The Boston Major 2016 Перейти

Чьи идеи заимствует Pokemon Go

Александр Крыков (редакция)

Вспоминаем игры, совместившие виртуальную реальность и реальный мир до того, как это сделала Pokemon GO

Западный мир сходит с ума по Pokemon GO, и наши соотечественники не отстают. Так, аналитики МТС считают, что только в Москве и Московской области игрой увлечены 180 тысяч человек, — и это при том, что новинка до сих пор официально не вышла в России, Глядя на это всеобщее помешательство, можно подумать, что в игре есть что-то принципиально новое, чего раньше никто не делал. Но сенсационному успеху Pokemon GO предшествовало немало других попыток создать популярную игру с дополненной реальностью. Некоторые геймдизайнеры уже успели пожаловаться в cоциальных сетях на то, что их идеи были ничуть не хуже. Тем не менее, рынок (и мозги игроков) взорвала именно Pokemon GO от студии Niantic и издателя The Pokemon Company — компании, треть которой принадлежит Nintendo.

Разработчики Invizimals поспешили заявить, что их игра вышла гораздо раньше Pokemon GO

Сама Nintendo прежде не раз экспериментировала с дополненной реальностью. В комплект портативной консоли 3DS, вышедшей в 2011 году, входят специальные карточки. Когда рассматриваешь их через камеру приставки, на экране отображается виртуальная картинка, спроецированная на реальные предметы. Карточки нужны для предустановленных мини-развлечений и открывают мелкие бонусы в некоторых играх. Кроме того, на всех 3DS предустановлена игра Face Raiders, позволяющая расстреливать лица реальных людей, попавших в поле зрения камеры. Назвать эти простенькие эксперименты успешными язык не повернётся, но в Японии для 3DS выходили и более интересные AR-игры, вроде боевика E.X. Troopers, сюжетно связанного с серией шутеров Lost Planet. А уж доступную во всём мире и разрешающую рассматривать покемонов со всех сторон Pokedex 3D Pro и вовсе можно назвать одной из предшественниц Pokemon GO.

Но Nintendo — далеко не единственная компания, попробовавшая совместить AR и консоли. Владельцы портативных PlayStation уже с 2009 года могут ловить виртуальных монстров в играх серии Invizimals. Правда, не особо горят желанием. Поначалу многих останавливало то, что для участия в AR-охоте придется докупать камеру для PSP за отдельные деньги. А затем успеху новых выпусков Invizimals помешала низкая популярность PS Vita в западных странах. Сказалось, конечно, и то, что персонажи совершенно новой игры не слишком-то интересовали потенциальную аудиторию — это не покемоны, про которых все на свете наслышаны с детства.

Но на консоли PS Vita есть и другие неплохие игры с поддержкой AR: так, Table Ice Hockey позволяет устроить виртуальный хоккейный матч на столе в гостиной, а певичка из Hatsune Miku: Project DIVA F станцует хоть на кроватях у поклонников. Для любителей же головоломок выпустили непростую, но довольно-таки увлекательную PulzAR с лучами виртуальных лазеров.

Консоли Xbox в сочетании с камерами Kinect и вовсе как будто созданы именно для дополненной реальности. Однако, помимо горстки мелких проектов, всё ограничилось лишь безумными кроликами из Rabbids: Alive & Kicking. А сейчас о Kinect и вовсе почти ничего не слышно.

Зато владеющее правами на Rabbids издательство Ubisoft про AR-технологии не забыло и после громкого успеха Pokemon GO тут же заявило о разработке новой игры с дополненной реальностью. А ещё дополненная реальность упоминается в ролевой вселенной Cyberpunk, на основе которой делают свою новую игру разработчики трилогии The Witcher.

Экспериментируют с AR-играми и разработчики приложений для мобильных устройств. Несколько лет назад определённых успехов смогли добиться CamGun (2012) и SpecTrek (2010): первая была похожа на Face Raiders, но позволяла использовать самое разное оружие, от винтовки до лазерного меча, а вторая и вовсе была посвящена отслеживанию призраков через GPS и их последующей ловле при помощи камеры — прямо как в Pokemon GO! Да и задействующее GPS приложение ZombieRun (2012) вполне можно было увидеть на мобильном у знакомых: игроки действительно выбирали маршруты для прогулок так, чтобы не стать жертвой виртуальных зомби, жаждущих полакомиться их мозгом. Более того, развлекательные приложения, учитывавшие местонахождение пользователя на карте (Mogi, I Love Bees и пр.) существовали и более десяти лет назад, но тогда смартфоны не были особо распространены.

Впрочем, вы не большой поклонник мобильных игр, то вряд ли слышали про CamGun и SpecTrec. То ли дело Ingress, которая при поддержке Google вышла сначала на Android в 2012 году, а затем в 2014 — на iOS. Поклонники Ingress делятся на две воюющие за контроль над всей планетой фракции и постоянно участвуют в крупномасштабных битвах за виртуальные порталы, размещенные в реальном мире. Уже в прошлом году в Ingress активно играли более 7 миллионов человек, которые время от времени собирались в большие группы и отправлялись отбивать очередной портал не только в другие города, но даже в близлежащие страны. До размахов покемонобезумия дело не дошло, но и Москва, и Петербург, и Киев не раз становились ареной жарких виртуальных баталий. Впрочем, Ingress интересна не только боями: перемещаясь в реальном мире, поклонники могут украшать игровые карты городов изображениями удивительных существ и фантастических конструкций, занимаясь, таким образом, совместным творчеством.

Так в Ingress развлекаются перед Новым Годом

Именно Ingress легла в основу Pokemon GO, созданной той же студией Niantic, но уже при поддержке The Pokemon Company. В игре про покемонов противостояние между фракциями пока что представлено в простейшем виде, и каждый играет скорее сам за себя. Ingress же умеет сплотить поклонников в невероятно прочные сообщества. По сути, Pokemon GO пока что похожа на урезанную и плохо оптимизированную версию той же Ingress, и за это новинку регулярно и справедливо критикуют. Но десяткам миллионов поклонников Pokemon GO нет до этих недостатков дела, да и в будущем разработчики обязательно будут развивать игру и добавлять в неё новые возможности и новых покемонов.

Успех Pokemon GO — не заслуга передовых технологий. Игра использует уже проверенные годами наработки и понятна самой широкой аудитории. Именно по такому рецепту — взять старые технологии и сделать на их основе популярный развлекательный продукт — Nintendo создавала и ту же NES, и Game Boy, и Wii. Хотя компания не участвует в выпуске Pokemon GO напрямую, принесший ей успех подход сработал и тут. Pokemon GO вернула в игры моду на AR и благодаря ей мы наверняка увидим в самом ближайшем будущем не только сто миллионов китайских клонов покемонов, но и действительно оригинальные разработки, задействующие дополненную реальность, о которой многие стали забывать на волне VR-эйфории.

Смотрите также
Хроника покемоньего безумия: Франция попросила убрать редких покемонов из школ
Фичер
Хроника покемоньего безумия: Франция попросила убрать редких покемонов из школ
Ingress: игра, ради которой люди летают на Чукотку
Фичер
Ingress: игра, ради которой люди летают на Чукотку
Vikings: Wolves of Midgard
Превью
Vikings: Wolves of Midgard
Самые сложные современные игры
Фичер
Самые сложные современные игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться