В синем море, в белой пене

Андрей Поповцев (редакция)

Мы решили напомнить, что происходит за пределами мира сверхвысокобюджетных, кинематографических и невероятно раскрученных игровых мегаблокбастеров

В современной игровой индустрии бал правят маркетинговые бюджеты и хайп. Если ты не покупаешь стенд на Е3 и не тратишь на его оформление дикие миллионы долларов, то тебя вроде как и не существует. Все больше интереса у публики вызывает инди, но все же дать знать о том, что ты есть и тоже умеешь развлекать, независимым разработчикам сложнее. Тем более, что, сколько не рассусоливай про «игры это искусство» и «графика — не главное», люди в массе все же предпочитают простое и броское сложному и глубокому. Особенно — если глубокое выглядит как гадкий утенок.

Мы решили вспомнить четыре отменных игры — из ближайшего прошлого и начала 2000-х — которые запросто дадут фору большинству хорошо известных вам блокбастеров, но о которых большая часть наших читателей, скорее всего, даже не слышала. А если где-то случайно видела, то в ужасе отпрянула и постаралась забыть. И очень зря.

SpaceChem

Понять, что на самом деле представляет собой SpaceChem, полюбовавшись на трехминутный ролик или на пачку скриншотов, невозможно. Поэтому вышедшая аккурат 1 января 2011 года игра стала лучшим новогодним подарком, на который не обратил внимания никто, кроме профильной прессы и инди-фанатов. Любоваться тут особенно не на что: черно-белое поле, какие-то непонятные кружочки красного и синего цветов, раздражающее мельтешение на экране. К тому же, чтобы разобраться, что вообще происходит, необходимо, о боже мой! — немного подумать.

Так сходу и не поймешь, игра это или какое-то особо продвинутое учебное пособие по неорганической химии

Основа геймплея — визуальный язык программирования, при помощи которого вы управляете двумя захватами: прокладываете им маршруты внутри футуристических реакторов и помещаете в ключевые точки шарики с «командами», которые выполняются, когда по ним проезжает захват одного с командой цвета. Захватить молекулу, разорвать атомные связи, создать новые.

Все это было бы невыносимо скучно, если бы не один момент: SpaceChem требует не догадливости, как большинство головоломок, а творческого подхода. Практически ни у одной задачи в игре нет единственного верного решения — вы сами придумываете, каким именно способом будет разобрана очередная молекула и создано новое вещество. Благодаря этому, SpaceChem дарит очень необычные, свежие ощущения: с другими головоломками она соотносится примерно как Deus Ex с шутерами от первого лица. Вроде и похоже, но находится на совершенно другом уровне развития.

To the Moon

To the Moon — последний (так и хочется сказать «крайний», чтоб не сглазить) проект небольшой канадской студии Freebird. Это простая и очень взрослая история, рассказанная в формате интерактивной новеллы. Двое ученых приезжают в дом к умирающему старику. Их позвали, чтобы перед смертью исполнить последнюю волю покойного: имплантировать ему новые воспоминания, в которых он стал астронавтом и слетал на Луну. Чтобы выполнить заказ, ученым необходимо погрузиться как можно глубже в воспоминания клиента, и это их путешествие «вперед в прошлое» в общем-то и составляет основу игры. Начав путь в недавнем прошлом, мы наблюдаем обычную человеческую жизнь на обратной перемотке: старик превращается в зрелого мужчину, теряет любимую жену, строит дом, играет свадьбу, идет в школу…

В To the Moon нет сражений, мутантов, заговоров и злодеев: она скорее напоминает фильм типа «Вечного сияния чистого разума», чем компьютерную игру

В процессе между игроком и находящимся в глубокой коме персонажем возникает такая крепкая эмоциональная связь, какую редко встретишь в видеоигре. В первую очередь это происходит, благодаря невероятно качественным диалогам, персонажам и сценарию в целом. Именно — невероятно, иначе и не скажешь, потому что когда начинаешь оценивать качество письма, естественность языка, умение быть одновременно смешным и серьезным, то выясняется вдруг, что предводитель Freebird — сценарист, композитор и саунд-дизайнер Кан Гао — с потрясающей легкостью кладет на лопатки высокобюджетных «конкурентов». Mass Effect? Не смешите. Dragon Age? Побойтесь бога. «Ведьмак 2»? Это все детский сад по сравнению с To the Moon.

Если в мире есть справедливость, то на Кана очень скоро обратит пристальное внимание какая-нибудь крупная компания, а вы сейчас же купите и пройдете To the Moon. Много времени это у вас не займет, но поверьте — если вы не бесчувственный чурбан и вам больше 18 лет, эти 4-5 часов останутся у вас в памяти как одно из самых ярких игровых впечатлений года.

theHunter

theHunter — удивительный проект. Ожидаемо неспешный (такой уж жанр) симулятор охоты моментально погружает в свою особую атмосферу. Вокруг тихо шелестит лес, вдалеке — на лугу — торчит опора ЛЭП, под ногами хрустят веточки, шуршит трава. Вдруг откуда-то из чащи доносится трубный рев, переходящий во что-то среднее между скрипом несмазанной двери и свинячьим визгом. Наладонник фиксирует примерное местоположение источника звука и подсказывает: олень Рузвельта, самец.

Беспечная прогулка в лесу немедленно превращается в стелс-шутер. Вы уже не гордо вышагиваете, а крадетесь, одним глазом высматривая в траве следы, а другим — шевеление в кустах. Поминутно останавливаясь, прислушиваясь и припадая к земле, вы взбираетесь на очередной холм и, наконец, видите — внизу, в долине: вот они. Небольшое стадо — два самца и несколько самок, щиплют травку, периодически поднимая головы, чтобы оглядеться.

Вы припадаете к оптике, целитесь… гремит выстрел, стадо снимается с места. Черт! Неужели мимо? Наплевав на осторожность, вы буквально скатываетесь с холма, добегаете до места, где стоял рогатый в момент выстрела. На земле алеют брызги крови. Ранен! Значит есть еще шанс! Еще минут десять уходит на то, чтобы найти подранка. Тот лежит в траве, молча следя за вами своими огромными глазами. Закинув винтовку за спину, достаете револьвер. Прости. Еще один выстрел оглушает вас, и красавец-олень наконец отправляется на тот свет.

Но есть еще койоты, фазаны, лоси, медведи… Короче, всех не перестреляете

Описать напряжение, которое ощущаешь во время такой охоты — от поиска цели до фотографирования добычи (theHunter — это еще и своеобразная охотничья социалка, где можно продемонстрировать особо удачные добытые образцы) — практически невозможно. Сравнить это, наверное, можно с хорошим хоррором, который давит атмосферой, только здесь вместо страха испытываешь какое-то радостное возбуждение.

Поражает и необычное сочетание простоты геймплея (а разобраться во всем действительно совсем не сложно) с глубиной и какой-то внутренней честностью. Тут даже к добыче относишься по-особенному, с уважением и даже некоторой жалостью: когда не удается завалить цель с первого выстрела, инстинктивно стискиваешь зубы, потому что «мучается же, бедняга». О том, что речь идет о ненастоящих животных, приходится иногда специально себе напоминать.

Geneforge

Где-то в параллельном мире существует могущественный орден ваятелей: людей, познавших тайну жизни и научившихся создавать живые существа буквально из ничего — силой мысли. В один прекрасный день юный послушник ордены отправляется в новую академию, где ему предстоит продолжить долгое обучение. Но в пути происходит несчастье: на яхту (тоже, кстати, живое существо) нападает неопознанный корабль, послушник спасается буквально чудом, и его выбрасывает на берег Сухии — запретного острова, куда закрыт доступ и обычным смертным, и членам ордена. Так начинается длинная — состоящая аж из пяти частей — сага, которая называется Geneforge.

Многие игроки узнали о Geneforge совсем недавно, когда сериал был одним большим куском опубликован в Steam — спустя около 10 лет после оригинального релиза. Недостаток общественного внимания к этим играм в первую очередь, конечно же, обусловлен непривлекательной... нет, попросту уродливой графикой: даже по меркам 2001-го года, когда первая часть саги вышла на Маках (релиз на PC состоялся лишь в 2002-м).

Да что мы рассказываем — поглядите лучше сами. Еще скажете, что мы были слишком благосклонны

А меж тем, это отличная ролевая игра, в которой есть все, что надо, кроме симпатичной картинки. Проработанный мир? На месте: остров Сухия, где обитают невесть как обретшие разум создания ваятелей, прописан немногим хуже провинции Скайрим в одноименной игре или радиоактивной пустоши в Fallout. Оригинальная боевая система и геймплей? И это имеется: одна из ключевых особенностей Geneforge — возможность из воздуха создать собственную армию беспрекословно подчиняющихся вам мутантов. Нелинейность? Сколько угодно: в первой части, например, около 12 концовок, а уже прямо в описании игры разработчики без обиняков признаются, что в Geneforge можно не бороться с главным злодеем, а присоединиться к нему. Так что, если вы без ума от качественно, с фантазией сконструированных RPG, и как раз не знаете, чем заняться, может быть вам прямая дорога на Сухию — плодить чудищ и распутывать заговоры.

Это, конечно, далеко не все. Хорошо забытых или просто незамеченных широкой публикой шедевров гораздо больше: почти наверняка у многих из вас есть собственные фавориты, о которых мало кто еще помнит. Но мы и не собирались составлять их исчерпывающий перечень, а просто хотели лишний раз напомнить, что полезно иногда бывает поинтересоваться, что происходит за пределами высокополигонального мейнстрима. Потому что там временами творятся самые интересные вещи.

Смотрите также
Destiny 2 на PC и другие онлайн-события марта
Фичер
Destiny 2 на PC и другие онлайн-события марта
Все, что мы знаем про Total War: Warhammer 2
Фичер
Все, что мы знаем про Total War: Warhammer 2
Игры, которые не оправдали ожиданий
Фичер
Игры, которые не оправдали ожиданий
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться