Чем занимаются легендарные разработчики прошлого?

Артем Комолятов (редакция)

Где сейчас Джон Кармак, Ричард Грей, Демис Хассабис, Уоррен Спектор, Уилл Райт и другие люди, сделавшие любимые игры нашего детства

От резких поворотов в карьере не застрахован никто, даже очень успешные в своем деле люди. Например, не так давно бывший экономист компании Valve Янис Варуфакис стал министром финансов Греции, и теперь вместо продажи шапок к Team Fortress 2 будет спасать одну из самых слабых экономик Европы. Поскольку игровая индустрия — отрасль молодая и быстро развивающаяся, один год работы здесь идет за три. Люди, которые не сходили с обложек журналов в девяностые, сегодня пребывают на пенсии и читают лекции для молодежи. Мало кто знает, чем сейчас занимается создатель Doom Джон Кармак или дизайнер Duke Nukem 3D Ричард Грей, ранее известный также под ником Levelord. Сегодня мы собираемся это выяснить.

Джон Кармак

Чем знаменит: Wolfenstein 3D, Doom, Quake, а также графические движки серии idTech

Большую часть своей карьеры Джон Кармак посвятил совершенствованию графики в видеоиграх — производители видеокарт у него в неоплачиваемом долгу. Но в середине нулевых у него внезапно появилось новое увлечение — проектирование космических кораблей. Причем настоящих — тех, которые способны доставить экипаж и грузы с Земли на другие планеты. В 2005 году он собрал команду инженеров и принял участие в конкурсе NASA по созданию ракеты, которую можно было бы отправить на Луну. Тогда их модель провалилась, однако в 2008-м Кармаки Ко взяли реванш: ракета создателя Doom обставила единственного конкурента. Правда, проект соперников и от земли оторваться толком не смог (а потом и вовсе взорвался), но это уже детали.

Космическая одиссея Кармака шла параллельно с его работой над движком idTech 5 и провалившимся шутером Rage. А в начале этого десятилетия он всерьез заинтересовался очками виртуальной реальности Oculus Rift — настолько, что в конце 2013 года ушел из idSoftware, чтобы помочь в их разработке. С тех пор Кармак и занимается VR-технологиями. По его словам, к созданию игр в обозримом будущем возвращаться не собирается.

Ричард «Levelord» Грей

Чем знаменит: Duke Nukem 3D, Quake, SiN и SiN Episodes

Ричард Грей одним из первых попробовал выпускать игры по эпизодам — как это сейчас делает, например, студия Telltale. К сожалению, «сериал-шутер» SiN Episodes стал его последним большим проектом. В 2006 году вышла первая серия под названием Emergence — на ней производство остановилось. Вскоре после релиза «пилота» SiN Episodes студию Ritual Entertainment купила компания MumboJumbo. Новые хозяева уволили многих ключевых сотрудников, а Грею поручили делать казуальные игры.

К 2008 году ему это надоело, и Грей ушел на пенсию. По его словам, с этого времени он перестал играть в большие проекты и следить за событиями в индустрии вообще. В 2013-м Ричард переехал жить в Москву — здесь у него есть русская жена, дочь и даже дача. В последнее время рисует уровни для социальных игр на Facebook, изучает движок Unity и вместе с дочерью собирается сделать какую-нибудь небольшую самостоятельную игру.

Клифф Блежински

Чем знаменит: Unreal и Gears of War

Карьера Блежински — икона для многих начинающих разработчиков. В конце девяностых молодой геймдизайнер сделал себе имя на Unreal и Unreal Tournament, а в нулевых прославился популярной серией Gears of War. Несмотря на все успехи, в 2012 году Блежински внезапно объявил о своем уходе на покой — мол, понадобилось время, чтобы собраться с мыслями, да и от видеоигр как-то подустал.

Правда, для человека, которому так надоела индустрия, Блежински уж очень пристально за ней следит и не упускает возможности высказаться по поводу ключевых событий. Так, после провала Resident Evil 6 он предложил Capcom помочь в создании новой игры серии. А в своем блоге он сетовал на то, что новые хорроры стали совсем нестрашными (по горячим следам Dead Space 3).

В 2013 году Клифф заявил, что хочет вернуться к созданию игр и намекнул, что был бы рад сделать что-нибудь вроде Unreal Tournament. Все это вылилось в анонс BlueStreak, условно-бесплатного шутера для PC. По словам Блежински, работа уже идет полным ходом, однако материалами и подробностями он делиться пока не собирается.

Демис Хассабис

Чем знаменит: Syndicate, Theme Park, Republic: The Revolution и Evil Genius

Хассабис еще в ранние годы доказал свою исключительную одаренность: в 13 лет он стал вторым в мировом рейтинге шахматистов-подростков, уступая только венгерке Юдит Полгар. Демис закончил школу на два года раньше срока, а после с отличием отучился в Кембридже. Он с детства планировал заниматься наукой, но от этой карьеры его на несколько лет «отвлекли» видеоигры. Помимо Syndicate и Theme Park Демис помогал Питеру Молинье в разработке искусственного интеллекта для симулятора бога Black & White. Программирование ИИ настолько увлекло Хассабиса, что он решил изучать эту область и в дальнейшем. Играми он занимался вплоть до 2005 года, после чего ушел из индустрии и начал делать свой Скайнет.

Надеясь найти в строении человеческого мозга идеи для искусственного интеллекта, Хассабис принялся изучать когнитивную нейробиологию и даже опубликовал несколько научных работ на эту тему. В 2011-м он основал компанию DeepMind Technologies, занимающуюся проблемами машинного обучения. Год назад Google купила DeepMind, и теперь Хассабис работает над ИИ для одной из крупнейших корпораций мира. Так что если вдруг случится восстание машин, вы знаете, кого винить.

Уоррен Спектор

Чем знаменит: Deus Ex, Thief: Deadly Shadows

Сомнительные перемены в карьере Спектора начались сразу после релиза Thief: Deadly Shadows. В 2004 году он объявил о своем уходе из студии Ion Storm — без него компания закрылась через год. Спектор основал новую студию Junction Point, которую в 2007-м купила Disney. Создателя Deus Ex подписали на игру про Микки Мауса — платформер Epic Mickey (2010) для приставки Wii. Игра получила хорошие оценки в прессе, так что новые боссы поручили Спектору продолжение. Вторая часть — Epic Mickey 2: The Power of Two — провалилась в продажах и была холодно встречена большинством критиков.

После этого Disney решила отказаться от продолжения серии и в январе 2013-го распустила Junction Point. Спектор остался без работы и устроил себе продолжительный отпуск. В 2014 году он начал преподавательскую карьеру: специально для Техасского университета Уоррен разработал курс по геймдизайну. До сих пор выступает в роли куратора курса и преподавателя.

Тоби Гард

Чем знаменит: придумал Лару Крофт

Карьера Тоби Гарда вплоть до 2008 года была связана с Ларой Крофт и ее археологическими приключениями. Последней игрой серии, над которой работал геймдизайнер, стала Tomb Raider: Underworld. После ее релиза Гард решил сделать нечто новое и ушел из Crystal Dynamics.

В 2009 году он заявил, что собирает команду разработчиков и что совсем скоро представит первые подробности своей новой игры. По неясным причинам, Гард вскоре охладел к этой идее и устроился игровым консультантом в компанию Focal Point Games. Параллельно с работой он начал выпускать собственный веб-комикс Outworld, главная героиня которого неуловимо кого-то напоминает. В 2012-м Гард перестал рисовать комикс, сославшись на большую загруженность в Focal Point Games, где работает до сих пор.

Джейн Дженсен

Чем знаменита: квестами Gabriel Knight, Police Quest и Gray Matter

Для Дженсен видеоигры стали форматом, в котором ей было интересно рассказывать свои истории. В начале девяностых она участвовала в разработке Police Quest 3 и Eco Quest, однако ее первым по-настоящему авторским проектом была Gabriel Knight 1993 года. Параллельно с разработкой новых частей этой серии Дженсен писала книги — в том числе новеллизацию Gabriel Knight. Известность в литературных кругах ей принесли романы «Судный день» (Judgment Day) и «Уравнение Данте» (Dante’s Equation).

После выхода приключенческой игры Gray Matter (2010) Джейн Дженсен решила полностью посвятить себя литературе. С марта 2013 года она пишет романтические новеллы про геев под псевдонимом Эли Истон. Работает с завидной продуктивностью: под этим именем она выпустила уже пятнадцать новелл.

Джордан Мехнер

Чем знаменит: Karateka, Prince of Persia и The Last Express

Последней большой работой Мехнера в игровой индустрии стала Prince of Persia: The Sands of Time 2003 года. Параллельно с участием в ее создании Мехнер всерьез заинтересовался кинематографом. Он стал режиссером и сценаристом документального фильма Chavez Ravine: A Los Angeles Story, посвященного так называемой Битве за овраг Чавеза. Также Мехнер был сценаристом и консультантом «Принца Персии: Пески времени» — экранизации The Sands of Time с Джейком Джилленхолом в главной роли.

Мехнер и сейчас пишет сценарии для документальных и художественных фильмов. Например, он подготовил киноадаптацию серии комиксов «Пучина» (Fathom). В главной роли должна была сниматься Меган Фокс, однако дальше сценария дело так и не зашло. Будем надеяться, все впереди.

Уилл Райт

Чем знаменит: SimCity, SimEarth, SimLife, SimAnt, SimFarm, а также The Sims

Отношения с игровой индустрией Уилл Райт прервал в 2009 году: он ушел из Maxis вскоре после релиза симулятора эволюции Spore. По его словам, причиной тому стали внутренние разногласия между ним и издательством Electronic Arts.

После этого он решил попробовать себя на телевидении. В 2010 году Райт стал одним из создателей сериала Bar Karma, выходившем до апреля 2011-го на канале CurrentTV. В 2012 году женился на уроженке Владивостока Анне Заварзиной. Сейчас они живут в Окленде, штат Калифорния. Вместе с женой Райт основал компанию Syntertainment, которая пока ничего не выпустила и даже не анонсировала — ни игр, ни приложений.

А о каких игровых разработчиках прошлого и настоящего хотелось бы узнать вам? Напишите об этом в комментариях.

Смотрите также
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Фичер
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться