Четыре смертных греха

bee_dee (пользователь)

Экспрессивно об игровых СМИ и их пороках

Игровая журналистика давно уже стала чем-то обыденным, чем-то повседневным и частью жизни многих из нас. На протяжении многих лет эта скромная ветвь средств массовой информации искала своё место и свой формат, а также формировала мнение о себе и своих представителях. Говорить о достоинствах игрожура не стоит свеч — они сами по себе очевидны и не нуждаются в упоминании, но что насчёт стереотипных грешков, которыми объята эта кухня? Давайте немного порассуждаем об извечных спорах отраслевого закулисья и попытаемся определиться с занимаемой стороной.

Есть замечательная цитата из прошлогоднего оскаровского лауреата «Бёрдмэн»: «Критиком становится тот, кто не способен созидать». Суть её поверхностна, разве что на самом деле проблема имеет чуть больше граней. Богатый опыт отнюдь не приводит к апатии и отсутствию творческого полёта мысли, но к профессиональной деформации, благодаря чему журналисты постоянно бросаются в сравнения и подсознательно видят за каждым элементом набор цифр, характеристик, наброски для будущей статей. Тщательный анализ заставляет расщеплять проект на тысячи деталей, заглянуть под каждый камень – сплошная математика, не иначе.

При этом, едва ли наступит такое стечение обстоятельств, при котором творчество не будет вызывать эмоций вовсе. Однако же существует довольно реалистичный сценарий, в котором журналист берется за вполне себе неплохую игру, но, закончив её, обходится сдержанными комплиментами, ставит семерку и рекомендует без особого восторга. Потому что на самом деле он видел это уже очень, очень много раз. И это отнюдь не забавная байка, но притча во языцех, вы наверняка вспомните известного в широких кругах журналиста, визитной карточкой которого стал разнос в пух и прах высокорейтинговых ААА-проектов.

С каждой секундой нашей жизни мы получаем информацию, каждый бит уменьшает наше незнание о мире ровно вдвое. Так как создатель, к величайшему сожалению, не снабдил нас функцией «развидеть», «отучиться» от полученного знания, мы берём на себя риск однажды перестать чему-либо удивляться. Поэтому, этот грешок – не совсем и грешок. Скорее, эдакий врождённый порок.

Этот полумифический порок основывается на стереотипе о взяточничестве журналистов. Многие об этом говорят, немногих в этом обвиняют и уже точно никто в этом не признаётся. Реальные подозрения уступают громогласным и беспочвенным обвинениям со стороны, ведь любое крупное СМИ подвергается таким нападкам в среднем по пятьсот раз на дню, если мнение редакции и конкретно взятых пользователей, упаси бог, не совпали.

Впрочем, о том, что порок этот полностью надуман, говорить не приходится, особенно когда речь заходит о российской игровой журналистике. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что отечественные журналисты находятся в очень специфических отношениях с издателями, не смутит и то, что многие из них тесно общаются, дружат и вообще вместе ездят на пикники в уикенд. «Чистота показаний» в виде рецензий и обзоров, таким образом, уже является в некотором роде небеспристрастной. Надо ли говорить, что «журналисту-правдорубу» в такой ситуации уже будет тяжелее вливаться в коллектив и получать «добро» на крупные мероприятия – истина издателю друг, но «10 из 10» дороже. Впрочем, резко отрицательный отзыв в адрес крупной игры вообще рискует не получить публикации.

Пожалуй, самый знаменитый прецедент случился с великолепной отечественной игрой Lada Racing Club, когда парочка очень популярных печатных изданий рассыпались в похвалах продукту, достойному оценки где-то в районе нуля. Впредь игрожур действует аккуратнее – но осадочек остался.

Впрочем, курить фимиам тем или иным проектам можно даже и не за бабло: иногда это происходит на волне эдакой "причастности к великому", когда выход игры за рамки сам по себе приравнивается к шедевральности и ни йотой меньше. Расцвет инди-игр подарил нам множество уникальных проектов, подарил нам смелость в выборе актуальных тем. Но ещё он подарил нам кучу разговоров о переоценённости. Стоит оговориться, что критиковать инди как жанр здесь не пытаются. Однако я, как и многие другие, имею право возмутиться, когда на одну полку СМИ ставят игры, вклад которых в игровую культуру несоизмерим. Крайне благосклонное восприятие зачастую снисходит просто потому, что такие игры выставляются как произведения искусства, уникальный взгляд, нетривиальный подход и глубина поднятой темы. Это даёт свой результат: в конце концов, про Braid, Bastion, Journey или Limbo наверняка будут вспоминать и через десять лет. Но вспомнят ли про Valiant Hearts, Apotheon, Gone Home?

Имеет смысл извечный общественный диспут: не стоит ли инди-игры оценивать по совершенно отдельной шкале, нежели ААА-блокбастеры? Где провести грань? Каждый сам ответит на этот вопрос для себя; на мой взгляд, стоило бы повысить объективизацию оценок и не стесняться судить об играх в широком диапазоне, чтобы «пятёрки» были нормой и никого не смущали, а «девятка» — нечто, что выстреливает всего один раз в году («десятка» — раз в десять лет!). Но когда игра на один вечер получает практически высшую оценку, потому что «это совершенно новый игровой опыт и просто эстетическое удовольствие», а где-то рядом масштабный мастхэв, плод многомесячных страданий сотен людей, получает даже не равный балл, а немного ниже – потому что «не удалось совсем избежать опасных багов» — в мире грустит один котик.

А ещё журналисты стали считать своих читателей за идиотов. Вы не могли не заметить, как всё чаще нас балуют кричащими названиями статей, обилием визуального контента, и при том всё реже изысканным стилем текста, смысловой нагрузкой, общим количеством знаков (чем меньше, тем больше вероятность, что потенциальный читатель доберётся до конца). Топы! Топы заняли нишевое положение и вообще олицетворяют всеобщую победу формата над содержанием – ведь неважно, будь то «10 игр где есть красный прицел» или «100 самых красивых девушек в играх», главное, что всё упорядочено лежит по полочкам и красиво приправлено картинками.

Есть в этом доля правды и даже грамотное следование трендам. Возможно, некоторые издания просто боятся потерять зрителя, подкинув им пищу для ума, а возможно, просто не хотят напрягаться. Так или иначе, всецело перекладывать вину на СМИ нельзя: их аудитория в массе своей уже давно не отличается особой искушённостью, а журналистика в самом общем смысле этого слова потихоньку метаморфирует в нескончаемую войну ярких заголовков и манипуляцию жадной до пикантных подробностей толпой. Да вот только с другой стороны, не существует на свете профессии лучше, чтобы самостоятельно ВОСПИТЫВАТЬ массы людей, пробудить в них ту самую искушённость, а также принципиальность и давно уже не требуемое от читателей/зрителей умение думать.

Автор текста не категоричен в своих суждениях относительно большинства упоминаемых пунктов и допускает погрешность в сторону индивидуальности каждого человека/издания.

Смотрите также
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Фичер
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться