Буйный психоанализ

Влад Бабаев (пользователь)

Социопат, как «герой» нашего времени

Искусство, как известно, выполняет множество функций. Это и эстетическая (формирование понятия красоты), и познавательная (отражение действительности посредством художественных образов), и даже воспитательная (формирование личности человека). Проецируя все эти задачи на произведения видеоигровой культуры, наибольший интерес вызывают две: компенсаторная и катарсисная (Катарсис — очищение, оздоровление. — Прим. автора). Задача первой — компенсация недостатка красоты, гармонии и реализация желаний, невозможных в реальности. Вторая же, через переживание художественных образов, даёт человеку эмоциональный стресс, «встряску» (например, великолепная игра актёров заставляет зрителя сопереживать героям) и, таким образом, способствует очищению, оздоровлению души. С обеими этими задачами видеоигры справляются на «ура», и значительная роль в данном успехе отведена возможности игрока непосредственно ассоциировать себя с главным героем.

У большинства современных протагонистов (простите за выражение) присутствует необходимый, «джентельменский» набор персональных качеств. В первую очередь это бесстрашный, готовый к риску, решительный и уверенный в себе герой. Действует стремительно, невзирая на мнение общества, любой, кто станет на его пути, будет устранён жестоким или не очень способом. Однако, рискованные, а иногда по всей мере безбашенные действия персонажей, дикие поступки и решения могут насторожить игрока, навести на мысль: а нормально ли их душевное состояние? Примеров подобного девиантного поведения предостаточно: всеми любимый байкероненавистник Тревор Филлипс, завсегдатай очередей за молоком – Чувак, даже спаситель всея галактики – капитан Шепард нет-нет да и пристрелит какого-нибудь дерзкого крогана. У нас, как игроков, редко возникают вопросы о правомерности их действий, однако подобное поведение, отвергающее авторитет общественного мнения и морали, с относительно недавних пор в психиатрии называется «социопатия» и именно о нём пойдёт речь далее.

Социопатия (также известная как диссоциальное расстройство личности) в международной классификации болезней расположилась под кодом МКБ-10. Это расстройство психики, характеризующееся игнорированием и презрением социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и неспособностью человека выстраивать эмоциональные связи с другими людьми. Проще говоря: социопат — это бунтарь, патологически лишенный чувства вины, совести, и сопереживания. Однако, стоит оговорится, что подобные индивиды способны критически оценить отношение общества к их поступкам, они понимают, что ведут себя «не по правилам» и на безопасной дистанции могут показаться вполне нормальными и даже приятными людьми. Также стоит понимать, что такое впечатление обманчиво, ибо для такого человека социум – это не что иное, как декорации для спектакля с ним в главной роли. Преследуя личную выгоду, социопат пойдёт на любые меры: лишенный совести, он будет врать, жульничать, подставлять коллег и товарищей, а после с виртуозной лёгкостью уйдёт от ответственности свалив вину на другого.

Собрав все эти качества воедино, перед нами встаёт образ человека, который в художественном произведении может предстать как обаятельный циник, лицемер с ангельской улыбкой... При этом всё же целеустремлённый, смелый и харизматичный. И вот именно такой герой часто встречается в литературе, кино, а с недавних пор и в видеоиграх. Персонаж, подверженный антисоциальному поведению может выступать и как главный герой, и как злодей, противостоящий ему.

В современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, достаточно примеров подобных личностей. Чего стоит Жан-Батист Гренуй (герой романа Патрика Зюскинда "Парфюмер"), стоящий абсолютно вне всякой морали, воспринимающий человека исключительно как средство… Книга куда более альтернативного автора Ирвина Уэлша с ещё более альтернативным названием — «Дерьмо» вообще рассказывает историю продажного, гнилого, циничного и всячески убивающего надежду в человечность полицейского Брюса Робертсона, в принципе стандартного Уэлшевского героя. Интриги на работе, лицемерие даже среди так называемых «друзей», превышение (мягко говоря) своих полномочий на службе, кутёжный образ жизни и это далеко не весь список «заслуг» Робертсона. Несмотря на всё это, со временем Брюс начинает вызывать какую-никакую симпатию и сопереживание, и вот его поступки уже не столь мерзки и отвратительны, как казалось ранее.

В кинематографе примеров социопатичных личностей ещё больше. Возьмём хотя бы фильмы Квентина Тарантино. Джулс Винфилд (Сэмюэл Джексон), хладнокровно цитирующий библию очередному панку-грабителю в финале «Криминального чтива», словно вместо дула пистолета у его виска длань божия. Мистер Блондин в исполнинеии Майкла Мэдсена, амплуа которого укомплектовано сплошь отморозками. Как мы помним Блондин без особых колебаний «ампутировал» полицейскому орган слуха, да ещё и исполнил перед этим комичное дефиле.

Слугу её Величества – Джеймса Бонда, тоже можно отнести к клубу нелюдимых социопатов. Причём в данном случае такое душевное состояние играет на руку и самому Бонду и его профессиональной карьере в целом. Благодаря своему хладнокровию, рассудительности, аналитическому взгляду, он и смог добиться небывалых успехов в службе. А уж сколько дамских сердец остались разбиты после встречи с 007...

Ну а что до видеоигр… К обладателям необходимых симптомов можно отнести большинство героев игр с открытым миром. От молчаливого Клода (и всех последующих героев Grand Theft Auto), до раздолбая президента США от партии Святых (Saints Row IV). Также, на видеоигровом попроще и злодеи получили фундамент для реализации всех своих психических отклонений. Как мы помним, в 2012 году ворвался на пьедестал Ваас Монтенегро, благодаря своему импульсивному, дикому, но от этого ещё более завораживающему поведению. В последующей части Far Cry нам раскрыли личность антагониста, работающего в том же «жанре». Манерный, жестокий, но в тоже время, располагающий к себе Паган Мин. В RPG также иногда очень велик соблазн сделать из героя последнего урода, посылая всех направо и налево, угрожая пушкой и вообще изображая из себя как можно более «крутого парня». И здесь возникает вопрос, кто же на самом деле социопат, главный герой видеоигры или игрок, который им управляет? С одной стороны, персонажи типа того же Тревора как-то сами побуждают творить безумие и всячески отыгрывать роль. С другой, творцом хаоса на виртуальных улицах будет именно игрок, вооруженный мышью и клавиатурой. Попадая в мир, лишенный норм и правил, он и становится именно тем самым социопатом. Дабы не скатиться в рассуждения об эскапизме, скажу лишь, что, возможно, в глубине души каждый из нас желает избавиться от навязанных с детства авторитетов, хочет совершать поступки, невзирая на косые взгляды незнакомцев, смело давать отпор любому противнику, и вообще быть похожим именно на того героя с экрана, который незамысловатым движением ноги отправляет врага в пропасть… хочет быть в какой-то мере социопатом.

Но, всё это мои личные суждения. Надеюсь они станут почвой для ваших собственных размышлений. Лишь хочу добавить, что определение социопатии строится на понятии общества, а так как общество как таковое отсутствует в видеоиграх и заменено на некую неопределенную модель, то и все наши действия нивелируются данным допущением.

Смотрите также
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться