Битва титанов

Артём Степанов (пользователь)

Экскурсия по галерее арсенала в битве двух мастодонтов игровой индустрии

Противостояние двух непримиримых врагов в лице Sony и Microsoft с выходом консолей восьмого поколения разгорелось ярким пламенем. Они сражаются за каждого покупателя, пытаются получить расположение геймеров различных групп, привлечь внимание настолько, насколько это возможно. Наша цель сегодня — пройтись по новинкам в арсенале двух корпораций и посмотреть, насколько важна эта гонка вооружений для отечественного обывателя с геймпадом.

Все включено!

Большинство людей не понаслышке знают о существовании видеоигр. Дети, если верить стерильным статистикам, играют в гоночные игры и аркады. Обитатели офисных зданий, опять же если верить различного рода опросам, посвящают свое свободное время небольшим приложениям а-ля «Веселая ферма» и лишь изредка отвлекаются на кофе. Игровая библиотека женской половины населения (во что автор этих строк не верит ни разу) так и вовсе состоит из специфичных «ми-ми-ми» пазлов и прочих забав того же болота. Но какой резон всем им покупать консоль нового поколения?

Колоссальный успех прошлого поколения (а в частности Nintendo Wii) наглядно показал, что если и продавать консоль, то сразу ВСЕМ. Дело осталось за малым — убедить людей, что в их доме не достает этой игровой «коробки». Тут возникает необходимость предложить людям интересующий их контент. Но как водится, если отвлекаешься на что-то одно, напрочь забываешь о другом. Весьма удручающая картина была на закате жизни Xbox 360, когда люди, первоначально купившие ее исключительно ради игр, обнаружили себя в окружении безумного количства сервисов, не разглядев среди всего этого хотя бы несколько мало-мальски крупных проектов от самой Microsoft.

Вот оно, счастье... Во всяком случае, глазами Microsoft

В тот же лес пошел и Xbox One. Даже слоган для нового продукта выбрали оправдывающий — «All in One». Здесь и видео-сервисы на любого гурмана, и музыкальная библиотека, что грех жаловаться, и социальные функции прикрутили как следует, эксклюзивы тоже на месте. Скоро, глядишь, и инди завезут. Звучит слишком красиво, не правда ли? В сущности, из всех обладателей консоли, Microsoft успела по-настоящему оправдать ожидания только тех, что покупали Xbox One, в первую очередь, как медиацентр для всей семьи. Хардкорным игрокам же пришлось не так сладко: мощные эксклюзивы сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки, графическая составляющая, если сравнивать с главным конкурентом, не может похвастаться ничем сверхъестественным, а в большинстве своем проигрывает оной на Playstation 4. Одно из главных достижений Xbox One — мультизадачность, именуемая Snap, при использовании в играх по прямому назначению оказывается на удивление бесполезной штукой. Если музыка в левом углу еще не будет отвлекать, то какие-нибудь браузеры с «ТиВи» будут не на шутку раздражать. Даже о хваленном Кинекте после отмены обязательной привязки к самой консоли, похоже, забыли и сами Microsoft. На Gamescom была показана только одна(!) игра для чудо-сенсора — Kinect Fruit Ninja 2. И, в целом, шумиху с motion-контроллерами, вокруг которых издатели бегали под конец прошлого поколения консолей и кричали, что за этим чуть ли не будущее игростроения, тоже подмяли.

Ситуация с PS4 диаметрально противоположная Xbox One. Если смена курса для Microsoft и принесла свои плоды, то продолжение дедовских идей в случае с Sony обеспечило около 10 миллионов проданных PS4. (Именно такая цифра была озвучена Sony на прошедшем Gamescom). Для достижения этого результата японцам даже не пришлось придумать ультра-революционные концепции: они просто позаботились о том, чтобы целевая аудитория в лице хардкорщиков чувствовала себя как дома, и в то же время — не забыли о других функциях, которые будут востребованы человеком двадцать первого века. Здесь и внушительная линейка эксклюзивов, среди которых и ребенок, и взрослый найдет для себя что-нибудь подходящее, неплохой набор мультимедиа сервисов (в меньшем масштабе, нежели на Xbox One), а также интуитивно понятный интерфейс, который, при всем функционале, не перегружен ненужными объектами.

Быстрее, выше, сильнее

А интернет-пользователи, тем временем, продолжают восхищаться достижениями консолей нового поколения

Но гонка вооружений не останавливается ни на секунду: один пичкает консоль новыми функцями, другой — отвечает, чтобы не отставать. Конкуренция, как известно, дело хорошее и с этим трудно поспорить. Платформодержатели из кожи вон лезут, чтобы пользователю было максимально комфортно. И это чертовски приятно! Хочешь поделиться своим невероятным матчем с друзьями — пожалуйста, только кнопку нажми! Решил фильм выбрать для семейного просмотра — лови охапку сервисов, выбирай! До тех пор пока два непримиримых врага не перестанут мериться одним известным местом, функционал консоли будет расти как на дрожжах. Пожалуй, единственное пагубное влияние от появления в вашей «коробке» всевозможных сервисов, помимо риска потеряться в здешнем интерфейсе — появление ряби в глазах от количества иконок и плиток.

Появление в Xbox Live программы «Games with Gold» с ежемесячной раздачей бесплатных игр (при наличии Gold-статуса, разумеется) обязано, по большей части, существованию аналогичной программы, в рамках платной подписки PS Plus, в Playstation Network. Также, будущая прошивка 1.70 (дата выхода пока не уточняется) подарит владельцам PS4 возможность редактировать собственные игровые видео в SHAREfactory. В то время как пользователи Xbox One уже ощутили все прелести создания геймплейных роликов с Upload Studio уже к концу 2013 года.

Не тебе, ни мне

Лозунгами «Новая часть DutyFall только у нас!» в наше время никого не удивишь. Эксклюзивы продают консоли, вполне закономерное явление. Другой случай, когда платформодержатель имеет временную эксклюзивность некоторых проектов. И о деталях эксклюзивности старается, разумеется, не распространяться. А, впрочем, зачем? Заглянет ли условный DutyFall через полгода-год на другие платформы или нет, главное, что сегодня запустить его вы можете только на одной. Время — весьма коварное существо. Оно подталкивает особо нетерпеливых личностей бежать в магазин и сметать с полок консоли, как горячие пирожки.

Мечта, наверно, любого ребенка из 90-х — покупать игры, не отходя от консоли, на новом поколении доведена практически до совершенства

Так, свежие игры PopCap Games (Plants VS Zombies: Garden Warfare и Peggle 2) после непродолжительной оккупации консолями Microsoft, стали доступны на других платформах. Едва ли экшен о противостоянии растении с зомби и паззл про приключения сферических фигур убедили людей скупать пачками «рэдмонскую» коробку, но полупустая копилка эксклюзивов пусть и временно, но обзавелась новыми гостями. Действительно болезненный удар ниже пояса настиг на Gamescom 2014, когда во время пресс-брифинга было объявлено, что Rise of Tomb Raider, изначально разрабатываемая как мультиплатформа, станет временным эксклюзивом для консолей Microsoft. Приехали…

Приходи сам, приведи друга

Другое дело, когда платформодержатель не способен силами внутренних студий обеспечить свое дитя эксклюзивами высшего эшелона. Выход один — привлекать сторонние команды.

На прошлом поколении консолей уже были замечены подобные прецеденты. Ставшая уже легендарной серия Gears of War для Xbox 360 изначально разрабатывалась для PS3, но в определенный момент между боссами Microsoft и Epic Games был подписан контракт на соответствующую трилогию для «триста шестидесятого». Интересный факт: изначально в Xbox 360 было 256 мегабайт оперативной памяти и только слова «эпиков» о том, что такого объема RAM не хватит для запуска Gears of War, убедили руководство расшить ее до 512 мегабайт. Схожая ситуация была и с франшизой Project Gotham Racing. Bizarre Creations, разрабатывавшая в начале своей карьеры мультиплатформенные тайтлы, с выходом первого Xbox занялась новым гоночным эксклюзивом. Впоследствии, на Xbox 360 вышло еще две части PGR, после чего, с покупкой студии Activision в 2007 году, это сотрудничество прекратилось. PGR и PGR3, между словом, входили в стартовые линейки Xbox и Xbox 360 соответственно.

Не обошлось без казусов и на новом поколении. Ryse: Son of Rome (который еще на E2 2011 презентовали как экшн от первого лица для Кинекта) от Crytek в стартовой линейке, словно вишенка на белоснежном торте, привлекал внимание к новой консоли, несмотря на то, что сама Microsoft выступала лишь в роли издателя. Правда, Son of Rome не удержался долго в цепких лапах Xbox One и уже перешел в разряд временного эксклюзива. Уже осенью этого года он переберется и на персональные компьютеры. К слову, другой эксклюзив из стартовой линейки Xbox OneDead Rising 3 постигла та же участь.

Ярмарка мастеров

Небольшое мнение Базза Лайтера на игровую индустрию

Другая интересная тенденция связана уже с инди-сектором. В последнее время можно заметить, что Microsoft и, в меньшей степени, Sony демонстрируют публике удивительное количество разношерстных инди-игр. «Мелкомягкие» не так давно запустили программу ID@XBOX, судя по которой независимых разработчиков будут чуть ли не на руках носить... только бы игры выпускали. В показанной на E3 двухминутной видеопрезентации инди мелькало каждые 10 секунд. Sony едет по тем же рельсам: на той же E3 они показали несколько экспериментальных проектов разного пошиба. Похожую программу прогнали и на Gamescom 2014. На этой ноте можно было бы и закончить, но обе корпорации с пафосом заявляют, что находятся в самых теплых отношениях с независимыми студиями.

Об адекватности идеи привлечения новых сил из инди-сектора можно и не говорить. Обе компании пытаются дать пользователям недоступный ранее контент и это не может не радовать. Конечно, на прошлом поколении консолей мелькали экспериментальные проекты, но это были или разработки внутренних студий, или же успешно выстрелившие ранее на других платформах игры. Навряд ли появившееся впоследствии разнообразие этих самых экспериментальных проектов серьезно скажется на популярности некст-гена в массах, но как способ привлечь на консоли новую аудиторию и расширить их библиотеку игр — почему бы и нет?

Приобретается отдельно

Казалось бы, ничего необычного...

В цифровую эпоху при выходе очередного DLC никто не возмущается, не спешит строчить коллективные жалобы в сторону жадного издателя. Куда ни плюнь — все вокруг пытаются всучить DLC или целый Season Pass с пометкой «Не проходите мимо!». Но все живем с этим в день ото дня. А вот выпуск эксклюзивного контента для некоторых популярных франшиз — история немного другая. Сие орудие имеет весьма узкую зону поражения, которую составляют только гики и обезумевшие фанаты. На среднестатистическом геймере уловки о появлении эксклюзивного бойца не работают, а потому всерьез не воспринимаются. Военные кампании по прекращению этого беспредела традиционно разворачивают небольшие группы энтузиастов, которые возмущены этой невиданной наглостью. Мол, придется покупать лишнюю «железку» ради нового контента в той же самой игре или повторно приобретать игру, но уже на другой консоли. Только результат от этого не меняется: издатель, как водится, имеет железный иммунитет к подобным угрозам. А фанатам приходится либо, опять же, в порыве беспричинной ярости бежать в ближайшие торговые точки, либо, что того хуже — грызть локти да любоваться на эксклюзивный контент через YouTube.

Но если времена эксклюзивных персонажей (играбельный Джокер в PS3-версии Batman: Arkham Asylum и Йода в X360-версии Soul Calibur IV) и прошли, то с временной эксклюзивностью контента издатели балуются и по сей день. Как показывает практика, чаще этим занимаются Microsoft, но не так давно в гонку включилась и Sony. В ответ на ранний доступ DLC к Call of Duty на консолях Microsoft, японский мастодонт выбил недельную эксклюзивность дополнения Back to Karkand к Battlefield 3 для PS3. Загружаемые дополнения к Destiny также в первую очередь посетят Playstation. Но подписание договора о временной эксклюзивности DLC для прямого конкурента Sony тоже не новость. «Мелкомягкие» уже получали 30-дневную эксклюзивность на дополнения к TES: Skyrim и трехмесячную эксклюзивность на три игровых режима в Resident Evil 6. Ко всему прочему, с выходом Witcher 3 обладатели XBOX One получат уникальный внутриигровой контент.

Проверено временем

Шутка ли, но анонс Grim Fandango во время Gamescom 2014 был встречен бурными овациями в зале

Обе компании также имеют в запасе и удар со стопроцентным попаданием— переиздание классики. Пускать слюни, так или иначе, будут все: олдфаги смогут вновь пройти полюбившиеся в детстве игры и получить незабываемую дозу ностальгии, а новички — безболезненно приобщиться к шедеврам игростроения. Сложно представить человека, который, сорвавшись с уютного дивана, при анонсе перезапуска игры десяти- , а то и пятнадцатилетней давности пойдет в ближайший магазин за драгоценной консолью, но подобные переиздания — весьма нехилый довесок к имеющимся эксклюзивам. И замечательный повод сдуть пыль с консоли в ожидании более крупных проектов.

Расстановка сил плюс-минус равна. Sony переиздает бессмертные франшизы первых Playstation в лице ICO, Shadow of the Colossus, The Oddworld, Metal Gear Solid и Sly Cooper на PS3, в быстром темпе переносит лучшие игры прошлого поколения на новое, а также помпезно анонсирует улучшенную версию Grim Fandango для PS4. Microsoft тем временем потеет над перезапуском и переизданием собственных эксклюзивов (серия Halo и Phantom Dust), возраст которых варьируется в районе 5-10 лет, на новоиспеченную консоль. Конкретно сейчас заставить олдфагов пустить скупую слезу на Xbox One в силах только Killer Instinct (спасибо выкрикам персонажей «C-c-combo breaker!») — перезапуск некогда легендарного файтинга 90-х годов.

Невзирая на то, что соперничество Sony и Microsoft порой принимает весьма странные формы, наблюдать за этим весьма интересно. Примерно на уровне игры в шахматы между двумя чемпионами: как будет развиваться борьба, какие шаги будут предпринимать противники, и кто выиграет партию. В любом случае, это противостояние приносит по большей части положительные моменты, если забыть на секунду о грязных методах с временной эксклюзивностью. Безусловно, содержание статьи отражает только часть соперничества Sony и Microsoft, и автор этих статей будет несказанно рад, если вы поделитесь своими наблюдениями в комментариях. Играйте только в хорошее, и до новых встреч на портале Игры@mail.ru!

Смотрите также
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться