Безумный разработчик — 2015

Илья Маховиков (редакция)

Платные моды, обман пользователей в Black Desert, отмена Silent Hills и другие фиаско разработчиков

2015 год запомнится нам не только крупными релизами и громкими анонсами, но и глупостями, которые творили некоторые разработчики игр. Мы отобрали пять самых вопиющих примеров.

Увольнение Кодзимы из Konami

Konami, пожалуй, является абсолютным лидером прошедшего года. В компании решили, что в последнее время занимались какой-то ерундой, и пора бы сменить стратегию развития. Ключевой идеей стало то, что Konami сосредоточится на простых и потенциально очень прибыльных мобильных играх, отказавшись от крупных проектов.

Смена подхода отразилась на сотрудниках — вплоть до того, что многим высококлассным разработчикам в ходе реструктуризации предложили работать охранниками и уборщиками. Самым же громким стал конфликт Konami с Хидео Кодзимой, который проработал в компании около тридцати лет, дав жизнь знаменитой серии Metal Gear Solid. Точно неизвестно, что именно произошло между Кодзимой и его руководством, однако разработка Metal Gear Solid 5 завершалась очень нервно. Кодзима все-таки довел проект до конца, но сложно представить, каких усилий ему это стоило — Konami постоянно ставила палки в колеса, даже убрав с обложки игры имя разработчика и запретив ему посетить церемонию награждения Game Awards 2015, где игра победила в номинации «лучший экшен». Сейчас Кодзима ищет новую работу.

Впрочем, если MGS 5 все-таки удалось дотянуть до релиза, то вторую игру знаменитого разработчика ждала куда более грустная судьба — речь идет о Silent Hills, анонс которой стал чуть ли не главным событием Gamescom 2014. У игры подобралась действительно звездная команда: помимо Кодзимы над проектом работали Норман Ридус, который исполнял главную роль, и известный мексиканский режиссер Гильермо дель Торо. Увы, но в итоге Konami отменила проект, даже удалив из PlayStation Store коротенькую демо-версию P.T., которая получилась страшнее некоторых «больших» хорроров. И если Кодзима явно был готов к такому повороту событий, то для дель Торо произошедшее стало настоящим ударом — режиссер обвинил Konami в глупости и заявил, что разочаровался в игровой индустрии.

Провальная PC-версия Batman: Arkham Knight

Rocksteady уже не первый год занимается играми про Бэтмена, и ранее к ней не возникало особых претензий — компания выпускала качественные и хорошо оптимизированные проекты. С PC-версией Batman: Arkham Knight все вышло иначе: игра тормозила даже на мощных компьютерах, постоянно вылетала, а первые патчи почти не повлияли на ситуацию. В итоге игру сняли с продаж (только на PC), а всем недовольным вернули деньги.

Разработка патча, который привел Batman: Arkham Knight в порядок, заняла около полугода, однако это уже не помогло — релиз на PC остался одним из главных провалов года. Позже выяснилось, что за портирование игры отвечала Iron Galaxy Studios, но удар по репутации в первую очередь получила Rocksteady, не организовавшая должный контроль за качеством.

Наплевательское отношение к игрокам русской Black Desert

Не отставали от своих зарубежных коллег и российские издатели. Особенно отличилась компания GameNet, которая пообещала поклонникам онлайн-игры Black Desert сразу два типа серверов — бесплатные с донатом, и с подпиской. Начались продажи комплектов раннего доступа, самый дорогой из которых, за 2500 рублей, давал право играть на сервере с подпиской сколько угодно времени.

Однако к намеченному на октябрь релизу выяснилось, что серверы с подпиской вовремя запустить не удается. На покупателей комплектов за 2500 рублей сначала просто не обращали внимания, а затем предложили им перейти на бесплатные серверы, получив в качестве компенсации набор бонусов. Эта идея понравилась далеко не всем — некоторые стали требовать возврата денег. В конце концов в GameNet пошли им навстречу, но несколько оригинальным способом: у игрока, вернувшего деньги, автоматически блокируется аккаунт, на который начисляется тысяча рублей долга — за бонусы, полученные на бесплатном сервере.

Отметим, что у GameNet есть шанс «порадовать» нас и в следующем году — судя по сообщениям в группе, где координируются покупатели комплектов, компания затягивает возврат денег, а зачастую и вовсе отвечает отказом. Игроки уже обратились в полицию, а в дальнейшем планируют добиваться справедливости в суде.

Платные моды в Steam

Мы уже привыкли, что к любой крупной игре приходится докупать комплект из нескольких DLC, которые раскрывают подробности сюжета и добавляют новые функции в мультиплеер (поверьте — десять лет назад такого почти не было). В 2015 году Valve и Bethesda попробовали пойти еще дальше, запустив в Steam раздел с платными модами для The Elder Scrolls 5: Skyrim. Игроки приняли эту идею в штыки, обвинив компании в попытке получить как можно больше денег. Кроме того, работа магазина была далека от идеальной — например, в нем быстро начали появляться моды, украденные у других разработчиков. Петиция против платных модов собрала более 130 тысяч голосов, после чего в Valve пошли на попятную, закрыв сервис.

Донат в Payday 2

Провалом завершилась и идея Overkill Software заработать еще немного денег на уже не новом шутере Payday 2. С очередным обновлением они добавили микроплатежи — возможность покупать за реальные деньги скины, заметно повышавшие характеристики оружия. Это не понравилось игрокам, которые стали заваливать разработчиков гневными письмами. В Overkill Software попытались смягчить ситуацию, дав возможность покупать те же скины за игровую валюту, но это уже ни на что не повлияло — бунт поддержали даже модераторы официальных форумов игры, которые объявили забастовку.

В итоге разработчики выступили с обращением к игрокам, в котором признали свои ошибки и пообещали улучшить ситуацию. Но до сих пор непонятно, каким образом — ведь микроплатежи из игры никуда не делись.

Конечно, разработчики тоже люди, и тоже допускают ошибки. Но важно понимать, что от этих ошибок страдают игроки, которым часто приходится платить за чужие глупости. И мы желаем некоторым компаниям в следующем году лучше относиться к тем, для кого они работают.

1 из картинок Открыть оригинал