В синем море, в белой пене

Андрей Поповцев (редакция)

Мы решили напомнить, что происходит за пределами мира сверхвысокобюджетных, кинематографических и невероятно раскрученных игровых мегаблокбастеров

В современной игровой индустрии бал правят маркетинговые бюджеты и хайп. Если ты не покупаешь стенд на Е3 и не тратишь на его оформление дикие миллионы долларов, то тебя вроде как и не существует. Все больше интереса у публики вызывает инди, но все же дать знать о том, что ты есть и тоже умеешь развлекать, независимым разработчикам сложнее. Тем более, что, сколько не рассусоливай про «игры это искусство» и «графика — не главное», люди в массе все же предпочитают простое и броское сложному и глубокому. Особенно — если глубокое выглядит как гадкий утенок.

Мы решили вспомнить четыре отменных игры — из ближайшего прошлого и начала 2000-х — которые запросто дадут фору большинству хорошо известных вам блокбастеров, но о которых большая часть наших читателей, скорее всего, даже не слышала. А если где-то случайно видела, то в ужасе отпрянула и постаралась забыть. И очень зря.

SpaceChem

Понять, что на самом деле представляет собой SpaceChem, полюбовавшись на трехминутный ролик или на пачку скриншотов, невозможно. Поэтому вышедшая аккурат 1 января 2011 года игра стала лучшим новогодним подарком, на который не обратил внимания никто, кроме профильной прессы и инди-фанатов. Любоваться тут особенно не на что: черно-белое поле, какие-то непонятные кружочки красного и синего цветов, раздражающее мельтешение на экране. К тому же, чтобы разобраться, что вообще происходит, необходимо, о боже мой! — немного подумать.

Так сходу и не поймешь, игра это или какое-то особо продвинутое учебное пособие по неорганической химии

Основа геймплея — визуальный язык программирования, при помощи которого вы управляете двумя захватами: прокладываете им маршруты внутри футуристических реакторов и помещаете в ключевые точки шарики с «командами», которые выполняются, когда по ним проезжает захват одного с командой цвета. Захватить молекулу, разорвать атомные связи, создать новые.

Все это было бы невыносимо скучно, если бы не один момент: SpaceChem требует не догадливости, как большинство головоломок, а творческого подхода. Практически ни у одной задачи в игре нет единственного верного решения — вы сами придумываете, каким именно способом будет разобрана очередная молекула и создано новое вещество. Благодаря этому, SpaceChem дарит очень необычные, свежие ощущения: с другими головоломками она соотносится примерно как Deus Ex с шутерами от первого лица. Вроде и похоже, но находится на совершенно другом уровне развития.

To the Moon

To the Moon — последний (так и хочется сказать «крайний», чтоб не сглазить) проект небольшой канадской студии Freebird. Это простая и очень взрослая история, рассказанная в формате интерактивной новеллы. Двое ученых приезжают в дом к умирающему старику. Их позвали, чтобы перед смертью исполнить последнюю волю покойного: имплантировать ему новые воспоминания, в которых он стал астронавтом и слетал на Луну. Чтобы выполнить заказ, ученым необходимо погрузиться как можно глубже в воспоминания клиента, и это их путешествие «вперед в прошлое» в общем-то и составляет основу игры. Начав путь в недавнем прошлом, мы наблюдаем обычную человеческую жизнь на обратной перемотке: старик превращается в зрелого мужчину, теряет любимую жену, строит дом, играет свадьбу, идет в школу…

В To the Moon нет сражений, мутантов, заговоров и злодеев: она скорее напоминает фильм типа «Вечного сияния чистого разума», чем компьютерную игру

В процессе между игроком и находящимся в глубокой коме персонажем возникает такая крепкая эмоциональная связь, какую редко встретишь в видеоигре. В первую очередь это происходит, благодаря невероятно качественным диалогам, персонажам и сценарию в целом. Именно — невероятно, иначе и не скажешь, потому что когда начинаешь оценивать качество письма, естественность языка, умение быть одновременно смешным и серьезным, то выясняется вдруг, что предводитель Freebird — сценарист, композитор и саунд-дизайнер Кан Гао — с потрясающей легкостью кладет на лопатки высокобюджетных «конкурентов». Mass Effect? Не смешите. Dragon Age? Побойтесь бога. «Ведьмак 2»? Это все детский сад по сравнению с To the Moon.

Если в мире есть справедливость, то на Кана очень скоро обратит пристальное внимание какая-нибудь крупная компания, а вы сейчас же купите и пройдете To the Moon. Много времени это у вас не займет, но поверьте — если вы не бесчувственный чурбан и вам больше 18 лет, эти 4-5 часов останутся у вас в памяти как одно из самых ярких игровых впечатлений года.

theHunter

theHunter — удивительный проект. Ожидаемо неспешный (такой уж жанр) симулятор охоты моментально погружает в свою особую атмосферу. Вокруг тихо шелестит лес, вдалеке — на лугу — торчит опора ЛЭП, под ногами хрустят веточки, шуршит трава. Вдруг откуда-то из чащи доносится трубный рев, переходящий во что-то среднее между скрипом несмазанной двери и свинячьим визгом. Наладонник фиксирует примерное местоположение источника звука и подсказывает: олень Рузвельта, самец.

Беспечная прогулка в лесу немедленно превращается в стелс-шутер. Вы уже не гордо вышагиваете, а крадетесь, одним глазом высматривая в траве следы, а другим — шевеление в кустах. Поминутно останавливаясь, прислушиваясь и припадая к земле, вы взбираетесь на очередной холм и, наконец, видите — внизу, в долине: вот они. Небольшое стадо — два самца и несколько самок, щиплют травку, периодически поднимая головы, чтобы оглядеться.

Вы припадаете к оптике, целитесь… гремит выстрел, стадо снимается с места. Черт! Неужели мимо? Наплевав на осторожность, вы буквально скатываетесь с холма, добегаете до места, где стоял рогатый в момент выстрела. На земле алеют брызги крови. Ранен! Значит есть еще шанс! Еще минут десять уходит на то, чтобы найти подранка. Тот лежит в траве, молча следя за вами своими огромными глазами. Закинув винтовку за спину, достаете револьвер. Прости. Еще один выстрел оглушает вас, и красавец-олень наконец отправляется на тот свет.

Но есть еще койоты, фазаны, лоси, медведи… Короче, всех не перестреляете

Описать напряжение, которое ощущаешь во время такой охоты — от поиска цели до фотографирования добычи (theHunter — это еще и своеобразная охотничья социалка, где можно продемонстрировать особо удачные добытые образцы) — практически невозможно. Сравнить это, наверное, можно с хорошим хоррором, который давит атмосферой, только здесь вместо страха испытываешь какое-то радостное возбуждение.

Поражает и необычное сочетание простоты геймплея (а разобраться во всем действительно совсем не сложно) с глубиной и какой-то внутренней честностью. Тут даже к добыче относишься по-особенному, с уважением и даже некоторой жалостью: когда не удается завалить цель с первого выстрела, инстинктивно стискиваешь зубы, потому что «мучается же, бедняга». О том, что речь идет о ненастоящих животных, приходится иногда специально себе напоминать.

Geneforge

Где-то в параллельном мире существует могущественный орден ваятелей: людей, познавших тайну жизни и научившихся создавать живые существа буквально из ничего — силой мысли. В один прекрасный день юный послушник ордены отправляется в новую академию, где ему предстоит продолжить долгое обучение. Но в пути происходит несчастье: на яхту (тоже, кстати, живое существо) нападает неопознанный корабль, послушник спасается буквально чудом, и его выбрасывает на берег Сухии — запретного острова, куда закрыт доступ и обычным смертным, и членам ордена. Так начинается длинная — состоящая аж из пяти частей — сага, которая называется Geneforge.

Многие игроки узнали о Geneforge совсем недавно, когда сериал был одним большим куском опубликован в Steam — спустя около 10 лет после оригинального релиза. Недостаток общественного внимания к этим играм в первую очередь, конечно же, обусловлен непривлекательной... нет, попросту уродливой графикой: даже по меркам 2001-го года, когда первая часть саги вышла на Маках (релиз на PC состоялся лишь в 2002-м).

Да что мы рассказываем — поглядите лучше сами. Еще скажете, что мы были слишком благосклонны

А меж тем, это отличная ролевая игра, в которой есть все, что надо, кроме симпатичной картинки. Проработанный мир? На месте: остров Сухия, где обитают невесть как обретшие разум создания ваятелей, прописан немногим хуже провинции Скайрим в одноименной игре или радиоактивной пустоши в Fallout. Оригинальная боевая система и геймплей? И это имеется: одна из ключевых особенностей Geneforge — возможность из воздуха создать собственную армию беспрекословно подчиняющихся вам мутантов. Нелинейность? Сколько угодно: в первой части, например, около 12 концовок, а уже прямо в описании игры разработчики без обиняков признаются, что в Geneforge можно не бороться с главным злодеем, а присоединиться к нему. Так что, если вы без ума от качественно, с фантазией сконструированных RPG, и как раз не знаете, чем заняться, может быть вам прямая дорога на Сухию — плодить чудищ и распутывать заговоры.

Это, конечно, далеко не все. Хорошо забытых или просто незамеченных широкой публикой шедевров гораздо больше: почти наверняка у многих из вас есть собственные фавориты, о которых мало кто еще помнит. Но мы и не собирались составлять их исчерпывающий перечень, а просто хотели лишний раз напомнить, что полезно иногда бывает поинтересоваться, что происходит за пределами высокополигонального мейнстрима. Потому что там временами творятся самые интересные вещи.

Смотрите также
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Фичер
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться