Что это было: скандал с платными модами в Steam

Максим Еремеев (редакция)

Волна ненависти в интернете, угрозы расправы над авторами платных модификаций к Skyrim, объяснения Гейба Ньюэлла, а также что все это говорит о нас с вами

Один из рецептов успеха Valve — постоянно пробовать новые бизнес-модели. Компанию, которая начинала как обычный игровой разработчик, сейчас уместнее ставить в один ряд с Sony, Microsoft и Nintendo. Благодаря дару предвидения, Valve фактически удалось захватить монополию на рынке PC-игр. Конкуренты вынуждены пробавляться ретро-релизами (как GOG.com) или делать основной упор на собственные проекты (как Origin или Uplay). Но догнать Steam им это уже не поможет.

Исторически сложилось, что одним из главных полигонов для экспериментов Valve были моды. Counter-Strike и Dota 2, самые, пожалуй, успешные проекты компании, начинались как пользовательские модификации к чужим играм. Поэтому к моддерам в Valve относятся со вполне объяснимой теплотой. Так что, когда компания объявила, что создатели модов для Skyrim смогут продавать свои работы за деньги, это выглядело вполне логично.

Duel — Combat Realism. Мод с говорящим названием изменяет механику сражений, заставляя игроков действовать значительно аккуратнее и активнее пользоваться щитом

Когда позже Гейб Ньюэлл объяснял, зачем вообще все это было задумано, читать его рассказ было даже как-то странно — настолько очевидными казались все доводы. Модификации — важный элемент современного игрового ландшафта на PC и одна из вещей, которые делают эту платформу по-настоящему уникальной. Многие игры здесь могут похвастаться завидным долголетием не в последнюю очередь потому, что сами фанаты продолжают их расширять, дополнять и улучшать, подчас превращая их в нечто совершенно новое и неожиданное.

Это серьезный труд, и было бы крайне неплохо, если бы увлеченные моддингом люди могли превратить хобби в настоящую профессию. Игровой индустрии это принесло бы немалую пользу хотя бы потому, что некоторые из моддеров в обозримом будущем вполне сумели бы выйти на качественно новый уровень и начать создавать что-то свое. Тем не менее, сразу после анонса платных модов выяснилось, что мягко говоря, не все согласны с этими аргументами.

Реакция на нововведения в Steam оказалась резко негативной. Игровой интернет буквально взорвался гневными комментариями. Гейбу пришлось объяснять публике (без особого успеха) очевидные, казалось бы, вещи. Его попытались поддержать даже издатели Skyrim, но сетевая общественность была непреклонна. Саму Valve и разработчиков игры, которым должен был отчисляться серьезный процент выручки от продажи модов, обвинили в жажде наживы.

На форумах обсуждали апокалиптические сценарии: Steam Workshop, под завязку набитый низкокачественными модами, чьи создатели мечтают лишь срубить с бедных, наивных игроков побольше бабла. Под петицией с требованием отключить возможность продажи модификаций к Skyrim в рекордные сроки образовалось сто тридцать с лишним тысяч подписей. И Valve сломалась. Проконсультировавшись с Bethesda, компания приняла решение выполнить все требования недовольных новым функционалом игроков.

Moonpath to Elsweyr. Позволяет исследовать несколько абсолютно новых регионов, расположенных в Элсвейре, на родине хаджитов. Также содержит новых врагов, квесты и кучу другого уникального контента

В принципе, история и без того вышла крайне некрасивая, но очень скоро начали выясняться новые, еще более уродливые детали. Оказывается, истерикой, направленной против Valve и Bethesda, дело не ограничилось. Моддеры, те самые люди, которые продлевают жизнь нашим любимым играм, рассказали, что успели получить за это время множество крайне неприятных посланий и даже угроз физической расправы. Смешнее и трагичнее всего то, что отдельные особенно одаренные борцы за халяву обвинили создателей модов в том, что они «уничтожают игровой мир».

Тут остается только развести руками. В интернете вообще и игровом сообществе в частности всегда очень сильна была любовь ко всему бесплатному. «На торрентах скачаю», «жалко болванку тратить», «разрабы решили срубить бабла по-легкому» — любое из этих и множества других трагически инфантильных высказываний можно было бы начертать на гербе среднестатистического PC-игрока. Особенно актуально это у нас, в России. В последнее время эти настроения вроде бы начали постепенно сходить на нет, но игровое коммьюнити, будто закодировавшийся алкоголик, только и ждет случая развязаться и взяться за старое, а попытки сделать среду, в которой мы все живем и развлекаемся, более цивилизованной, воспринимает как угрозу своему законному праву не платить за развлечения ни копейки и еще поплевывать снисходительно на людей, помогающих ему не умереть со скуки.

Falskaar. Добавляет в игру большой новый регион с собственными приключениями. По утверждениям разработчика, на прохождение Falskaar нужно более 20 часов

К тому, что подобным образом выстроены отношения между игроками и профессиональными разработчиками, все уже успели привыкнуть, но в истории с моддерами уродливость такого подхода высветилась по-новому, особенно ярко. Жертвами интернет-гопников стали не только крупные студии, но и люди, которые тратят свое личное время на то, чтобы сделать мир немножко лучше и разнообразнее. Они получили достаточно четкое послание: занимайтесь, чем занимаетесь, но даже не думайте о том, чтобы получить какую-то отдачу, кроме эмоциональной. Не посягайте на нашу халяву! Вы можете сколько угодно лезть из кожи вон, сочиняя и реализовывая новые модификации, но для нас вы все равно никто, и мы не только сами никогда не заплатим вам ни копейки, но и никому не позволим это сделать, продолжая бесплатно пользоваться результатами вашего труда! Искренне ваши, поклонники видеоигр.

Большой трагедии, в принципе, не произошло. Армия моддеров после этого случая вряд ли сильно поредеет. Модификации будут продолжать выходить. И, может быть, то, чего пыталась добиться Valve, в итоге произойдет само собой, каким-то более органичным путем. Но обидно все-таки, что игроки как сообщество в очередной раз проявили себя инфантильными, жадными и жестокими детьми. После этого любая статистика о потребителях видеоигр, в которой они изображаются взрослыми и успешными людьми, воспринимается с усмешкой. Какая разница, сколько тебе лет по паспорту, если ты все равно ведешь себя как пятнадцатилетний троечник?

Смотрите также
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Фичер
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться