Буйный психоанализ

Влад Бабаев (пользователь)

Социопат, как «герой» нашего времени

Искусство, как известно, выполняет множество функций. Это и эстетическая (формирование понятия красоты), и познавательная (отражение действительности посредством художественных образов), и даже воспитательная (формирование личности человека). Проецируя все эти задачи на произведения видеоигровой культуры, наибольший интерес вызывают две: компенсаторная и катарсисная (Катарсис — очищение, оздоровление. — Прим. автора). Задача первой — компенсация недостатка красоты, гармонии и реализация желаний, невозможных в реальности. Вторая же, через переживание художественных образов, даёт человеку эмоциональный стресс, «встряску» (например, великолепная игра актёров заставляет зрителя сопереживать героям) и, таким образом, способствует очищению, оздоровлению души. С обеими этими задачами видеоигры справляются на «ура», и значительная роль в данном успехе отведена возможности игрока непосредственно ассоциировать себя с главным героем.

У большинства современных протагонистов (простите за выражение) присутствует необходимый, «джентельменский» набор персональных качеств. В первую очередь это бесстрашный, готовый к риску, решительный и уверенный в себе герой. Действует стремительно, невзирая на мнение общества, любой, кто станет на его пути, будет устранён жестоким или не очень способом. Однако, рискованные, а иногда по всей мере безбашенные действия персонажей, дикие поступки и решения могут насторожить игрока, навести на мысль: а нормально ли их душевное состояние? Примеров подобного девиантного поведения предостаточно: всеми любимый байкероненавистник Тревор Филлипс, завсегдатай очередей за молоком – Чувак, даже спаситель всея галактики – капитан Шепард нет-нет да и пристрелит какого-нибудь дерзкого крогана. У нас, как игроков, редко возникают вопросы о правомерности их действий, однако подобное поведение, отвергающее авторитет общественного мнения и морали, с относительно недавних пор в психиатрии называется «социопатия» и именно о нём пойдёт речь далее.

Социопатия (также известная как диссоциальное расстройство личности) в международной классификации болезней расположилась под кодом МКБ-10. Это расстройство психики, характеризующееся игнорированием и презрением социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и неспособностью человека выстраивать эмоциональные связи с другими людьми. Проще говоря: социопат — это бунтарь, патологически лишенный чувства вины, совести, и сопереживания. Однако, стоит оговорится, что подобные индивиды способны критически оценить отношение общества к их поступкам, они понимают, что ведут себя «не по правилам» и на безопасной дистанции могут показаться вполне нормальными и даже приятными людьми. Также стоит понимать, что такое впечатление обманчиво, ибо для такого человека социум – это не что иное, как декорации для спектакля с ним в главной роли. Преследуя личную выгоду, социопат пойдёт на любые меры: лишенный совести, он будет врать, жульничать, подставлять коллег и товарищей, а после с виртуозной лёгкостью уйдёт от ответственности свалив вину на другого.

Собрав все эти качества воедино, перед нами встаёт образ человека, который в художественном произведении может предстать как обаятельный циник, лицемер с ангельской улыбкой... При этом всё же целеустремлённый, смелый и харизматичный. И вот именно такой герой часто встречается в литературе, кино, а с недавних пор и в видеоиграх. Персонаж, подверженный антисоциальному поведению может выступать и как главный герой, и как злодей, противостоящий ему.

В современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, достаточно примеров подобных личностей. Чего стоит Жан-Батист Гренуй (герой романа Патрика Зюскинда "Парфюмер"), стоящий абсолютно вне всякой морали, воспринимающий человека исключительно как средство… Книга куда более альтернативного автора Ирвина Уэлша с ещё более альтернативным названием — «Дерьмо» вообще рассказывает историю продажного, гнилого, циничного и всячески убивающего надежду в человечность полицейского Брюса Робертсона, в принципе стандартного Уэлшевского героя. Интриги на работе, лицемерие даже среди так называемых «друзей», превышение (мягко говоря) своих полномочий на службе, кутёжный образ жизни и это далеко не весь список «заслуг» Робертсона. Несмотря на всё это, со временем Брюс начинает вызывать какую-никакую симпатию и сопереживание, и вот его поступки уже не столь мерзки и отвратительны, как казалось ранее.

В кинематографе примеров социопатичных личностей ещё больше. Возьмём хотя бы фильмы Квентина Тарантино. Джулс Винфилд (Сэмюэл Джексон), хладнокровно цитирующий библию очередному панку-грабителю в финале «Криминального чтива», словно вместо дула пистолета у его виска длань божия. Мистер Блондин в исполнинеии Майкла Мэдсена, амплуа которого укомплектовано сплошь отморозками. Как мы помним Блондин без особых колебаний «ампутировал» полицейскому орган слуха, да ещё и исполнил перед этим комичное дефиле.

Слугу её Величества – Джеймса Бонда, тоже можно отнести к клубу нелюдимых социопатов. Причём в данном случае такое душевное состояние играет на руку и самому Бонду и его профессиональной карьере в целом. Благодаря своему хладнокровию, рассудительности, аналитическому взгляду, он и смог добиться небывалых успехов в службе. А уж сколько дамских сердец остались разбиты после встречи с 007...

Ну а что до видеоигр… К обладателям необходимых симптомов можно отнести большинство героев игр с открытым миром. От молчаливого Клода (и всех последующих героев Grand Theft Auto), до раздолбая президента США от партии Святых (Saints Row IV). Также, на видеоигровом попроще и злодеи получили фундамент для реализации всех своих психических отклонений. Как мы помним, в 2012 году ворвался на пьедестал Ваас Монтенегро, благодаря своему импульсивному, дикому, но от этого ещё более завораживающему поведению. В последующей части Far Cry нам раскрыли личность антагониста, работающего в том же «жанре». Манерный, жестокий, но в тоже время, располагающий к себе Паган Мин. В RPG также иногда очень велик соблазн сделать из героя последнего урода, посылая всех направо и налево, угрожая пушкой и вообще изображая из себя как можно более «крутого парня». И здесь возникает вопрос, кто же на самом деле социопат, главный герой видеоигры или игрок, который им управляет? С одной стороны, персонажи типа того же Тревора как-то сами побуждают творить безумие и всячески отыгрывать роль. С другой, творцом хаоса на виртуальных улицах будет именно игрок, вооруженный мышью и клавиатурой. Попадая в мир, лишенный норм и правил, он и становится именно тем самым социопатом. Дабы не скатиться в рассуждения об эскапизме, скажу лишь, что, возможно, в глубине души каждый из нас желает избавиться от навязанных с детства авторитетов, хочет совершать поступки, невзирая на косые взгляды незнакомцев, смело давать отпор любому противнику, и вообще быть похожим именно на того героя с экрана, который незамысловатым движением ноги отправляет врага в пропасть… хочет быть в какой-то мере социопатом.

Но, всё это мои личные суждения. Надеюсь они станут почвой для ваших собственных размышлений. Лишь хочу добавить, что определение социопатии строится на понятии общества, а так как общество как таковое отсутствует в видеоиграх и заменено на некую неопределенную модель, то и все наши действия нивелируются данным допущением.

Смотрите также
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Лучшие игры ноября 2016
Лучшие игры ноября 2016
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться