The Boston Major 2016 Перейти

China Joy 2012: Китайские радости

Александр Кузьменко (редакция)

Мы вернулись с крупнейшей игровой выставки в Азии, шанхайской China Joy 2012, где попытались понять, в чем же радость жизни простого китайского геймера

Как и все восточные народы, китайцы очень любят песни и танцы. Для неподготовленного человека главная китайская игровая выставка со стороны выглядит как слет деятелей Болливуда. Каждый сантиметр современного выставочного центра в Шанхае ухает басами, сверкает салютами и истекает пахучим человеческим потом. Вокруг — ярмарка великой китайской радости: как в диком азиатском травести-шоу, она отстукивает ритм на гигантских каблуках, жеманно корчится, то и дело меняя костюмы, пошитые с фантазией провинциального секс-шопа, громко и страстно поет, каждую секунду излучая вокруг мириады флюидов пошловатого, но оптимистичного и неизменно цепляющего восточного эротизма.

Это China Joy, старейшая игровая выставка в Азии, но если вы попробуете поискать о ней информацию на любом европейском языке, то обнаружите криво переведенную новость в газете Shanghai Times или цитату из единственного английского пресс-релиза на форуме «Гуанчжоуский экспат». Едва ли вы найдете что-то существенное. Главная миссия China Joy — показать всему миру (и в первую очередь — самим себе), что в играх Китай уже давно впереди планеты всей.

Основная причина, по которой на China Joy ежегодно приезжают десятки тысяч молодых китайцев — конечно же, новые игры

Организаторы шоу — не какие-то там абстрактные капиталистические игрокорпорации, а Министерство образования КНР, Коммунистический союз молодежи КНР (китайский «комсомол»), специальный комитет при ЦК КПК по делам будущих поколений и еще с десяток государственных организаций и ведомств с такими же внушительными названиями. Вполне объяснимо, почему China Joy за десять лет проведения и даже после получения статуса «крупнейшей в Азии игровыставки» практически не освещается в западной прессе.

Мы, впрочем, тоже чужие на этом празднике жизни. На журналиста из любого не-азиатского издания у стойки регистрации прессы на China Joy 2012 смотрят, как на белого медведя в пустыне: со смесью любопытства, сочувствия и искреннего непонимания, что бедный лаовай здесь вообще забыл. Все пять человек на регистрации вряд ли распознали из пары моих английских фраз что-то кроме слов «media» и «ok». Впрочем, жаловаться на ущемление свободы слова в коммунистическом Китае не приходится: аккредитацию выдали за каких-то пять минут.

Песни, пляски и косплей — важная часть досуга современного китайца

China Joy 2012 проходит в современном шанхайском выставочном центре, на фоне стоэтажных гостиниц, многополосных автомобильных развязок и целого леса телебашен и небоскребов, почти каждый из которых в свое время считался «самым высоким в мире». Гуляя среди элитных бутиков, фирменных магазинов Apple Store и через мутные от влаги очки глядя на победивший шанхайский коммунизм, подсознательно ждешь чуда. Но его, к сожалению, так и не происходит. При всем своем удивительном умении скопировать западную форму, с содержанием у китайцев по-прежнему трудности.

Проход к главному входу главной игровой выставки в главном хайтековском экспо-центре Китая обязательно будет организован через задние дворы и помойки. Полчаса плестись в преющей толпе, наряженой в национальные костюмы династии Цун и персонажей из «Наруто» под злым сорокаградусным солнцем — «это же два удовольствия сразу: гулять и предвкушать!» Надпись на английском языке «NO EXIT» на смотровой площадке самого высокого небоскреба будет непременно выбита в мраморе с тремя грамматическими ошибками. И так ведь понятно, что тут умничать — надо объект быстрее сдавать! Ну а в играх...

Китайская выставка без кунг-фу — как «Игромир» без теплой водки

Не подумайте плохого, мы вовсе не хотим принизить достижения китайской игроиндустрии, которая каждый год продолжает наращивать обороты и оставаться законодателем ММО-моды. Еще пару лет назад только из Китая шли все самые актуальные и прогрессивные тренды. В конце концов, именно в этой стране впервые была успешно реализована модель «условно-бесплатных» ММО, не требующих покупки игры в коробке и ежемесячной подписки. Победив пиратство в самом его логове, Китай задал моду, которая стремительно разошлась по всему миру и за какие-то годы до неузнаваемости изменила игровую индустрию.

Ключевые бои национального чемпионата по League of Legends собирали нешуточные толпы любопытных

На первый взгляд, мотивация тысяч людей, пришедших с утра постоять в очереди на открытии China Joy, точно та же, что и у посетителей какого-нибудь «Игромира». Точнее, мотивации две: шоу и халява. Но! Американцы и европейцы на своих игровыставках обычно пытаются сохранить какую-то видимость «правил». Для того, чтобы получить какой-нибудь просто незаменимый в хозяйстве сувенир с логотипом, нужно участвовать в конкурсах, состязаться в играх, наконец, хотя бы просто проявлять любопытство. В Китае истинный смысл подобных мероприятий поняли уже давно, поэтому возле каждого крупного стенда на China Joy вьются гигантские петли очередей за халявой.

Очередь за «лутом» — зачастую единственный аттракцион, который предлагают посетителям большинство участников выставки. Отстоял — молодец, вот тебе ластик с котиком и наклейка с артистом Вон Хунем в прикиде из «Троецарствия». Конкурсы и турниры, справедливости ради, на выставке тоже проводятся в изобилии, но не вызывают такого сильного ажиотажа (если, конечно, это не финал китайского национального чемпионата по League of Legends).

Китайцы весьма скептически оценивают перспективы PS3 в своей стране

Тот набор из ценностей и установок, которыми оперирует современный китайский геймер, чтобы решить, что для него «круто», а что не очень, не имеет ничего общего с «чувством прекрасного» среднего европейского человека. Китаец очень любит и ценит национальные традиции. Практически любому привычному нам игровому сеттингу (фентези, фантастика, всевозможные сценарии конца света и т.д.) он всегда предпочтет что-то свое, родное. Крупная китайская игровая компания, начиная продвигать очередной народный хит, в первую очередь будет думать не о тонком позиционировании и разных сегментах аудитории, а о том, какую бы местную «звезду» телеэкрана сделать лицом рекламной кампании.

Китайский геймер-гик — редкая порода, на China Joy они обычно кучкуются у стенда Magic: The Gathering

Если новую ММО по «Сражающимся царствам» не опекает какой-нибудь Вон Хунь, звезда сериалов, значит игра — так себе (то, что вчера Вон Хунь играл только в местных аналогах «Ментов», мало кого интересует). Подобная логика вполне характерна для современного молодого китайца, мышление которого до безобразия засорено локальными медийными штампами. И если в «западной» игроиндустрии привлечение селебрити к рекламе игр — скорее оригинальный рекламный ход, в Азии без их услуг не обходится даже Blizzard. Наконец, еще один интересный момент: все китайские актеры обязательно умеют петь и к моменту премьеры игры в местных чартах появляется новый хит Вон Хуня — «Пусть в наших царствах расцветает тысяча цветов».

Если отвлечься и попытаться переложить весь внутренний посыл, который заложен в китайском понимании слова «круто» на наши культурные рельсы, то получится что, скажем, «Аллоды Онлайн» в России обязательно должна продвигать Жанна Фриске в кокошнике под ремикс патриотической песни «Катюша».

«Айпады», да и вообще любая продукция Apple, вызывают у китайцев неподдельное умиление

По China Joy, толкаясь в холлах и спасаясь от нестерпимой духоты, ходят два совершенно разных Китая, буквально две параллельные вселенные. У жителей первого Китая есть «айфоны» и «айпады». Они с удовольствием толпятся на стендах Sony, осторожно щупают Playstation Vita и недоверчиво крутят в руках PS Move. Это представители современного китайского поколения, «не знавшего бедности», дети успешных родителей. Они играют в «серьезные» клиентские ММО, для которых как минимум нужен недешевый домашний компьютер, или на консолях. Большинство из них пришло постоять в очереди на розыгрыш доступа в местный закрытый бета-тест Mists of Pandaria — подписочных игр в Китае мало, и играют в них только состоятельные китайцы.

В это трудно поверить, но и Electronic Arts, и Blizzard вполне уютно чувствовали себя на китайской выставке среди «Фень-юнов» и усатых драконов

Второй Китай, который пришел на China Joy — Китай Настоящий. Тот, который играет в очередную версию ZT или Feng Yun, игр, мало понятных европейцам, но страшно популярных в Азии. Вот, например, Люй Сунь — типичный строитель типичного Шанхайского небоскреба-рекордсмена. Три года назад он приехал из провинции и зарабатывает не то чтобы много. Однако Люй — мудрый и прилежный работник, поэтому он не тратит деньги на «Мао-таевку» (жуткое сорокаградусное рисовое пойло, которое продается в местных супермаркетах по $6 за пятилитровую канистру), а культурно почти каждый вечер проводит в компьютерном клубе, играя в Feng Yun 6. Люй Сунь не слишком много понимает в играх, но очень любит Feng Yun, потому что туда его пригласил земляк со стройки, облицовщик Ван Цзы. Люй вначале не понимал, что это такое — ММО, но окончательно сдался, когда узнал что там есть некий «клан», и в нем уже состоят знакомый слесарь Вэй Цзинбяо, сам прораб Го Яньцуань и даже луноликая Ю Чжан из бухгалтерии!..

По местным представлениям, костюм с национальным колоритом даже обыкновенную девушку моментально превращает в супермодель

Это еще одна, весьма пикантная, но крайне актуальная тема для современного Китая, где за все годы капитализма так и не произошло сексуальной революции, и ситуация после десятилетий программы ограничения рождаемости сложилась необычная. По сегодняшней китайской статистике «на десять девчонок» приходится 12, а то и 15 ребят. Неудивительно, что, попадая на China Joy, современный китайский геймер натуральным образом теряет голову. В былые годы, на лос-анджелесской Е3 или московском «Игромире» тоже не было дефицита в красивом женском теле, но это не идет ни в какое сравнение с блестящим и агрессивным сексуальным буйством China Joy 2012.

Что и как продвигали на выставке барышни в банных кимоно, для меня осталось загадкой

Для взрослого, но еще не совсем состоявшегося китайца онлайновая игра — зачастую единственный способ познакомиться или пофлиртовать с ровесницами или просто представительницами противоположного пола. Удивительное дело, но в Китае большинство народных ММО в первую очередь стали популярны как «службы знакомств», однако не совсем в нашем понимании. Если в остальных странах подобные сервисы в основном нужны, чтобы потом «познакомиться в жизни» с симпатичным тебе человеком, то китайцы используют огромные социальные возможности местных игр для вполне невинного, но повального любовного эскапизма.

Стандартный набор мерчендайза любой азиатской игровыставки бойко разлетался и на China Joy

Для миллионов игроков в китайские ММО, рассредоточенных по тысячам компьютерных клубов этой огромной страны, подарить девушке виртуальный цветок или сыграть с ней виртуальную свадьбу — единственный доступный способ «нормально» пообщаться с противоположным полом. Подобная ситуация в китайском обществе выливается на China Joy в какой-то безумный карнавал плоти. Количество стендовых девушек, к месту и без, в костюмах, и без, в тему, и без темы, переходит все разумные рамки. Вполне естественно, что «дорвавшиеся» китайские геймеры в такой обстановке практически полностью теряют волю и гигантскими стаями вьются с фотоаппаратами возле каждой первой девушки с проволочными кроличьими ушами.

Геральт из Ривии, похоже, ошибся игрой, выставкой, страной, да и вообще...

China Joy в этом смысле дает наглядный урок азиатского маркетинга всем предпринимателям: хотите продвинуть в Китае свой бренд — поставьте на фоне вашего логотипа красивую девушку. Чем красивее девушка, тем меньше смысла заморачиваться с костюмом — достаточно кружевных чулок или какого-нибудь особо глубокого выреза в боевом кованом корсете. Секса, осмысленного или нет, на главной азиатской выставке оказалось так много, что мы в какой-то момент даже начали забывать, что вообще-то приехали сюда за играми.

Догадаться, что эти девушки рекламируют The Sims, можно далеко не с первой попытки

Чтобы стать популярной ММО в сегодняшнем Китае нужно соблюдать несколько условий — запускаться на всем, быть предельно автоматизированной (Люй Сунь платит в клубе по часам, ему некогда бродить по игровой зоне в поисках неявно обозначенного квеста!) и иметь все мыслимые социальные функции, которые только можно представить. И возможность нести виртуальную возлюбленную на руках, или умчаться с ней на белом коне навстречу алому закату — далеко не на последнем месте в списке просто жизненно необходимых «фич» народной китайской ММО.

Остерегайтесь подделок: выбирая настоящую китайскую электронику, ты выбираешь качество!

Как и любое традиционное общество, современные китайцы очень любят и оберегают свои традиции, даже недавно обретенные. Но если еще пять лет назад они диктовали моду мировой игровой индустрии, то их сегодняшние онлайн-игры практически не отличаются от игр вчерашних. В качестве новых «фишек» подаются «шейдеры» и «прозрачная вода», то есть о каких-то новых идеях или инновационных механиках речи не идет даже близко.

Монетизационные модели отработаны годами, и большие аналитические отделы игровых компаний настолько хорошо овладели искусством доната, что стабильно повышают приход юаней в каждый новый квартал. Люй Сунь доволен. У него полно возможностей дарить виртуальные подарки и оказывать знаки внимания луноликой Ю из бухгалтерии за каких-то пару долларов в месяц — так зачем что-то ломать? Что-нибудь не так нареформируешь, уйдет Люй из компьютерного клуба, и останется ему после стройки по вечерам только «Мао-таевка» вместо культурного досуга. В этом есть своя правда и логика, понятная не только деятелям китайской игроиндустрии.

Мудрый Кун-Цзы, на Западе больше известный как Конфуций, однажды сказал: «Достойный человек не идет по следам других людей». Эта фраза китайского философа очень точно передает всю пропасть, разделяющую наши ментальности. Китайцы учатся только на личном опыте, год за годом строя свою, ни на что не похожую игроиндустрию и не обращая внимания на суетный Запад. В Китае уже давно придуман план строительства всеобщего счастья, но нас он, как обычно, не касается.

******************************************************************

Хотите быть в курсе всех самых интересных публикаций? Подписывайтесь на нас:

В Facebook

В Вконтакте

В Twitter

Смотрите также
Лучшие игры сентября 2016
Фичер
Лучшие игры сентября 2016
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Фичер
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Голосуй за будущее Revelation
Фичер
Голосуй за будущее Revelation
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться