The Boston Major 2016 Перейти

Что такое время? Это Quantum Break

Алексей Евглевский (пользователь)

«Эйнштейн был прав, время зависит от положения наблюдателя. Под дулом пистолета оно замедляется, мимо проходит вся жизнь, все разочарования»

Макс Пэйн

Спустя пятнадцать лет знаменитый Сэм Лэйк уже не обращается со временем метафорически, а заглядывается на роль древнегреческого божества, играя со временем не хуже голливудских режиссеров. Впрочем, эта игра всегда напоминает баловство ребенка с пылесосом, потому как оставаясь самым обыденным явлением нашей жизни, время все еще представляет для нас неразрешимую и сложную головоломку, собрать которую полностью пока не удалось никому. О том, каких успехов пока добилось человечество, чуть ниже.

Время

Если отправиться в прошлое и спросить древнего человека, что такое время, он вряд ли бы ответил что-то членораздельное или вообще что-нибудь ответил. Тем не менее, выдающиеся умы начинали размышлять об этом с давних времен, отмечая парадоксальность этого явления, как, например, Блаженный Августин: «А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность». Он явно не стоял в очереди в регистратуру, когда болит живот, иначе не говорил бы так про вечность.

В этом отчасти кроется проблема самого понятия времени: мы воспринимаем его по-разному, основываясь на собственных органах чувств, сильно заблуждаясь относительно прошлого, будущего и того момента настоящего, которое ушло или только уходит? Поэтому нужна система отсчета этой субстанции. Мы же не меряем расстояние прыжками в длину, для этого есть линейка. А что есть для времени? Часы? Как они работают? Не в смысле, как шестеренки крутят стрелку внутри причудливого механизма, а с чего вы взяли, что это стрелка верно показывает то, точного значения чего вы даже не знаете? Поэтому для отправной точки использовали самый близкий жизненно важный объект для нашей планеты — Солнце.

Сэм Лэйк пытается остановить время и, кажется, у него это получилось

Местное солнечное время — это ход времени, определяемый положением конкретной части Земной поверхности относительно Солнца. Или, если говорить проще, время для отдельного участка Земли определяется движением тени вокруг воткнутой в землю палки. За неимением лучшего варианта — это и было принято считать временной линейкой, с введением среднего времени по Гринвичу.

Так как солнечный свет распределяется по планете равномерно, а ста тысячами часовых поясов пользоваться не очень удобно, то было решено взять абсолютный ноль для всего остального Земного шара и им стало местное солнечное время Гринвичской королевской лаборатории вблизи Лондона, но только до 1972 года, когда было установлено всемирное координированное время. Оно, как ни странно, тоже основывается на угле вращения Земли, но только по отношению к квазарам — самым удаленным объектам видимой вселенной. А теперь взгляните на часы (если они настроены согласно часовому поясу) и только представьте, что значение, которое они показывают действует благодаря далеким невероятно ярким звездам, находящимся от вас на расстоянии миллионов световых лет.

Так должны выглядеть руки путешественника во времени

Получается, что время зависит от того, где вы находитесь: дома оно одно, а в гостях у приятелей совсем другое, особенно если они живут на другой половине планеты или в соседней спиральной галактике NGC 300. Это не совсем так, поскольку мы зависим от некоторых повторяющихся циклов, например, вращения Земли, а время от него не зависит. Поэтому существует более точный способ определить его ход — атомные часы. С их помощью установили самую стабильную продолжительность секунды, равную 9 192 631 770 периодам излучения атома цезия-133, при переходе его между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния.

Если вы думали, что то, что я только что написал — сложно, тогда мнения физиков о самом времени вам покажется улюлюканьем сумасшедшего из дурдома. Начать с того, что некоторые его просто не признают. Джулиан Барбур — доктор философии, по совместительству занимающийся квантовой физикой — прямо говорит, что все это время — сплошное надувательство, красивая история, которую придумали чтобы дурачить домохозяек на распродажах. На самом деле есть только «Сейчас» — законченные мгновения, которые следуют друг за другом, но сами по себе являются цельными и самостоятельными. Узнать, что это значит (если это вообще кому-то интересно) можно в его книжке «The End of Time», которая на русский к сожалению, или к счастью переведена не была.

Классическая физика придерживается более традиционных представлений, определяя время как некую постоянную и неизменную последовательность событий. Что звучит со всем уж по-детски в сравнении с симметрией сопряженности зарядов, четности и обращения времени, выражающейся в инвариантности одновременного преобразования этих трех переменных. Это не полная бессмыслица, а теорема квантовой теории поля, которая говорит, что существует три составляющих нашего мира: частицы с их зарядами, пространственные координаты и время (тоже со своим знаком). А значит соответственно одному процессу, происходящему с одновременным участием всех трех составляющих может происходить и обратный с заменой всех знаков на противоположные, где античастицы — это те же частицы, но двигающиеся вспять во времени.

Короткий фильм о временных ловушках

Выдохнули? Тогда приготовьтесь слушать дальше. Эйнштейн со своей теорией относительности переиграл всех. Одна из ее основных идей заключается в том, что никаких космических часов нет и нет никакого большого галактического океана с плавным течением в одном направлении, время — это бурный ручеек ускоряющийся на прямых и замедляющийся на поворотах, и под поворотами я имею в виду объекты очень большой массы, как например сверхмассивная черная дыра нашей галактики. Так что время действительно зависит от того, где живут ваши знакомые, но в несколько другом смысле. Представьте себе как соревнуются два бегуна: один — большой тучный толстяк и второй — тощий коротышка. Кто из них побежит быстрее? Очевидно второй. Вот когда мы существуем в обычном пространстве, мы двигаемся как он, только в четвертом измерении, но как только приближаемся к сверхмассивным объектам, то превращаемся в толстяка и остаемся далеко позади этого коротышки, в категориях времени конечно.

Путешествия во времени

Тут мы подобрались к первому парадоксальному способу перемещаться в будущее. Если продолжать аналогию с бегунами, то получится, что за то время, когда коротышка пробежал сто кругов и вновь сравнялся с толстяком, он постареет лет на восемьдесят, а то и девяносто, в то время, как беззаботный обжора все еще останется в самом расцвете сил. Это, кстати, не пустые байки, а экспериментально доказанный факт: ученые из Национального института стандартов и технологий провели простой опыт. Они взяли двое синхронизированных сверхточных атомных часов, о которых говорилось выше, и подняли одни над другими примерно на фут. Измерения показали, что первые (те, что находились вверху) шли быстрее, чем вторые, что значит ваша голова несколько старее, чем ваши ноги. Так что если хотите увидеть, что будет через лет сто, вам осталось, всего то, долететь до первой попавшейся черной дыры.

Пранк с путешественниками во времени

С тем как попасть в будущее понятно, но может ли время свернуться в петлю, вернув мгновения прошлого? В 1970-х некоторые физики начали всерьез интересоваться этим вопросом. Не настолько, чтобы создать машину времени, конечно, но чтобы расширить представления релятивистской теории. Самым спорным дополнением было решение уравнения Эйнштейна австрийским математиком Фридрихом Геделем. Объяснялось оно с помощью светового конуса — некоей упрощенной схемы четырехмерного пространства.

Представьте, что вспышка света — это точка отсчета. Свет распространяется из нее во всех направлениях, образуя некий конус, граница которого и есть скорость света, так как быстрее его ничто двигаться не может. Все объекты с обычной скоростью при этом двигаются по прямой, перпендикулярной основанию конуса. Но как только скорость повышается, прямая отклоняется от перпендикуляра ближе к границам, начиная таким образом поворот. Поворачивая эта прямая в итоге совершает круговой оборот, который выталкивает ее за рамки некоего абстрактного пространства времени и приводит в точку, находящуюся на временной шкале до момента вспышки. Это все равно, что сказать: «Ты бежал так быстро, что пришел последним или, вернее, даже не стартовал». Звучит очень странно, но вот такие они физики. Некоторые из них, среди которых Стивен Хокинг, считают эту теорию ошибочной, последний даже опубликовал гипотезу, которая предполагаемо опровергает эти предполагаемые путешествия во времени.

Вот так примерно выглядит замкнутая временная петля

Хокинг вообще много чего говорит, в том числе о кротовых норах — еще одном предполагаемом способе связать две точки пространственно-временного континуума. На эту тему много кто любит спекулировать, например Кип Торн — консультант сценаристов Интерстеллара, хотя ничего еще не было доказано. Хокинг, утверждает, что червоточины существуют в квантовой пене — мельчайшей среде во вселенной, где постоянно рождаются и коллапсируют, но удержать их в размере пригодном для человека — невозможно. Американский физик Рон Маллет пытается это опровергнуть, создав работающую машину времени. Нет, ей не нужно разгоняться до 88 миль в час, и это даже ненастоящая машина.

Машина времени

Рональд Маллет собрал свою первую машину времени в 11 лет, через год после смерти отца, он хотел вернуться в прошлое, чтобы предупредить его о сердечном приступе. Надеялся ли он при этом, что приступ тогда не случится? Не известно, но после неудачной первой попытки создать работающий прототип настоящей машины времени, Рон решил положить на это всю свою жизнь. Мир узнал о его намерениях только в 2001-ом году, когда он впервые опубликовал свою теорию пространственно-временных путешествий.

Рональд Маллет

Она основывается на работах Эйнштейна и постулирует, что свет может искривлять пространство-время тем же способом, что и гравитация. Закрученный в кольцо свет лазера способен искривлять пространство и время тем же способом, что и черная дыра, но (!) без черной дыры. Звучит, как кофе без кофеина и, наверняка, так же невкусно. Сам Маллет тоже проводит аналогию с чашкой кофе. «Представьте, что чашка — говорит он — символизирует собой пустое пространство. Ложка (он опускает ее в кофе) — это лучи лазера, так же, как и ложка они раскручивают пространство. Бросьте в чашку боб (нейтрон) и он закружится в воронке». На этом аналогия неожиданно заканчивается. Но потом ученый добавляет: «Я боюсь того, как это может работать».

Первый экспериментальный прототип существует уже сейчас в Университете Коннектикута, правда пока он скорее напоминает дорогую настольную лампу, чем машину времени. Рабочую модель физик собирается создать к 2022 году. А пока он занят тем, что пишет мемуары, по которым уже собирается снимать фильм Спайк Ли.

Временные парадоксы

Даже если Рональд Маллет сумеет создать машину времени и переместиться в прошлое, он может столкнуться там с рядом презабавных парадоксов. Один из которых — это парадокс предопределенности. Допустим, чтобы предотвратить событие А, путешественник во времени отправляется в прошлое, то есть совершает событие Б, но тем самым вызывает событие А. Другими словами, представьте, что Рону удалось попасть в прошлое и он пришел к отцу сказать, что прибыл из будущего, чтобы предупредить его о сердечном приступе, от этого у отца останавливается сердце и он умирает. То есть причина прошлого события лежит в будущем и является предопределенной.

Второй парадокс называется петлевым. В этот раз обойдемся без заумных схем с буквами. Просто вообразите, хотя, понимаю, это сложно представить, что Рон не изобрел машину времени, но из будущего явился его правнук, который вдохновился своим отцом, который вдохновился своим отцом, который… и передал ему эту машину, которая достанется ему, этому правнуку, потом в наследство. Или еще лучше: Рон — и есть свой отец! Он вернулся в прошлое, переспал с некоей женщиной, которая в итоге оказалась его матерью, а потом умер от сердечного приступа оттого, что его сын прибыл из будущего предупредить его о сердечном приступе. Откуда в таком случае взялся сам Рон или, в первом примере, машина времени?

Видео о временных парадоксах

Самый известный парадокс — парадокс деда заключается в том, что Рон (раз уж про него начали) прибывает в прошлое и хладнокровно убивает своего дедушку. Но если не будет дедушки, то не будет и Рона (если только он не отец сам себе), а значит, и некому будет убивать дедулю. Что же тогда произойдет? Есть два предполагаемых ответа на этот вопрос: первый — ничего, Рон представит револьвер к голове пятилетнего дедули, нажмет на спусковой крючок, но пистолет не сработает, и что бы Рон не предпринимал, у него не получится убить собственного деда, второй — образуется параллельная вселенная, где Рона никогда и не было, когда он вернется обратно, то просто не обнаружит никаких следов себя и собственной семьи, он будет в параллельной вселенной.

Последний парадокс, о котором я расскажу, будет парадокс Полчински, названный так в честь одного американского физика, его придумавшего. В нем Рон решает не заморачиваться с отцом и просто посылает бильярдный шар в прошлое, но не забавы ради, а чтобы тот столкнулся с ранней версией себя и предотвратил собственное отправление в прошлое. Если это получится, то кто тогда остановит шар? Этот парадокс больше всего волнует физиков, так как о такой возможности перемещения ничего не сказано ни в общей теории относительности Эйнштейна, ни в теории замкнутых временных петлей светового конуса.

Теперь вы понимаете, что время — это вам не игрушки и шутить с ним не стоит, что бы там ни говорил Джек Джойс. Ни в коем случае не возвращайтесь в прошлое, даже чтобы не дать себе съесть испорченную шаурму, а уж тем более спасти кого-то от сердечного приступа, до добра это в любом случае не доведет.

Смотрите также
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Лучший косплей Галактики
Фичер
Лучший косплей Галактики
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Дата выхода

Quantum Break

PC (Windows), Xbox One
8.5
Оценка редакции
Читать рецензию
8.0
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Microsoft
Режимы игры
Одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows), Xbox One)
Системные требования
Минимальные
Intel Core i5-4460, 2.70GHz, RAM 8 GB, NVIDIA GeForce GTX 760 or AMD Radeon R7 260x
Рекомендуемые
Intel Core i7 4790, 4GHz, RAM 16 GB, NVIDIA GeForce GTX 980 Ti or AMD Radeon R9 Fury X
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться