики от мира игр.

Deus Ex

Пожалуй, самым яркой и знаковой интерактивной антиутопией был и остается оригинальный Deus Ex 2000-го года. Конечно, он в большей степени является киберпанком, однако все отличительные черты романов в духе Джорджа Оурелла в нем присутствуют в полной мере. Судите сами — мы видим общество будущего, жестоко управляемое «хозяевами», для полного контроля над ним создается особый компьютер, который должен заменить Бога, а любое недовольство (порой возникающее из-за естественного желания выжить) подавляется самыми беспощадными методами. Да и концовки у Deus Ex все как на подбор, одна безрадостнее другой — мы либо ничего не меняем, становясь частью Системы, либо рушим ее, отправив человечество на сотни лет назад... чтобы через десятилетия они возродились и, наверняка, построили еще одно такое же общество. Впрочем, именно так и должно было закончится столь глубокое произведение... К сожалению, недавние приквелы в лице Human Revolution и Mankind Divided отнести к этому жанру фантастики невозможно — в них не было характерных черт классических антиутопий.

Даже удивительно, насколько комплексным и глубоким получился самый первый Deus Ex... Ни его сиквелы-приквелы, ни последующие проекты Уоренна Спектора не смогли превзойти этот шедевр

Remember Me

Remember Me оказался одним из самых недооцененных проектов седьмого поколения консолей. В ней, за необычным геймплеем и не самой сложной основной сюжетной линией, скрывалась самая настоящая антиутопия. Являясь очень красивой внешне, вселенная игры был очень жестокой внутри, а Система в ней легко превращает своих врагов в самых преданных и верных сторонников (нечто подобное было и в «1984»). Собственно, главная героиня игры Нилин волею судьбы оказывается по ту сторону баррикад и бороться с враждебным ей миром для девушки становится единственным способом выжить. Единственно, за что можно упрекнуть сюжет — так это за финал, в котором вся эта неповторимая атмосфера рушится, ведь таким проектам «хэппи энд» противопоказан. Во всем же остальном перед нами самая настоящая антиутопия, глубокая и совершенно небанальная.

Очень жаль, что вместо сиквела Remember Me разработчики из Dontnod Entertainment занялись совершенно другими проектами...

Bioshock

Есть такое мнение, что антиутопия — это результат столкновения утопии с реальностью. Если рассматривать весь жанр с этой точки зрения, то первый Bioshock окажется его ярчайшем представителем. Ведь, по сути, мир подводного города Восторг — это смелая попытка Эндрю Райана построить свое собственное, свободное общество индивидуалистов, где нет ни контроля, ни налогов, ни полиции, а люди сами будут вправе решать, чем заниматься и как использовать свой талант. Правда, существовать друг с другом они просто не смогли...

Однако, все это — не выдумки Кена Левина, а, по сути, своего рода игроизация негативной критики главного романа XX века — «Атлант Расправил Плечи» Айн Рэнд. Одна из его сюжетных линий была посвящена строительству подобного общества, как пример абсолютной справедливости, и, по мнению писательницы, оно может существовать самостоятельно. Эту часть книги иногда называют утопией, поэтому Bioshock можно назвать антиутопией, как произведение, критикующее замысел Джона Голта.

Смерть Эндрю Райана можно считать гибелью не только самого человека, но и возможностей построить утопию даже в таком отрезанном от всего остального мира месте, как подводный город

Bioshock Infinite

Видимо, тема антиутопий явно не дает Кена Левину покоя — третий Bioshock был максимально не похож на первые два, но при этом он получился даже ближе к романам этого жанра. Только если в Восторг мы прибываем уже после гибели общества как такового, то Колумбию игрок застает в период своего расцвета и сам принимает непосредственное участие в ее крушении. Здесь, правда, в качестве идеологии была принята некая сектантская религия, но общество, построенное на ее основе получилось утопичным в теории и «антиутопичным» в реальности. Особенно интересно, что, когда речь доходит до параллельных миров и пересечений их друг с другом, выясняется, что всякий раз Букер пытался построить свое идеальное общество и каждый раз терпел неудачу — оно неизменно превращалось в жестокую диктатуру. В этом есть определенная философия и предостережение от желаний создавать мир, руководимый искусственными (а не естественными) законами.

Внешне Колумбия выглядела очень красиво — и от того эффект от осознания всей несправедливости построенного там общества было еще сильнее

Другие примеры антиутопий в играх

Иногда в играх встречались отдельные элементы антиутопии в том или ином виде. Например, первые несколько глав Half-Life 2 вполне соответствуют заложенным соответствующей литературой канонам — мрачные лица, тотальный контроль, облавы... и сладкие речи о том, что человечеству предстоит новый виток развития. Впоследствии к этой теме игра больше не возвращается, но самое начало второй «Халфы» смело можно называть элементом антиутопии в фантастике про вторжение инопланетян.

Другой интересный пример — это перезапущенный DMC: Devil May Cry. В то время как большинство игр-антиутопий обращаются к наследию Оурелла, новая история Данте гораздо ближе к Хаксли и критикует общество потребления. Да, как и в случае с Half-Life 2, этой теме здесь уделена лишь незначительная часть общей истории, но реализована она была весьма интересно.

С некоторой точки зрения элементы антиутопии можно найти и в серии Fallout. Если быть точнее, то каждое обитаемое убежище, по сути, — изолированное общество, управляемое жесткими законами, продуманное и приятное для жизни в теории, но порой весьма жестокое по отношению к своим жителям на практике.

Первые часы в Half-Life 2 — антиутопия в чистом виде

Настоящие, правильные антиутопии в состоянии не только развлечь читателя (или игрока), но и заставляют задуматься. Над прошлым и будущем, над устройством общества и решениями, последствия которых могут быть весьма плачевными. И тот факт, что этот жанр фантастики показывает нечто большее, чем просто фантазии писателей-сценаристов, делает антиутопии столь уникальными.

Смотрите также
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
The International 2016: Wings Gaming стали чемпионами
Фичер
The International 2016: Wings Gaming стали чемпионами
«Наследие Кодзимы уничтожили одним трейлером!»
Фичер
«Наследие Кодзимы уничтожили одним трейлером!»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться