Цифровой джаз

Виталий Минеев (пользователь)

О том, кто устроил «неоновый бум» и изменил поп-культуру

Это был далекий 1985, общество в массе своей еще толком не обзавелось компьютерами, а в наших пенатах довольствовались тетрисами да тамагочами. На горизонте событий кинематографа появляется Стивен Лисбергер и превращает малоизвестное «Trace On», в легендарное, громогласное «TRON»*.

Вы наверняка слышали о том, что это был первый в своем роде фильм с использованием такого количества компьютерной графики. Большая его часть была снята на фоне зеленых экранов, т.н. хромакеев, с последующей отрисовкой на компьютере графических фонов. По многим причинам, «Трон» стал своеобразным технологическим прорывом, взяв при этом курс на уникальную стилистику и достаточно необычный сюжет, целиком построенный на представлении о загадочной виртуальной реальности. Это, однако, сыграло с ним злую шутку: многие просто не восприняли чуждую действительности новинку, и вскоре фильм остался чуть ли не в полном забвении.

Впрочем, ни с чем не сравнимый визуальный стиль стал поводом для расхожего цитирования повсеместно. За годы существования он был спародирован во множестве картин, а также «протоптал» дорогу для многих графических изысков.

Но в видеоиграх след был куда заметнее.

Нельзя сказать, что концепция игр, которую предлагал фильм, была абсолютно новой. В основу главной из них — гонки на светоциклах — легла старая добрая «змейка», только с видоизмененными правилами: «хвост» игрока увеличивался перманентно, без подбора бонусов, а самих «змеек» было несколько. Однако изменение было таким принципиальным, что проигнорировать его было невозможно. Так обрел жизнь один из самых популярных на то время аркадных автоматов с одноименым названием «Трон», а вслед за ним стали появляться (и появляются по сей день) многочисленные ремейки. По забавной иронии, даже сама «змейка» в некоторых ее инкарнациях почерпала у своего младшего брата, добавив возможность подрезать «змейку» противника.

Но кроме заимствованной механики, есть достаточно хорошие примеры стилистического заимствования. Так, разработчики игры Darwinia 2005-го года воссоздали свой мир по лекалам той самой Системы: чёткие контуры, резкие геометрические объекты и, конечно же, яркие неоновые цвета. Чтобы подчеркнуть свою связь с фильмом, разработчики даже добавили небольшую пасхалку в виде юнита под названием «Инженер», который в точности скопирован с троновского «Распознавателя».

В меньшей мере, но всё же заметной невооружённому глазу, вдохновение разработчиков перешло и в следующую их игру Defcon. Всё та же схематичность в отображении объектов и ещё больше неоновых цветов на фоне кромешной тьмы.

Многие предполагают, что разработчики музыкальной аркады Audiosurf тоже почерпали из картины подход к графическому оформлению.

И ещё ряд игр со схожей стилисткой.

Слева направо: Frozen synapse, Geometry wars, Art Style: Light Trax, Fotonica

С попыткой не дать миру забыть о существовании фильма «Трон» попытался выступить молодой режиссер Джозеф Косински в своём дебютном проекте »Наследие». Что характерно, до этого Косински снимал только рекламные ролики.

Кадр из рекламы Blackbird Saab. Узнаваемо?

Как ни тяжело признавать, но Косински не «вывел себя за скобки»: подтвердив звание талантливого клипмейкера, он, однако, не очень хорошо показал себя на режиссерском посту. Отсюда заштампованный и слабый на драматизм сюжет, плохо прописанные персонажи... но потрясающий визуально-звуковой ряд, великолепный дизайн и четко выверенная стилистика. Будто бы Косински на отпускные смотался в будущее и вернулся с огромным рюкзаком, набитым вдохновением.

Самым гениальным решением режиссера было пригласить для написания саундтрека знаменитую «электронную парочку» — а Daft punk, словно созданные для того, чтобы их поместили в Систему, сразу же согласились. Смесь электронной музыки с инструментальной настолько удачно вписалась в общую атмосферу картины, что буквально вытянула на себе весь фильм, рисковавший повторить судьбу оригинала.

Но были и другие добродетели на счету Косински: уникальная сама по себе стилистика первой части обросла деталями, миллионами деталей, и теперь виртуальная реальность выглядела просто потрясающе по всем современным меркам, заставляя лелеять несбыточную мечту попасть в неоновый мир.

Пустая внутри, но чертовски привлекательная снаружи конфетка имела гораздо более заметный успех, чем оригинал, и оказала гораздо большее влияние, чем кто-либо мог себе представить.

Влияние «Трона» распространилось далеко за рамки второсортных сопряженных продуктов — неон вошел в моду гораздо прочнее, чем в некогда с появлением NFS: Underground. Кто-то попытался выехать на новых веяниях моды, кто-то по-настоящему вдохновился неповторимой атмосферой – так или иначе, проморгать «неоновый бум» сложно до сих пор.

Одной из самых свежих и самых очевидных отсылок на «Наследие» является игра Saints Row IV; только ленивый не упомянул о сходстве новых «Святых» с фильмом Косински. Например, завязка, в которой герой непреднамеренно попадает в виртуальный мир, точь-в-точь напоминающий родной за исключением некоторых аспектов: всюду странные футуристические постройки, вечная ночь и неон, неон, неон. Но есть и более очевидные намёки, разработчики не стесняются отсылать к первоисточнику.

Некоторые заимствования не так бросаются в глаза. Например, DLC Blood Dragon для Far Cry 3: по большей части, оно отсылает к фантастическим боевикам 80-ых, пародией на которые игра и является. Однако многие сходятся во мнении, что элементы дизайна разработчики всё же подсмотрели.

А бывает и так: на тринадцатом уровне («Дьявольское увлечение») слешера DmC периодически появляются своеобразные дорожки эквалайзера, которые один-в-один напоминают трассеры светоциклов.

Но больше неона богу неона преподнесли разработчики следующих игр, концепции которых целиком и полностью выросли из главного фильма статьи. В 2011-ом ребята, гордо именуемые Nitronic Team (и корень «Tron» в названии уже мягко намекает на источник вдохновения) выпускают игру Nitronic Rush в жанре «сурвайвал драйвинг»: эдакие покатушки на выживание без соперников, но с кучей препятствий на цветастых дорогах. Можно летать, включать ускорение и трюкачить, вращаясь в воздухе.

В основе сюжета – виртуальный мир, который из-за внезапной ошибки подвергся вирусной атаке, и нашу антивирусную машинку посылают исправить ситуацию. Условные добро и зло, как и в фильме, окрашены в синий и красный цвет, соответственно. Кроме общего визуального сходства, игра намекает на «Трон» и аудиально: звук езды машины очень похож на шум светоциклов, а на фоне играет потрясающий саундтрек от электронного коллектива Torcht (который, кстати, в открытом доступе лежит на их сайте). Игра представляет собой отличную возможность самолично окунуться в атмосферу той самой Системы.

А относительно недавно ребята из никому не известной студии Fuzon Designs выпустили игру Tr-Zero. Более дословно, чем «симулятор светоцикла», игру описать сложно. Это действительно самые настоящие гонки на лайтбайках, ближе по духу к фильму вы не встретите нигде. Они отпускают небольшие светящиеся хвосты, ездят по трассам с уровнями и даже возят на себе пилотов с некоторым подобием светодисков на спинах. Оружие, апгрейды, несколько трасс, возможность поменять цвета байка и всего окружения, а также возможность поездить на лайтбайке с видом ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА – всё это, плюс приятная стилизованная музыка. Так как игра пока что существует на стадии альфы, выглядит она несколько сыровато. Но какого фаната это остановит?

В прошлом году всё те же гордо именуемые Nitronic games вновь берутся «игроизировать» «Трон». Но, если Nitronic Rush по стилю был ближе к первой части фильма, то их новое творение Distance весьма точно передало атмосферу «Наследия». Это тьма, это геометрические узоры на дорожках и монохромная цветовая палитра, максимально похожая на то, что вы видели у Косински.

Несмотря на тот же геймплей, что и в их предыдущей игре (и саундтрек, кстати, также написан коллективом Torcht) выглядит, звучит и играется это просто потрясающе. Вы когда-нибудь видели хоррор-уровень в гоночной аркаде? Наслаждайтесь.

Ну и, конечно же, несколько мелких игрушек, которые вряд ли вдохновлялись непосредственно фильмом 2010-го года, но были спровоцированы волной «неонового бума».

Слева направо: escapeVektor, Unpossible, Expulsion

Фильм «Трон» совершил своеобразную революцию в массовой культуре. Его сиквел пришёл и сделал это снова. Оба фильма не снискали огромной славы среди миллионов зрителей. Оба не были лишены множества недостатков, да и их прокатную судьбу сложно считать успешной. Но чего уже никогда не отнять, так это факт, что «Трон» подарил нам целый новый мир, «Систему», фантастическую виртуальную реальность со своими переменными, законами и неповторимой стилистикой. Это цифровой джаз, детка. Это цифровой джаз.

* На старых компьютерах была кнопка «Tron» (Trace On), которая предназначалась для построчного выполнения кода программы. Хотя, на самом деле, создатель фильма Стивен Лисбергер утверждает, что «Tron» – это производная от слова «электрон».

Смотрите также
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Фичер
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться