The Boston Major 2016 Перейти

Четыре мифа о пиратстве

Антон Калгин (пользователь)

Как различаются по качеству «пиратка» и «лицензия»? Чем пиратство отличается от воровства? Почему скачивают пиратские версии и убъёт ли пиратство игровую индустрию? Ответы на эти вопросы — в статье

Джонни лежал на кровати и изучал руководство к «Только Ты Можешь Спасти Человечество».

Он еще смутно помнил время, когда к играм прилагались инструкции вроде «< — движение влево, > — движение вправо, „огонь“ — клавиша стрельбы».

Теперь об игре нужно было прочитывать целую брошюру, торжественно именуемую «Легендой». Отчасти это была антихолодцовая мера.

Где-то в Америке кто-то решил, что заставить игру задавать каверзные вопросики вроде «введите первое слово из строки 23 на странице 19 руководства» и в случае неправильного ответа включать перезапуск — великая хитрость. Они определенно слыхом не слыхали про ксерокс в конторе у Холодцова папаши.

Т. Пратчетт «Только ты можешь спасти человечество».

Компьютерное пиратство – явление, достаточно редко описываемое с положительной стороны в официальных СМИ. Оно и понятно – большинство СМИ являются дочерними компаниями крупных медиа-холдингов, которые либо сами являются «собственниками» тех или иных торговых марок, либо поддерживают с ними партнёрские отношения. В данной статье мы намеренно не будем обсуждать философскую обоснованность\необоснованность понятия «интеллектуальной собственности», а просто разберём четыре главных мифа, которые наиболее часто повторяются в СМИ, когда речь заходит о пиратах.

Миф первый. Пиратский продукт по качеству хуже, чем лицензионная копия.

У данного мифа несколько корней. Самый глубокий из них уходит в эпоху аналоговой записи ещё пластинок и аудиокассет. В отличие от цифровой, аналоговую запись невозможно скопировать без потери качества. Дело в том, что аналоговая запись (грампластинка, магнитная лента) копируется путём воспроизведения оригинала и записи этого воспроизведения на новый носитель. Самым качественным оригиналом, в данном случае, является студийная запись на профессиональном оборудовании, она-то и копируется на лицензионный носитель. А с лицензионного носителя уже идёт копирование на носитель пиратский.

Но цифровое копирование — это дублирование правильной последовательности единиц и нулей, и если только не произойдёт сбой оборудования, копия получается идеальной. Соответственно, с этой позиции критика уже невозможна.

Второй корень, напрямую связанный с видеоиграми – недостаток места на CD. До того как DVD стали доступны по цене широким массам, чтобы сэкономить место, пираты вырезали часть музыки или видеозаставок, дабы игра уместилась на один CD. Метод почти перестал применяться с появлением DVD и совсем сошёл на нет с распространением широкополосного интернета и P2P-сетей. А значит и с этой позиции критиковать качество пиратской продукции уже невозможно.

Ещё один корень – методы взлома игр. Широко распространено мнение, что пиратскую копию невозможно пропатчить, что сам процесс первого запуска пиратской игры занимает массу времени и усилий, что игра работает нестабильно, и часто «падает».

Но дело в том, что обладатели лицензионных копий также страдают от аналогичной (а, возможно, и большей) проблемы. Имя ей – DRM. Системы DRM официально считаются средством борьбы с пиратством. На самом деле, головной боли от них не меньше, а иногда и больше, чем от программ-взломщиков. Так, например, печально известный DRM от Ubisoft «радовал» обладателей лицензионного Assassin’s Creed 2, регулярными «вылетами» в главное меню посреди миссии и радостным сообщением «Сервер занят, повторите попытку позже». Игроки в Diablo III получили выросшую до уровня отдельного интернет-мема ошибку 37. В России же издатели нередко полагаются на систему StarForce, работоспособность ранних версий которой сильно зависела от модели и технического состояния привода оптических дисков, что сильно осложняло жизнь обладателям подержанных приводов. Не меньше «порадовала» отечественных игроков и несовместимость ранних версий StarForce с 6.х версиями ядра ОС Windows (Vista, Seven). Ну а обязательная интернет-регистрация уже стала почти стандартом.

Как работает DRM

При этом главную свою задачу – борьбу с пиратством, DRM выполняют или очень плохо, или вообще не выполняют. В то время как пираты уже давно практикуют распространение игр в формате «Re-Pack». Re-Pack – это установочный пакет, содержащий в себе уже взломанную игру. Устанавливается такая игра несколькими щелчками мыши и никаких «танцев с бубном» не требует. А значит, пиратская копия – более удобна, чем лицензия.

Миф второй. Причина пиратства – нежелание платить.

Часто встречающийся аргумент в беседах о пиратстве – страсть к «халяве». Говоря литературным языком, желания получить товар бесплатно, а не платить за него деньги. На самом деле причин здесь может быть несколько. Самая первая из них – нежелание переплачивать.

Обратимся к математике: По данным на 2012 год средняя зарплата в Германии — 3900$, в Швеции 3400$, в Италии 3000$, а в США – 4100$. В России средняя зарплата за тот же 2012 составляет 22900 рублей в месяц или около 760$. (Отметим, справедливости ради, что подоходный налог в вышеупомянутых странах выше, чем в России). Но нас интересует не это.

Стоимость лицензионной игры в США – 60$, в европейских странах – 60 Евро (около 80$). А теперь подсчитаем, как соотносится стоимость игры со средней заплатой. Итак: Германия: 1/48,75; Швеция: 1/42,5; Италия: 1/37,5 и США: 1/68. Среднее соотношение в результате будет приблизительно равно 1/49. Делим 22900 на 49 и получаем 467. Лицензионная игра для ПК стоит в среднем в 1,5-2 раза дороже, а на консоли так и в три-пять раз.

А ведь 22900 руб. это средняя зарплата по всей России. В разных федеральных округах эта сумма очень сильно различается. Так в Приволжском ФО за лицензию на ПК переплачивают в 1,7-3 раза, на консоли в 4,5-7,4 раза. В Сибирском ФО переплата будет составлять 1,5-2,5 раза для ПК и 3,8-6,3 раза для консолей. Кто не верит, может подсчитать самостоятельно.

Стоит ли удивляться, что при настолько завышенных ценах многие отдают предпочтение пиратам? Предвидя вопрос: «А знает ли средний российский гражданин, что он переплачивает такую сумму?», — сразу можно ответить, что точных цифр российский геймер, может быть и не назовёт, но сравнить цену игры со своей зарплатой вполне может. Пользователи консолей же достаточно хорошо ориентируются в ценах западного рынка, чтобы знать, и что консольные игры в России продаются по той же цене, что и в Западной Европе, и что средняя зарплата в Западной Европе – выше российской. (На другой логично ожидаемый вопрос на тему «зарплат как в Европе» автор статьи отсылает вопрошающих к публикациям экономиста Михаила Хазина).

Подведя черту под вышесказанным, повторим: самая распространённая причина выбора в пользу пиратского продукта в России – неадекватно завышенная цена. Помимо этого, в пользу пиратского продукта делают выбор те, кто:

А) Идейно не признаёт «интеллектуальную собственность». Вопреки расхожему мнению это не «оправдание тяги к халяве», а осознано сделанный выбор в пользу той или иной философии, отвергающей право собственности на продукт интеллектуального труда. Ведь мысль или идею невозможно продать, а ограничение в распространении знания ведёт к его гибели. Да и само понятие собственности подразумевает отчуждаемость – что невозможно сделать с нематериальным знанием.

Б) Те, кто не имеют возможности получить лицензионную копию некоего товара. Так, например, желающие поиграть в Su-27 Flanker версии 1.0 или 1.5 будут вынуждены скачать пиратскую копию, ведь лицензия уже давно не продаётся в магазинах. Также стоит упомянуть неосмотрительность издателей в цифровом распространении кинопродукции. Когда появились лицензионные сервисы, позволяющие скачивать лицензионные фильмы на ПК, эта ниша уже давно и прочно была занята пиратами. Да и сейчас подобные сервисы часто ограничены в возможностях, предлагая просмотр онлайн, без возможности сохранения фильма на жёстком диске.

В) Люди, не имеющие финансовой возможности приобретать лицензионный продукт. (При приведении данного аргумента обделённые интеллектом личности выдают реплики в духе: «Нищеброды! Если нет денег, то и не трогай!» Подобные субъекты достойны только жалости. Деньги приходят и уходят, а глупость не лечится). Так, к примеру, один из необходимых для современного инженера или архитектора инструментов – программа AutoCAD стоит в районе 37000 рублей. Как уже говорилось выше, средняя зарплата в России 22900 рублей. Для полноценной работы с AutoCAD крайне рекомендуется мощный компьютер, который сам по себе стоит немалых денег. Зарплата молодого специалиста обычно ниже средней (да и работу нужно ещё найти). В такой ситуации пиратство – единственный разумный выход.

Миф третий: Пиратство — это воровство.

Любимый аргумент всех противников пиратства. Не имеет с реальностью ничего общего. Продвигаемый «правообладателями» тезис является банальной подменой понятий.

Начнём с простого факта: воровство означает насильственное отчуждение некоего предмета у его собственника. Говоря простым языком, если что-то украли, то в одном месте этой вещи не стало, а в другом она появилась. Нелицензионное копирование кражей быть не может, поскольку отчуждения собственности не происходит. Создаётся ещё одна копия, независимая от существования оригинала. Противники же пиратства «кражей» называют недополученную прибыль. Здесь-то и кроется обман. Дело в том, что нет абсолютно никакой гарантии, что человек, купивший пиратскую версию, купил бы версию лицензионную.

Старое, но верное наглядное пособие

Приведём пример. Ситуация А: человек, имеющий возможность скачать пиратскую копию, увидел в витрине магазина диск с игрой ценой в 999 рублей. Посмотрел на него, подумал: «Ну и цена, я её лучше скачаю». Пошёл домой и скачал игру. Ситуация Б: человек, не имеющий возможности скачать пиратскую копию, увидел в витрине диск с игрой ценой в 999 рублей. Посмотрел на него, подумал: «Ну и цена, оно мне надо за такие деньги?» Повернулся и ушёл. И в первом случае и во втором, компания-«правообладатель» получит ровно одну и ту же прибыль – 0 рублей, 00 копеек.

Гигантские же суммы «убытков», которые якобы терпят «правообладатели» почти всегда оказываются откровенно надуманными. Так, подавая в суд на администрацию сайта AllofMP3.com, американская организация по защите «интеллектуальной собственности» RIAA оценила «ущерб» от каждой скачанной копии песни в 150000$. Напишем прописью, чтобы не осталось сомнений, сто пятьдесят тысяч долларов за одну песню. Сумма, естественно, получилась астрономическая, но с недополученной прибылью (а не с убытками, как стремится убедить всех RIAA) не имеющая ничего общего.

South Park о «страшных убытках»

Итак, поскольку недополученная прибыль не только не является кражей, но даже не может быть реально рассчитана, можно с уверенностью сказать, что любые обвинения пользователей и распространителей пиратского продукта в воровстве – абсолютно беспочвенны.

Миф четвёртый: Пиратство убивает игровую индустрию\игровую ПК индустрию.

В эпиграф данной статьи вынесены строки из книги Терри Пратчетта «Только ты можешь спасти человечество» изданной в 1992м году. Прошло уже более двадцати лет с момента появления как игровой индустрии, так и пиратов, а предсказанной гибели сей индустрии так и не наступило. Пиратство также долго и упорно «убивало» музыкальную, кино- и прочие индустрии, оборот которых и сейчас исчисляется миллиардами долларов.

Каков реальный объём недополученной прибыли сказать невозможно, мы уже рассмотрели выше, каким образом «подсчитываются» суммы «ущерба». А вот суммы годового дохода игровой индустрии найти значительно проще. И можно лично убедиться в том, что за последние пять лет оборот вырос вдвое, несмотря на «убивающее индустрию» пиратство.

Один пират и индустрия хлеба

Впрочем, некоторое падение продаж действительно есть – среди коробочных изданий игр. Но здесь дело вовсе не в пиратстве, а росте роли цифровой модели распространения, которая для многих более удобна, нежели покупка физических носителей с игрой.

Так, что и «гибель индустрии» — миф.

Напоследок, ещё один интересный факт. Когда в 1849 г. в парламенте Великобритании рассматривался закон об организации публичных библиотек. Ярыми противниками этого закона выступили монополисты-книгопечатники. Они аргументировали свою позицию тем, что если будут созданы публичные библиотеки, в которых можно читать бесплатно, то ни один автор не сможет заработать на жизнь и новые книги не будут писаться. (Знакомая песня, не так ли?) Закон о публичных библиотеках был принят в 1850 году. Книги успешно печатаются и по сей день.

Смотрите также
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться