Что случилось с японскими ролевыми играми?

Наталья Одинцова (редакция)

Почему японские RPG перестали удивлять игроков и что необходимо жанру, чтобы вернуть себе былую славу

Каждый год кто-нибудь заводит разговор о том, что японские RPG умерли. В ответ ему напоминают о уже вышедших и готовящихся высокобюджетных релизах — от Final Fantasy XV и Xenoblade Chronicles X до Persona 5 и Ni no Kuni 2. Но дело не в количестве — и сейчас, выскребая из углов совсем бюджетные игры, вроде серии Atelier от Gust, можно набрать достаточно длинный список. Когда люди жалуются на смерть японских RPG, в действительности они жалуются на то, что японские RPG перестали их удивлять. Почему так произошло?

Конечно, фантазия у японцев не иссякла — достаточно вспомнить Dark Souls, которая выглядит настолько неяпонской и непохожей на Final Fantasy, что о ее происхождении часто забывают, или нетипичную для жанра Nier: Automata — с прелюбодействующими роботами и совершенно безумными сражениями (особенно для тех, кто не играл в Bayonetta). А вот традиционные RPG — те, которые раньше казались необычными и оригинальными — удивлять перестали.

Nier: Automata

С одной стороны, исчезло восхищение технической составляющей. Высокобюджетные игры в разработке стоят все дороже,а среднестатистическая японская RPG сегодня сделана за копейки, и это все сложнее замаскировать художественным стилем. Все равно что-нибудь да выдаст: некрасивые текстуры и пустые пространства в Star Ocean V или совсем уж крошечный Токио из Tokyo Mirage Sessions, который собран буквально из пары миниатюрных улиц и выглядит еще меньше провинциального городка Инаба из Persona 4 (PS2). Сейчас быть трехмерной игрой со скромным бюджетом, когда вокруг все равняются на Grand Theft Auto 5, — совсем не то же самое, что быть красивой спрайтовой игрой на PS One, когда вокруг тебя сплошь раннее 3D.

Из-за возросших затрат на разработку число крупных проектов сокращается. Например, даже в 2000-е у нишевого издательства Atlus регулярно выходили самые разные игры — и со школьным сеттингом (Persona 3), и научная фантастика (Digital Devil Saga), и космогонический миф (Shin Megami Tensei III), и экскурс в альтернативную историю с примесью мистики (Devil Summoner: Kuzunoha Raidou). Все они были полноценными релизами для PS2. Но теперь у Atlus из крупных игр есть только высокобюджетная Persona 5 и недавно анонсированная Shin Megami Tensei для Switch. Выбор становится меньше, шансы удивиться — тоже.

В Digital Devil Saga 2

Количество «больших» игр жанра сокращается еще и потому, что многие разработчики знаменитых в прошлом ролевых игр ушли на мобильный рынок. Так произошло с Mistwalker — cтудией Хиронобу Сакагути, создателя Final Fantasy. В Mistwalker сделали The Lost Odyssey и Blue Dragon — игры, которые достаточно успешно продавали поклонникам жанра Xbox 360. Но их The Last Story прошла почти незамеченной (особенно в странах, где непопулярна консоль Nintendo Wii), и с 2012 года компания делает сплошь мобилки — Party Wave, Terra Battle. Зрелищные сюжетные ролики с красивыми персонажами, неожиданный выбор места действия, интересная подача сюжета, совершенно другая эстетика по сравнению с западными играми — все это играло на руку японским играм в конце 1990-х и начале 2000-х. Но западные игры с годами научились и роликам, и подаче сюжета. А японские, напротив, как будто замкнулись в себе, попав в ловушку зависимости от собственных поклонников. Фанаты требуют новшеств, но при этом они не хотят, чтобы что-то менялось. Поэтому стоит разработчику пойти на какой-то экстравагантный шаг — например, отказаться от городов, как в Final Fantasy XIII, — его сразу предадут анафеме.

Lost Odyssey

Кроме того, годы идут, поклонники взрослеют, а игры все так же рассчитаны на молодежь. Тем, кто был юн в 1997 году, когда вышла Final Fantasy VII, сейчас не всегда интересны переживания подростков. Но, например, в Tales of в принципе невозможен главный герой с типичными для среднего возраста проблемами. Как объяснили мне разработчики Tales of Berseria, каждая Tales — история о взрослении, и поэтому они обязательно всякий раз делают ключевых героев сравнительно молодыми. Удел тридцатилетних и сорокалетних персонажей — быть верными напарниками, но никак не главными героями. Никто не стремится удерживать повзрослевших поклонников историями, которые были бы им ближе. Круг замкнулся: любые нововведения принимаются аудиторией в штыки, но сама аудитория рано или поздно вырастает из любимых игр.

Впрочем, Final Fantasy XV показала, что даже сейчас аудитории интересны не только совершенно нетипичные для жанра разработки. У пятнадцатой части нашлось немало защитников: долгожданное ощущение грандиозного приключения в привычной для японских RPG эстетике и с должным уровнем исполнения перевесило существенные недочеты сюжета.

Возможно, жанру для возвращения былой славы нужна всего лишь одна высокобюджетная новинка, которой достаточно быть смелой лишь в одном — рассказать серьезную историю для повзрослевших фанатов, которые сейчас смотрят «Игру престолов» и «Черные паруса». Если она преуспеет, лед тронется и жанр оживет. Но это должна быть совершенно новая игра, иначе повторится ситуация с великолепными Breath of Fire V и Final Fantasy XII, которые многие критиковали за слишком радикальный отход от традиций.

Смотрите также
В поисках утраченной сложности
Фичер
В поисках утраченной сложности
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Лучшие неофициальные короткометражки по играм
Фичер
Лучшие неофициальные короткометражки по играм
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться