The Boston Major 2016 Перейти

Бесплатные развлечения

Артём Степанов (пользователь)

Причины популярности Free-to-Play в России и во всем мире, а так же почему новомодная бизнес-модель распространения игр останется с нами на ближайшие годы

Видеоигры сегодня привлекают к себе все больше новых игроков. Что неудивительно: игры способны удовлетворить интересы людей самых разных возрастов. И детей, готовых тратить свободное время, гоняясь за монетками в Jetpack Joyride, и подростков, устраивающих ежедневно ожесточенные баталии в мультиплеере Battlefield, и домохозяек, строящих домики своей мечты в The Sims. Даже те, кто еще вчера не были знакомы с видеоиграми лично, сегодня запускают птичек в Angry Birds. Преграду создают различные бизнес-модели игр. Первые не готовы платить 60 долларов за новую Call of Duty из-за финансовых проблем. Вторые — морально не способны отдавать свой кровные за неизвестным им продукт. По самым разным причинам, людям, которые, возможно, не прочь ознакомиться с видеоиграми, создают определенные ограничения для входа.

Однако не так давно стала популярной новая бизнес-модель — «Free-to-Play». Базовая концепция ее проста, как все гениальное. Игрок может ознакомиться с понравившееся ему игрой, при этом, не вложив ни одной копейки из кошелька. Уже в том случае, если игроку она понравилась, в ход идет реальная валюта, при помощи которой и покупает дополнительные внутриигровые предметы или премиум-статус. Говоря простыми словами, такая модель распространения игр не бьет по кошельку игрока и одновременно дает возможность заработать разработчику на хлеб с маслом. Или, в лучшем случае — на лунапарк с блекджеком.. собственный особняк с «Ламборджини».

Одной из причин успеха, как и говорилось выше, является основа бизнес-модели — бесплатность. Любой человек, и особенно — россиянин, очень быстро реагирует на такие слова как «бесплатно» или «халява» в отношении любого продукта. Кто бы, например, из вас отказался посмотреть новый фильм в кинотеатре совершенно бесплатно? Другое дело, что за попкорн и прохладительные напитки в этом кинозале приходится платить. И в этом есть тоже свой смысл. Любые дополнительные предметы, улучшающие ваше положение в игре можно получить собственноручно. Однако в силу самых разных причин, не каждый способен проводить время в любимой игре днями напролет. Для этого (и не только) был придуман донат.

Типичная реакция людей на донат в free-to-play

Сразу же развеем всевозможные слухи о последнем. Донат, при виде которого у многих игроков появляются приступы немотивированной ярости, в сущности не так страшен, как о нем говорят. Вот вам простой пример. Шутер Tribes: Ascend от Hi-Rez Games не требует вложения денег. Открыть новые классы и оружие можно двумя способами. Или накапливать в битвах опыт, или оплачивать весь контент реальными деньгами. Причем, одно другому не мешает.

Как гласит статистика, чем старше человек, тем больше денег он вкладывает денег в онлайн-игру. Связано это, прежде всего, с уменьшением с возрастом количества свободного времени на видеоигры. Не трудно догадаться, что больше всего раздражать донат будет подростков и детей. Когда как для взрослых донат — способ им противостоять. Винить кого-либо в этом бессмысленно. Взрослый человек попросту тратит свои кровные на внутриигровые предметы. Он отдает деньги за то, чтобы не тратить десятки или сотни часов в игре, гоняясь за новыми «пушками» или скиллами. К примеру, что если у вас нет желания или возможностей открыть золотой автомат Калашникова, но получить его вы хотите здесь и сейчас? Выход один — платить из кошелька рублем. В итоге вы отдаете деньги не «в дар» разработчикам, а лишь для того, чтобы избавить себя от изнуряющей погони за новыми предметами и уровнями, облегчить себе жизнь в онлайне. Согласитесь, довольно справедливый обмен.

В конце концов, вы ведь не кричите на Battlefield и Call of Duty за то, что там авторы продают различные VIP-статусы, верно? Более того, если бы данная бизнес-модель существовала без доната, она бы потеряла весь смысл для самого разработчика — работать и выпускать игры «за спасибо» согласен, мягко говоря, не каждый.

Tribes: Ascend — один из тех случаев, когда донат совсем не напрягает игрока своим присутствием

В реальности, разумеется, не все так безоблачно. К примеру, не каждый разработчик позволяет игроку прокачиваться самому или, что и того хуже, прямым текстом вытягивает деньги. А путей для этого несколько. Первый вариант, самый гуманный: прокачка занимает неподобающе долгое время. Вариант второй: игра каждые пять минут напоминает о взносе реальной валюты. И третий, самый жестокий: игроку регулярно вставляют палки в колеса. В любом случае, подобный подход не только отпугивает игрока, но и создает негативное отношение к другим проектам. В будущем, перед тем, как скачать новую F2P он подумает несколько раз. Или, возможно, и вовсе не посетит сайт очередной free-to-play игры.

Впрочем, и баланс игры в некоторых случаях страдает от доната ничуть не хуже. Только представьте: вы освоились в игре, раздобыли доспехи, оружие, прокачали основные способности, запаслись лексирами и тут встречаетесь в PvP с противником, доспехи и оружие которого значительно превосходят ваши. За несколько минут или даже секунд вы с позором проигрываете. Нет, дело вовсе не в мастерстве противника. Все куда проще: арсенал вашего противника куплен в местном магазине за десяток «зеленых». Разумеется, чтобы не выглядеть аутсайдером приходится вливать дополнительные средства. И проблема эта решается с переменным успехом. Где-то от нее избавляются, а где-то и оставляют, дабы игроки привыкали платить реальной валютой во внутриигровом магазине. Разумеется, премиум-игроки всегда будут получать превосходство над простыми игроками, но ситуация иногда превосходит все допустимые границы – VIP игроки зачастую гнобят честных игроков, из-за чего прокачаться без доната практически невозможно. Или же, в противном случае, заработаете себе невроз и другие проблемы нервной системы.

Примерно так, по мнению большинства игроков, выглядит любой разработчик FP2-игр

Но прежде, чем доставать из подвала вилы с факелами, возьмите во внимание тот факт, что Free-to-Play — относительно молодая бизнес-модель. Усвоили ее достоинства и недостатки еще далеко не все разработчики. Однако, не всегда это является проблемой. Некоторые «рукоделы» попросту штампуют новые игры в целях исключительно заработка. Правда, по большей части, это касается категорий «браузерных безделушек». Разработчики всевозможных «ферм» и «тюряг» не перед чем не остановятся и продолжат вытягивать из игроков деньги. Это бизнес. А в бизнесе, как известно, все средства хороши. Зачем стараться больше, если простенькая «браузерка» окупится в несколько раз больше? Среди клиентских игр «вытягивание денег», к сожалению, тоже не нонсенс. Впрочем, оставим все это на совесть разработчиков. И будем надеяться, что у них все-таки есть совесть ;)

Почему бы каждому из вас не спросить у самого себя, по какой причине плохих игр в индустрий по-прежнему больше, чем блох на собаке? Ведь ничего не мешает создавать отличные игры, штамповать диски на продажу и собирать вечнозелёные доллары. Всё дело в том, что Free-to-Play, как и розничная продажа дисков — лишь модель распространения, и не более. От неё не зависит ровным счётом ничего. Как эту модель использовать — зависит исключительно от издателя. Если вы приобрели два диска со свежими обновками, а дома обнаружили, что одна из игр — откровенное убожество, то виноват в этом уж точно не магазин в частности и не вся розничная модель сбыта в целом. Виноваты лишь сами создатели этого «шедевра». По аналогии с этим, и на free-to-Play появляются на свет как отличные игры, так и откровенное убожество с прикрученным сверху донатом. Причем в чью сторону сегодня перевес сказать сложно.

Возникает закономерный вопрос: как отличить «хорошую» игру от «плохой»? Ответ прост. Если вас заставляют с первых минут покупать внутриигровые вещи за реальную валюту, постоянно сверкая до подобной фразой «Приобретите прямо сейчас новую шляпу для Хэлоуина!», то можете смело закрывать игру и удалять с жесткого диска. В случае с «хорошей» игрой вы сами будете заходить в имеющийся магазин, чтобы купить дополнительные предметы и прочие «плюшки».

Взаимодействие с игроками — важнейший элемент любой онлайн-игры

Ещё одна причина популярности Free-to-Play — ориентация на мультиплеер. Ведь F2P — это в первую очередь не сингловые боевики и не глубоко личные хорроры или квесты, а как раз-таки — многопользовательские развлечения. Призвана любая free-to-play, прежде всего — развлекать игроков в компаний. Сингловые и мультиплеерные игры — абсолютно разные вещи и конфликта между ними быть не может. Впрочем, об этом мы поговорим позже. Тем не менее, развлекаться хотят все здесь и сейчас, а Free-to-Play игры с этой целью великолепно справляются. Но помимо этого, онлайн-игры еще и способствуют социализации. Познакомиться с интересными людьми или найти свою вторую половинку так же реально, как встретить пролетающих мимо голубей, прогуливаясь по улице. Если вы, конечно, не социопат, и общение в людьми не вызывает у вас агрессий.

Правда, и здесь не удастся спрятаться от пиратов. В один прекрасный миг злобные любители наживы могут похитить ваш аккаунт. Со всеми персонажами и предметами. И не всегда украденный аккаунт удастся восстановить через службу поддержки. Даже создание суперсложных паролей не дает никакой гарантий, что завтра утром вы успешно зайдете в любимую онлайн-игру под своим профилем.

Вся информация на экране имеет очень большое значение. А вот для неподготовленных это всего лишь разноцветные кнопочки и бары, мерцающие на экране

Стоит заметить, что распространяется большинство f2p-игр в цифровом виде, что исключает возможность поиска в магазинах интересующей игры или других лишних действии. Впрочем, кого этим удивишь во время, когда музыка и телесериалы распространяются цифровой дистрибуцией? Возможно, поэтому условно-бесплатные развлечения в нашей стране пользуется большой популярностью. По словам разработчиков, в Россий есть немало людей, которые не просто любят провести время в free-to-play, а даже вкладывают свои деньги в онлайн-развлечения. Несмотря на то, что классические «коробочные» игры большинство россиян по-прежнему не готовы покупать.

Существует массовое заблуждение, что онлайн-игры конкурируют с «коробочными». Говоря простыми словами, игры в ритейле могут вытеснить онлайн-игры или наоборот. Вы верите в то, что алкоголь заменит нам молоко, а на смену футбола придут бальные танцы? Сразу оговоримся, у free-to-play игр с «коробочными» есть ровно одна схожая черта. (Или две, если считать еще и баги, которые встречаются чаще, чем «известные три буквы» на заборах) На разработку каждой из них тратятся миллионы долларов. Давайте на время забудем «браузерки», как страшный сон. Синглплеерные игры выпускают для платежеспособной аудиторий с уже имеющимся опытом в видеоиграх. И, что важнее — ориентированы они на личное приключение игрока в виртуальной реальности. В свою очередь Free-to-Play игры предназначены для более широкой, можно сказать, массовой аудиторий людей. Возраст и пол не имеют значения. Как правило, высокий порог вхождения не характерен для онлайн-игр, но, как бы то ни было, шанс встретить игру, без встроенного туториала сегодня практически равен нулю. Даже какую-нибудь корейскую MMORPG меньше, чем за один день освоит и ваша бабушка.

Что важнее — каждый человек непременно найдет себе развлечение по душе. Не думайте, что «фритуплеечки» ограничивается теми же корейскими MMORPG. Помимо всем известного жанра MMORPG (см. Lineage 2, Аллоды Онлайн), среди Free-to-Play игр уже появились и гоночные игры (см. NFS:World, RaceRoom: RE), и шутеры (см. Ghost Recon Online, Warface), и танцевальные симуляторы (см. Пара Па), и MOBA-игры (см. League of Legends). И если фэнтези MMO и прочие «детские игры» вызывают у вас рвотные позывы, не расстраивайтесь — симуляторы техники также не обошли стороной free-to-play. Здесь и авиасимуляторы (см. War Thunder), и танковые симуляторы (см. World of Tanks), и даже симуляторы боевых роботов (см. Hawken).

А для тех, кто, в силу самых разных причин, не хочет или не может проводить долгое время за ПК, существуют и «фритуплейки» для мобильных устройств. Горькая правда в том, что в мобильном сегменте ситуация не самая лучшая. В большинстве случаев, игроку или показывают каждые пять минут дотошную рекламу, или заставляют сидеть с кредитной карточкой в зубах, чтобы хоть как-то продвинуться вперед.

Исконно однопользовательский шутер Ghost Recon в онлайне себя чувствует довольно комфортно

Впрочем, есть и поводы для радости. Как бизнес-модель, Free-to-Play сегодня успешно дает второй шанс многим проектам. К примеру, в прошлом году в Team Fortress 2 появилась тенденция к снижению активных пользователей, но Valve успешно перевели ее на условно-бесплатную модель. Вскоре, сервера были вновь забиты тысячами игроков. Причем, как новых, так и старых. Впрочем, картина была бы не полной без одного «но». Сама Valve получала прибыль в основном с покупок внутриигровых предметов в местном магазине, чем с продаж самой игры.

Как и говорилось выше, Free-to-Play — относительно молодая бизнес-модель. Она появилась в игровой индустрий не так давно, но очень быстро эволюционирует. За прошедшие годы F2P-игры совершили большой скачок, как в плане контента, так и его подачи. За примерами не придется далеко ходить. Достаточно вспомнить Star Wars: The Old Republic. Тут же маленькая поправка: изначально распространялась SW: TOR по подписке, но с ноября прошлого года перешла на модель Free-to-Play. F2P-игрокам ограничиваются некоторые возможности, которые доступны всем игрокам с платной подпиской. Между словом, случай это не единичный. На днях, Trion World Network заявили, что в скором времени RIFT также перейдет на модель free-to-play. Спустя два года, все желающие смогут ознакомиться с RIFT абсолютно бесплатно.

Star Wars: The Old Republic — отличный пример эволюций Free-to-Play игр. Посмотрите, какими были «фритуплейки» еще несколько лет назад и во что они превратились сегодня: разработчики более серьезно относятся к новым проектам, добавляют все больше контента, усложняют механизмы игры, в конце концов, создают более обширные миру. Star Wars: The Old Republic относится к одним из них. Bioware проделали феноменальную работу, написав и озвучив(!) диалоги для каждого класса. При этом сюжетная линия не прямолинейная и менять ее можно «на лету». Плюс ко всему, авторы стабильно выпускают новые дополнения, где добавляют новый контент. Все это лишний раз доказывает, что онлайн-игры с каждым годом становятся все лучше, а отношение к ним — серьезнее.

Планировалась изначально SW:TOR как синглплеерная RPG, но вскоре к названию была добавлена приставка -MMO

Внимательный читатель уже догадался, что будущее у free-to-Play сегодня вырисовывается довольно светлое. Как бы мы не ругали «фритуплейки», они с останутся с нами на ближайшие годы. Почему? Как и было сказано ранее, F2P игры со временем привлекают все большую аудиторию, а сама модель распространения не подразумевает одни «трехкопеечные» браузерки. Мы находимся на той стадий развития, когда каждая новая f2p-игра предлагает нечто новое. Конечно, многие игры жанра MMORPG и по сей день не могут отойти от формулы World of Warcraft, но ведь не лишь одними MMORPG живы онлайн-игры?

Вот и крупные издатели с разработчиками видят в новомодной модели распространения прекрасное будущее. Activision уже занимается разработкой Call of Duty Online. Ubisoft не так давно выпустила на f2p игру популярной серий Ghost Recon, и даже инвестирует студии, разрабатывающие free-to-play проекты. Более того, на прошедшей выставке PAX мировой гигант Blizzard анонсировал карточную free-to-play игру Hearthstone: Heroes of Warcraft. И только, кажется, EA уже сегодня всерьез ударила по F2P-сектору. Последняя уже успела выпустить онлайновые версии NFS, Battlefield и Command & Conquer, которые, между словом, еще и пользуются неплохой популярностью. А тем временем Crytek уже строит масштабные планы перебраться в недалеком будущем в онлайн.

Безусловно, у free-to-play есть свой недостатки. В частности — донат, которым злоупотребляют некоторые разработчики, порой серьезно портит жизнь игрокам. Что говорить, денежные отношения время от времени доводят некоторых до психиатрической клиники. И касается это не только онлайн-игр. Вы ведь не забыли про микроплатежи в Dead Space 3? Другой немаловажный недостаток — отсутствие четкого финала. Это можно счесть и за достоинство: игра бесконечна, а, следовательно, и играть в нее можно сколь душе угодно. Можно быть уверенным, что через десяток часов игра не покажет титры. Однако игра безо всякого финала не может считаться законченным произведением. Плюс требование к постоянному широкополосному доступу в Интернет удовлетворяется не всеми.

Подводя итог, хочется сказать, что free-to-play — ни в коем случае не «дитя Сатаны». Это, прежде всего — бизнес-модель. Сама по себе, она не может быть, ни хорошей, ни плохой. Другое дело, как ее будут использовать разработчики. За последнее время игроки, наученные горьким опытом, относятся к большинству F2P-играм, как к нечто плохому и страшному. Есть и правдивая сторона — рождаются подчас очень уродливые «котята». Но приравнивать всех к одному ряду не совсем правильно. Главное помнить, что мы потребители. Именно мы оцениваем финальный продукт. Проблема уже в другом. До тех пор, пока мы не будем продолжать играть в «Веселые фермы» поток их не прекратится.

Смотрите также
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Голосуй за будущее Revelation
Фичер
Голосуй за будущее Revelation
Пять нестандартных способов играть в Civilization
Фичер
Пять нестандартных способов играть в Civilization
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться