Что Xbox 360 дала игровой индустрии

Сергей Громилин (редакция)

Как сделать шутеры консольным жанром и создать армию охотников за достижениями

Так Xbox 360 рекламировали в Великобритании в 2007 году

20 апреля Microsoft объявила, что прекратила производство Xbox 360. На пенсию пока что самую успешную консоль компании отправили спустя почти 11 лет после запуска. Правда, Xbox 360 так и не стала лидером продаж в своем цикле, уступив в итоге не только Nintendo Wii, но и Playstation 3. Но среди консолей седьмого поколения именно она сильнее всего повлияла на развитие игровой индустрии, сделав стандартом многие вещи, без которых невозможно представить современные приставки. Сегодня мы вспоминаем, откуда взялась мода называть внеигровые награды ачивками, как поклонники шутеров научились любить консоли и другие важные эпизоды из жизни Xbox 360.

Онлайн и Xbox Live

Сегодня поиграть в FIFA и Call of Duty с другом, находящимся на другом конце света, или, не выходя из дома, приобрести новинку в день релиза — обычное дело. Уже начинает казаться, что так было всегда, но онлайн по-настоящему стал доступен на консолях только в прошлом поколении. Конечно, осваивать интернет производители приставок пытались и раньше. Например, Sega пробовала внедрить онлайновые функции в Dreamcast еще в 1999 году, но из-за черепашьей скорости модемного соединения и отсутствия вменяемой сетевой инфраструктуры эти возможности так и остались по большому счету не востребованными.

В Microsoft считали, что за онлайном будущее, еще когда запускали Xbox Live в 2002 году для самой первой Xbox. Но в первой версии сервиса не удалось воплотить все задуманное, и какое-то время он существовал в урезанном варианте. Осуществить смелые планы мешало и то, что доступ к широкополосному интернету тогда был редкостью.

Реклама Xbox 360 для французского рынка

Все изменилось после выпуска Xbox 360 в ноябре 2005 года. К тому времени дела с проникновением скоростного интернета обстояли уже гораздо лучше. Хорошие продажи нового устройства и, как следствие, постоянно расширяющаяся пользовательская база превратили Xbox Live в первый по-настоящему массовый консольный онлайн-сервис. В 2005 году в нем было немногим более двух миллионов участников. Но к 2007 году этот показатель составлял уже восемь миллионов, а к 2010 году в Xbox Live были зарегистрированы более 23 миллионов человек. Многопользовательским шутерам, вроде Call of Duty или Battlefield, которые до этого ассоциировались только с PC, удалось выманить огромную армию консольных игроков из офлайна в онлайн, что навсегда изменило требования к новинкам. Сетевые режимы стали добавлять почти во все разработки, и сегодня чисто сингловые игры выпускают редко.

Мемы и Red Ring of Death

Xbox 360 стала доступна на год раньше PlayStation 3. Но запуск был омрачен технической проблемой, которая обогатила игровой фольклор мемом RROD (Red Ring of Death — Красное кольцо смерти), названным так по аналогии со знакомым любому пользователю Windows синим экраном смерти. Ранние партии Xbox 360 были подвержены сбою, который приводил к зависанию или отключению консоли. При этом три красных светодиода на лицевой стороне устройства начинали мигать, сигнализируя о критической ошибке. Поломка, как правило, была необратимой и консоль превращалась в кирпич. В свою очередь, один из способов кустарного «ремонта» стал мемом сам по себе: включенный Xbox предлагалось завернуть в полотенце, чтобы перекрыть доступ воздуха через вентиляционные отверстия. Это якобы должно было помочь отпаявшимся элементам нагреться и встать на место. Разумеется, в большинстве случаев метод не помогал. В итоге Microsoft пришлось продлить срок гарантии для Xbox 360 из первых партий до 3 лет и заменять дефектные экземпляры.

Достижения

Кто-то не может спокойно спать, пока не выбьет все ачивки, кто-то их принципиально игнорирует, но представить без них современные игры уже невозможно. Система внеигровых наград, призванная поощрять повторные прохождения и создавать дополнительные испытания, была впервые представлена на Xbox 360 и быстро завоевала популярность в игровом мире. Немного позже Valve добавила поддержку достижений в Steam, а в 2008 году Sony внедрила в PSN систему трофеев. Система наград создала дополнительный соревновательный элемент и породила армию охотников за ачивками, посвятивших себя наращиванию рейтинга Gamerscore в XBL или добыванию платиновых трофеев в PSN.

Kinect

На старте систему управления Kinect преподносили как революционное устройство, способное полностью изменить облик игровой индустрии. Технически новинка превосходила конкурентов: в отличие от Nintendo Wii и Playstation Move она не требовала дополнительного пульта. Казуальную аудиторию впечатлила возможность управлять консолью голосом и пассами рук — в первое время продажи Kinect были отличными. Однако заядлые игроки отнеслись к нему скептически. Создатели традиционных игр устройством не заинтересовались, поскольку управление в таких разработках требует большой точности и его сложно адаптировать под команды, отдаваемые посредством сенсора движения. А создатели казуальных игр в то время сосредоточились на быстро растущем мобильном рынке. Kinect их не заинтересовал, потому что его пользовательская база была не сравнима с iOS и Android. В результате список поддерживающих Kinect продуктов для Xbox 360 ограничился горсткой изданных под патронажем Microsoft казуальных игр, самой толковой из которых был танцевальный симулятор Dance Central.

Реклама Xbox 360, которую в Microsoft решили не показывать на телевидении

Цифровая дистрибуция и обновления

Xbox 360 первой из своего поколения избавила пользователей от необходимости вставать с дивана, чтобы приобрести игру. Разумеется, к тому времени подобная услуга не была чем-то диковинным. Возможность скачивать игры в Steam существовала с 2003 года. Sega предпринимала попытки распространять контент по сети в ходе экспериментов по внедрению онлайна в Dreamcast, а на первом поколении Xbox было доступно скачивание DLC. Но настоящее развитие цифры на консолях началось в 2005 году. Сначала Microsoft перезапустила Xbox Live Arcade, интегрировав раздел в интерфейс Xbox Live. Arcade стабильно пополняли казуальными играми и ремейками ретрохитов, что было особенно актуально в ранние годы Xbox 360. В 2006 году Xbox Live начали использовать для продажи дополнений: тогда же стало известно, что на консоли Microsoft будут эксклюзивно доступны два скачиваемых эпизода для Grand Theft Auto 4. А в 2009 году издатели дозрели до продажи в цифре больших игр. Вначале приобретать предлагали хиты, которым к тому времени уже исполнилось несколько лет, — например, первую Mass Effect и Assassin’s Creed, впоследствии стали доступны и свежие релизы. В течение седьмого поколения каждый из игроков консольного рынка обзавелся собственной торговой площадкой в онлайне. Playstation Store был запущен в 2006 году. В тот же год Nintendo запустила магазин на Wii (Wii Shop Channel).

Реклама Xbox 360 в Японии

Цифровая дистрибуция сделала возможным инди-бум последних лет. Благодаря ей независимые геймдизайнеры получили доступ к огромной аудитории и возможность самостоятельно издавать свои игры. Microsoft первым из производителей консолей открыл для инди-разработчиков доступ к своей системе дистрибуции: в 2008 году все желающие получили возможность размещать свои игры в специальном разделе XBLA. В число первых новинок попал Braidплатформер-головоломка, собравший множество престижных наград.

Простота доставки контента породила еще один феномен современной игровой индустрии: бесконечные патчи и апдейты. В прошлом игры выпускались раз и навсегда — после того, как тираж был отпечатан, что-либо исправить было физически невозможно. Подключение консолей к сети развязало разработчикам руки и позволило вносить сколько угодно исправлений в уже выпущенные игры. Есть мнение, что эта возможность развратила производителей и позволила им издавать полуготовые игры. И в это легко поверить, когда видишь, как часто студии выпускают многогигабайтные патчи в день релиза игры.

Сами консоли тоже больше не являются устройствами с навсегда зафиксированными характеристиками. Постоянные обновления прошивки, добавляющие новые функции, давно стали привычным делом. В результате через пару лет после релиза современная консоль имеет мало общего с тем устройством, которым она была в момент запуска. Первый такой глобальный апгрейд программного обеспечения состоялся в 2008 году, когда вышло обновление для Xbox 360, полностью изменившее пользовательский интерфейс консоли.

Реклама Xbox 360 в Индии

Если первая Xbox была скорее пробой сил Microsoft на консольном рынке, чем серьезным соперником для Sony и Nintendo, то Xbox 360 смогла серьезно потеснить конкурентов в лице Wii и Playstation 3. Долгое время консоль от Microsoft даже обгоняла по продажам Playstation 3, принадлежащую к семейству с куда более внушительной историей.

Судя по количеству проданных Xbox One, в обозримом будущем Microsoft вряд ли повторит успех, достигнутый в прошлом поколении консолей. Возможно, Xbox 360 так навсегда и останется вершиной игрового бизнеса компании. А в историю войдет как продукт, который во многом определил облик современной игровой индустрии и задал направление ее развития на годы вперед.

Смотрите также
Игры со временем
Фичер
Игры со временем
Десять лучших игр с Xbox 360, которые теперь доступны на Xbox One
Фичер
Десять лучших игр с Xbox 360, которые теперь доступны на Xbox One
Взрослая жизнь PlayStation 4 и Xbox One
Фичер
Взрослая жизнь PlayStation 4 и Xbox One
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться