The Boston Major 2016 Перейти

Call of Duty: Тень отца Гамлета

Алексей Плужников (пользователь)

Казнить нельзя помиловать. Как быть самому известному шутеру на планете?

2013 год. В мире в очередной раз видна победная поступь главного на данный момент шутера от первого лица. Но можно ли назвать ее победной. Давайте посмотрим подробнее: Ghosts рекламировали так, словно хотелось побежать в магазин и сразу купить семь копий, а на деле мы получили, мягко говоря, слабый сюжет, нулевой прогресс, собаку и тухлый мультиплеер. В очередной раз в огород Activision полетели камни, и при этом они умудрились заработать очередную порцию прибыли по сути ни на чем. Но всегда ли CoD умудрялся вылезать сухим из воды? Может быть в него играли не по привычке, а потому что игра была действительно интересная?

Помните, как в далеком 2003 году на прилавках магазинов лежала коробка, на которой некий солдат тыкает пальцем в нашу сторону, словно крича: «Ты нам нужен!!!». Та упаковка скрывала в себе, ни много, ни мало, лучший шутер того времени. Его инновационность и безбашенность была воистину мощной. Начиная в тренировочном лагере британской армии, все плавно переходило в операции по спасению взятых в плен командиров, диверсии, масштабные битвы и в конце нас ожидала битва за Берлин, где мы в роли советского солдата прорывали оборону Рейхстага и наши собратья устанавливали знаменитое Знамя Победы. Это было великолепно. В этой игре было все, что мог себе пожелать шутер образца 2003 года: эпичность, масштабность, зрелищность. Игрок впервые чувствовал себя не Дюком Нюкемом или Сэмом Стоуном, а лишь шестеренкой механизма, заставляющей весь аппарат работать правильно. Главный герой больше не являлся героем, на плечи которого легла забота о мире, он своими ограниченными силами, доступными обычному человеку, боролся с фашистскими захватчиками. И это сработало: Call of duty выстрелил, словно заряд из «Панцерфауста». Игра полюбилась многим, если не всем. Это была отличная игра.

2005 год. Выходит Call of duty 2. Казалось бы, вроде та же самая игра, но — она все также великолепна. Формулу оставили ту же, что и в первой части, но теперь воевать нам приходилось, так сказать, на периферии. Пока СССР оборонялся, чтобы со временем подойти к Берлину, нам приходилось отбивать от немцев другие завоеванные точки, отбивать север Африки от фашистов и штурмовать Нормандию. Штурм Нормандии напоминал собой знаменитую осаду Омахи из фильма «Спасти рядового Райана» (кстати, такая же миссия была и в первом КоДе, но во второй части эта миссия была реализована лучше). В общем, Call of duty 2 воспользовалась золотым правилом сиквелов — то же самое, только больше. И это было все также восхитительно.

Про третью часть сказать можно не так много. Она вышла в 2006 году исключительно на консолях, но обладателям компьютеров расстраиваться не пришлось — Call of duty 3 представляла собой те же первые две части, но в тот момент стало понятно одно: в третий раз игроки то же самое не примут. Вторая мировая, во-первых, уже всем приелась на тот момент, а во-вторых, не было привычного накала страстей и масштабности. Самая масштабная миссия в третьей части — финальная оборона какого-то домика от бесконечно бегущих из леса немцев. В общем, игра была неплохая, но лавров своих предшественников она не достигла. В отличие от них, она не запоминается, нету ощущения причастия к победе над фашизмом. Все выглядит как-то скупо и бедно. Если не играли — вы ничего не пропустили.

И затем грянул гром...

Call of duty: Modern warfare. О, да! Переломный момент в истории шутеров от первого лица, да и вообще всего жанра стрелялок. Вместо Второй Мировой геймеры получили осовремененный и реалистичный боевик про борьбу против террористов. Великолепная режиссура, прекрасная динамика, убойный экшен, революционный мультиплеер — мне надо еще что-то говорить об этой игре?! Для 2007 года это был полный вынос мозга. Это было чуть ли не откровение. Вам надо штурм корабля во время шторма? Пожалуйста! Стать свидетелем взрыва ядерной бомбы буквально в двух шагах от эпицентра? На здоровье! Что, вам надо стелс-миссию в Припяти, устранение главы террористов из снайперской винтовки с последующим побегом от целой армии солдат? MW давала игрокам ВСЕ! Определенно, одна из лучших игр серии наряду с первыми двумя частями. Такое не забылось через 5 лет и не забудется еще через 10. Слишком уж она была хороша для 2007 года. А как же? Ведь она оказалась в нужное время и в нужном месте: это было новое слово в жанре и глоток свежего воздуха среди всех подделок про Вторую Мировую, которых в то время было немало. Чистый бриллиант.

Конечно, такой успех нельзя было превзойти. Вышедшая осенью 2008 года Call of duty:World at war снова вернулась к истокам: опять Вторая Мировая, опять фашисты. Правда, нам приходилось воевать на другом конце мира, в Японии, но этот налет востока не сработал. WaW была сделана в худших традициях Call of duty 3 — опять топорность механики, опять бесконечное возрождение врагов, опять монотонность Второй Мировой. Игра получилась неплохая (по крайней мере, мультиплеерный режим против зомби вышел дико убойным), но после такой игры, как MW1 она никак не смотрелась. Вообще.

2009 год. Лебединая песня студии Infinity Ward в былом составе. Но зато какая это была песня!!! Call of duty:Modern Warfare 2!!! Это, определенно, лучшая игра всей серии CoD. Казалось бы, взяли первый MW и размножили его (повторюсь, золотое правило продолжений). Но это редкий пример УДАЧНОГО сиквела, оказавшегося во много раз лучше оригинала. Больше экшена, больше зрелищности, больше эмоций, больше упора на динамику, ураганное действие, лучший мультиплеер за последние 5 лет... Достоинства игры можно перечислять долго. Тут я реально промолчу. Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать.

И вот отсюда можно отсчитывать конец славной некогда франшизы...

Студия Treyarch стояла на лезвии ножа. IW разругалась с Activision, ответственные люди, которые и придумали все новшества двух частей Modern warfare, ушли. И перед Treyarch стояла трудная задача: сделать за год, находясь под полным давлением общественности, игру, которая не отставала бы от Modern Warfare 2. И если с World at war трюк прошел, то теперь сотрудники Treyarch не имели права на ошибку. Рекламная компания разрабатывавшейся игры навевала сомнения: что-то Activision слишком сильно в рекламу вкладывается. Казалось, провал обеспечен. Но...

Личное ИМХО: первый Call of duty:Black ops мне нравится куда больше, нежели Modern Warfare 2. Поскольку я не люблю, когда в играх (да и в других произведениях) злодеями выступают русские и меня это страшно раздражает. Если говорить про Black ops, люди приятно удивились: Treyarch, казалось бы, взяла формулу Modern warfare. Но теперь действие происходит во времена Холодной войны, главный герой проявляет себя не только как кучка полигонов, но и как самостоятельный персонаж, игровой процесс приятно удивлял. Впервые в серии появился полноценный сюжет, причем даже с неожиданными поворотами и неожиданной развязкой. Атмосфера выполнена в лучших традициях самых первых Call of duty — теперь CoD представлял собой некое приключение из одной точки в другую, где по кусочкам, словно паззл, собирался сюжет. Серьезно, после Black ops люди стали серьезно воспринимать сюжет в Call of duty, поскольку раньше сюжет представлял собой лишь повод для действия. Здесь — нет. Black ops представляет собой цельную историю со своей вселенной и правилами. Геймплей тоже удивлял, поскольку, если в той же MW2 взять РПГ и стрельнуть в танк не представляло собой что-то сверхъестественное, то воспользоваться арбалетом, стрельнуть вниз, спуститься на землю, потом взять ракетницу и сбить взлетающую в воздух ракету — это было реально нечто. Опять же, советую поиграть. Скажу только, что Black ops заслуживает своего времени, это отличная игра.

И вот, Call of duty:Modern warfare 3. Окончание культовой, всеми любимой франшизы, расставание с персонажами, вроде Соупа или капитана Прайса (пусть он только и умеет двери открывать). Казалось бы, надо вдавить педаль газа до упора и выжать все на максимум. В результате, третья часть получилась самой слабой из всей трилогии. Конечно, здесь можно предъявлять множество факторов, мол, нужные люди ушли, игру разрабатывало сразу три команды, тут еще и Battlefield начал зубы показывать... Претензии могут быть какие угодно, игра получилась... игра получилась. Да, она все также динамична, много экшен-сцен, постановка на уровне Майкла Бея, режиссура, все дела. И людей, работавших над игрой, винить, если честно, не хочется — они пытались уложиться в срок сдачи материала. Тут больше пострадала Activision вместе с Бобби Котиком — пытаясь угнаться за прибылью, выпуская Call of duty каждый год, они сами себе вырыли яму. Дай время разработчикам, выпусти ее не через год после Black ops а хотя бы через два, не гонись Activision за EA с её Battlefield, глядишь и игра получилась бы получше, а может быть даже она и превзошла бы первые два Modern warfare. Но мы имеем то, что есть. Не хочу повторяться, но это факт: полная творческая импотенция, абсолютно тот же самый Modern warfare 2, только выпущенный 2 года спустя и названный Modern warfare 3. Игра не удивила, она просто повторила программу.

В 2012 году нам предстала удивительная вещь: ученик превзошел учителя. Выстрелив с первым Black ops, Treyarch получила полный карт-бланш. Пока серию в большинстве случаев поливали грязью в сравнении с Battlefield 3, Treyarch разрабатывала продолжение своего главного хита. И снова в дело вступило золотое правило продолжений — удвоить то, что понравилось игрокам в первой части. Call of duty: Black ops 2 — на данный момент последний хороший CoD из всех. Что сделали Treyarch — они посмотрели, чем приглянулась игрокам первая часть. Сюжет понравился — во второй части он будет нелинеен (раньше о таком и подумать было страшно), понравилось пользоваться гаджетами — во второй части действие происходит в будущем и гаджеты будут должного уровня, запомнились персонажи — мы соединим истории Алекса Мейсона, его сына и бывшего сослуживца Вудса. Я не буду растекаться мыслью по древу, игра вышла всего лишь год назад и ее, особенно на фоне Ghosts, воспринимают очень хорошо. Даже устаревший движок Quake Engine, не меняющийся бог знает сколько лет не замечаешь.

И сейчас, в 2013 году, мы увидели очередной пример того, как дико разрекламированный продукт по сути оказался пустышкой. Call of duty: Ghosts... Знаете, я думал, это будет проще. Очередная мощная рекламная кампания, приравненная к тому же и к выходу консолей нового поколения. Новый движок, который уже на презентации все равно на деле остался тем же (разве что пару текстурок подравняли), но все равно люди надеялись на лучшее. Собака Райли, разрекламированная словно злодей Мандарин из «Железного человека 3». Сюжет, обещающий нагнать мощную драму. Все это обещало, конечно, не шедевр, но как минимум нам преподносили хорошую, годную игру, несмотря на весь скепсис, нараставший как снежный ком. Конечно, сейчас, после выхода игры, много сказано, кому-то игра понравилась, кто-то её втоптал в грязь. Мне кажется, что все, абсолютно все проблемы Call of duty всплыли на поверхность еще два года назад с выходом MW3 (о них читайте выше). Только тогда все это проглотили, Black ops 2 был слишком хорош, чтобы его ругать. Но, как мне кажется, в 2013 году это уже дурной тон иметь сюжет с глупостями на уровне «Сумерек» (во всех смыслах, и в логике, и в диалогах, и в поступках главных героев — во всем, что является фундаментом современной драматургии), иметь картонный геймплей, который порой выглядит хуже того же CoD образца 2003 года, иметь картинку на уровне Doom 3, иметь звук на уровне саунда из первого «Удивительного Человека-паука» (то есть, никакой). Это провал даже нельзя хоть как-то изобразить словами. Казалось бы, вроде все карты были против игры из-за маркетинга и всех составляющих самой игры. Вроде бы не привыкать, но учитывая весь хайп, поднявшийся из-за этой игры, все это воспринимается не просто как плевок в душу фанатам старых CoD, но и как неуважение ко всем игрокам, мол, «ну, вы же все равно игру купите».

Итог. Мы имеем богатую на историю игровую франшизу. Call of duty — главный шутер нынешнего поколения игр, как бы кто к нему не относился. Где-то были взлеты, где-то падения. И сейчас (ИМХО) серия стоит на грани перепутья: неизвестно, что будет с серией дальше. Можно, как всегда, понадеяться на Treyarch, но выезжать на старых рельсах долго не получится, или дорога заржавеет, или весь состав сойдет с рельс. Можно дать еще один шанс нынешней IW, но она уже два раза оступалась и в третий раз она рухнет. Можно дать разработку третьему лицу, но тут вообще тьма и неизвестность. Что будет с серией дальше — посмотрим. Будем надеяться на лучшее, а пока будем с любовью вспоминать далекий 2003 год и того солдата, который тыкал в нас пальцем, будто говоря «Ты нам нужен»

Смотрите также
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться