Четыре смертных греха

bee_dee (пользователь)

Экспрессивно об игровых СМИ и их пороках

Игровая журналистика давно уже стала чем-то обыденным, чем-то повседневным и частью жизни многих из нас. На протяжении многих лет эта скромная ветвь средств массовой информации искала своё место и свой формат, а также формировала мнение о себе и своих представителях. Говорить о достоинствах игрожура не стоит свеч — они сами по себе очевидны и не нуждаются в упоминании, но что насчёт стереотипных грешков, которыми объята эта кухня? Давайте немного порассуждаем об извечных спорах отраслевого закулисья и попытаемся определиться с занимаемой стороной.

Есть замечательная цитата из прошлогоднего оскаровского лауреата «Бёрдмэн»: «Критиком становится тот, кто не способен созидать». Суть её поверхностна, разве что на самом деле проблема имеет чуть больше граней. Богатый опыт отнюдь не приводит к апатии и отсутствию творческого полёта мысли, но к профессиональной деформации, благодаря чему журналисты постоянно бросаются в сравнения и подсознательно видят за каждым элементом набор цифр, характеристик, наброски для будущей статей. Тщательный анализ заставляет расщеплять проект на тысячи деталей, заглянуть под каждый камень – сплошная математика, не иначе.

При этом, едва ли наступит такое стечение обстоятельств, при котором творчество не будет вызывать эмоций вовсе. Однако же существует довольно реалистичный сценарий, в котором журналист берется за вполне себе неплохую игру, но, закончив её, обходится сдержанными комплиментами, ставит семерку и рекомендует без особого восторга. Потому что на самом деле он видел это уже очень, очень много раз. И это отнюдь не забавная байка, но притча во языцех, вы наверняка вспомните известного в широких кругах журналиста, визитной карточкой которого стал разнос в пух и прах высокорейтинговых ААА-проектов.

С каждой секундой нашей жизни мы получаем информацию, каждый бит уменьшает наше незнание о мире ровно вдвое. Так как создатель, к величайшему сожалению, не снабдил нас функцией «развидеть», «отучиться» от полученного знания, мы берём на себя риск однажды перестать чему-либо удивляться. Поэтому, этот грешок – не совсем и грешок. Скорее, эдакий врождённый порок.

Этот полумифический порок основывается на стереотипе о взяточничестве журналистов. Многие об этом говорят, немногих в этом обвиняют и уже точно никто в этом не признаётся. Реальные подозрения уступают громогласным и беспочвенным обвинениям со стороны, ведь любое крупное СМИ подвергается таким нападкам в среднем по пятьсот раз на дню, если мнение редакции и конкретно взятых пользователей, упаси бог, не совпали.

Впрочем, о том, что порок этот полностью надуман, говорить не приходится, особенно когда речь заходит о российской игровой журналистике. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что отечественные журналисты находятся в очень специфических отношениях с издателями, не смутит и то, что многие из них тесно общаются, дружат и вообще вместе ездят на пикники в уикенд. «Чистота показаний» в виде рецензий и обзоров, таким образом, уже является в некотором роде небеспристрастной. Надо ли говорить, что «журналисту-правдорубу» в такой ситуации уже будет тяжелее вливаться в коллектив и получать «добро» на крупные мероприятия – истина издателю друг, но «10 из 10» дороже. Впрочем, резко отрицательный отзыв в адрес крупной игры вообще рискует не получить публикации.

Пожалуй, самый знаменитый прецедент случился с великолепной отечественной игрой Lada Racing Club, когда парочка очень популярных печатных изданий рассыпались в похвалах продукту, достойному оценки где-то в районе нуля. Впредь игрожур действует аккуратнее – но осадочек остался.

Впрочем, курить фимиам тем или иным проектам можно даже и не за бабло: иногда это происходит на волне эдакой "причастности к великому", когда выход игры за рамки сам по себе приравнивается к шедевральности и ни йотой меньше. Расцвет инди-игр подарил нам множество уникальных проектов, подарил нам смелость в выборе актуальных тем. Но ещё он подарил нам кучу разговоров о переоценённости. Стоит оговориться, что критиковать инди как жанр здесь не пытаются. Однако я, как и многие другие, имею право возмутиться, когда на одну полку СМИ ставят игры, вклад которых в игровую культуру несоизмерим. Крайне благосклонное восприятие зачастую снисходит просто потому, что такие игры выставляются как произведения искусства, уникальный взгляд, нетривиальный подход и глубина поднятой темы. Это даёт свой результат: в конце концов, про Braid, Bastion, Journey или Limbo наверняка будут вспоминать и через десять лет. Но вспомнят ли про Valiant Hearts, Apotheon, Gone Home?

Имеет смысл извечный общественный диспут: не стоит ли инди-игры оценивать по совершенно отдельной шкале, нежели ААА-блокбастеры? Где провести грань? Каждый сам ответит на этот вопрос для себя; на мой взгляд, стоило бы повысить объективизацию оценок и не стесняться судить об играх в широком диапазоне, чтобы «пятёрки» были нормой и никого не смущали, а «девятка» — нечто, что выстреливает всего один раз в году («десятка» — раз в десять лет!). Но когда игра на один вечер получает практически высшую оценку, потому что «это совершенно новый игровой опыт и просто эстетическое удовольствие», а где-то рядом масштабный мастхэв, плод многомесячных страданий сотен людей, получает даже не равный балл, а немного ниже – потому что «не удалось совсем избежать опасных багов» — в мире грустит один котик.

А ещё журналисты стали считать своих читателей за идиотов. Вы не могли не заметить, как всё чаще нас балуют кричащими названиями статей, обилием визуального контента, и при том всё реже изысканным стилем текста, смысловой нагрузкой, общим количеством знаков (чем меньше, тем больше вероятность, что потенциальный читатель доберётся до конца). Топы! Топы заняли нишевое положение и вообще олицетворяют всеобщую победу формата над содержанием – ведь неважно, будь то «10 игр где есть красный прицел» или «100 самых красивых девушек в играх», главное, что всё упорядочено лежит по полочкам и красиво приправлено картинками.

Есть в этом доля правды и даже грамотное следование трендам. Возможно, некоторые издания просто боятся потерять зрителя, подкинув им пищу для ума, а возможно, просто не хотят напрягаться. Так или иначе, всецело перекладывать вину на СМИ нельзя: их аудитория в массе своей уже давно не отличается особой искушённостью, а журналистика в самом общем смысле этого слова потихоньку метаморфирует в нескончаемую войну ярких заголовков и манипуляцию жадной до пикантных подробностей толпой. Да вот только с другой стороны, не существует на свете профессии лучше, чтобы самостоятельно ВОСПИТЫВАТЬ массы людей, пробудить в них ту самую искушённость, а также принципиальность и давно уже не требуемое от читателей/зрителей умение думать.

Автор текста не категоричен в своих суждениях относительно большинства упоминаемых пунктов и допускает погрешность в сторону индивидуальности каждого человека/издания.

Смотрите также
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Главные уроки EVE: Valkyrie
Фичер
Главные уроки EVE: Valkyrie
Лучшие бесплатные шутеры, где можно поиграть за русских
Фичер
Лучшие бесплатные шутеры, где можно поиграть за русских
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться