Цифровой джаз

Виталий Минеев (пользователь)

О том, кто устроил «неоновый бум» и изменил поп-культуру

Это был далекий 1985, общество в массе своей еще толком не обзавелось компьютерами, а в наших пенатах довольствовались тетрисами да тамагочами. На горизонте событий кинематографа появляется Стивен Лисбергер и превращает малоизвестное «Trace On», в легендарное, громогласное «TRON»*.

Вы наверняка слышали о том, что это был первый в своем роде фильм с использованием такого количества компьютерной графики. Большая его часть была снята на фоне зеленых экранов, т.н. хромакеев, с последующей отрисовкой на компьютере графических фонов. По многим причинам, «Трон» стал своеобразным технологическим прорывом, взяв при этом курс на уникальную стилистику и достаточно необычный сюжет, целиком построенный на представлении о загадочной виртуальной реальности. Это, однако, сыграло с ним злую шутку: многие просто не восприняли чуждую действительности новинку, и вскоре фильм остался чуть ли не в полном забвении.

Впрочем, ни с чем не сравнимый визуальный стиль стал поводом для расхожего цитирования повсеместно. За годы существования он был спародирован во множестве картин, а также «протоптал» дорогу для многих графических изысков.

Но в видеоиграх след был куда заметнее.

Нельзя сказать, что концепция игр, которую предлагал фильм, была абсолютно новой. В основу главной из них — гонки на светоциклах — легла старая добрая «змейка», только с видоизмененными правилами: «хвост» игрока увеличивался перманентно, без подбора бонусов, а самих «змеек» было несколько. Однако изменение было таким принципиальным, что проигнорировать его было невозможно. Так обрел жизнь один из самых популярных на то время аркадных автоматов с одноименым названием «Трон», а вслед за ним стали появляться (и появляются по сей день) многочисленные ремейки. По забавной иронии, даже сама «змейка» в некоторых ее инкарнациях почерпала у своего младшего брата, добавив возможность подрезать «змейку» противника.

Но кроме заимствованной механики, есть достаточно хорошие примеры стилистического заимствования. Так, разработчики игры Darwinia 2005-го года воссоздали свой мир по лекалам той самой Системы: чёткие контуры, резкие геометрические объекты и, конечно же, яркие неоновые цвета. Чтобы подчеркнуть свою связь с фильмом, разработчики даже добавили небольшую пасхалку в виде юнита под названием «Инженер», который в точности скопирован с троновского «Распознавателя».

В меньшей мере, но всё же заметной невооружённому глазу, вдохновение разработчиков перешло и в следующую их игру Defcon. Всё та же схематичность в отображении объектов и ещё больше неоновых цветов на фоне кромешной тьмы.

Многие предполагают, что разработчики музыкальной аркады Audiosurf тоже почерпали из картины подход к графическому оформлению.

И ещё ряд игр со схожей стилисткой.

Слева направо: Frozen synapse, Geometry wars, Art Style: Light Trax, Fotonica

С попыткой не дать миру забыть о существовании фильма «Трон» попытался выступить молодой режиссер Джозеф Косински в своём дебютном проекте »Наследие». Что характерно, до этого Косински снимал только рекламные ролики.

Кадр из рекламы Blackbird Saab. Узнаваемо?

Как ни тяжело признавать, но Косински не «вывел себя за скобки»: подтвердив звание талантливого клипмейкера, он, однако, не очень хорошо показал себя на режиссерском посту. Отсюда заштампованный и слабый на драматизм сюжет, плохо прописанные персонажи... но потрясающий визуально-звуковой ряд, великолепный дизайн и четко выверенная стилистика. Будто бы Косински на отпускные смотался в будущее и вернулся с огромным рюкзаком, набитым вдохновением.

Самым гениальным решением режиссера было пригласить для написания саундтрека знаменитую «электронную парочку» — а Daft punk, словно созданные для того, чтобы их поместили в Систему, сразу же согласились. Смесь электронной музыки с инструментальной настолько удачно вписалась в общую атмосферу картины, что буквально вытянула на себе весь фильм, рисковавший повторить судьбу оригинала.

Но были и другие добродетели на счету Косински: уникальная сама по себе стилистика первой части обросла деталями, миллионами деталей, и теперь виртуальная реальность выглядела просто потрясающе по всем современным меркам, заставляя лелеять несбыточную мечту попасть в неоновый мир.

Пустая внутри, но чертовски привлекательная снаружи конфетка имела гораздо более заметный успех, чем оригинал, и оказала гораздо большее влияние, чем кто-либо мог себе представить.

Влияние «Трона» распространилось далеко за рамки второсортных сопряженных продуктов — неон вошел в моду гораздо прочнее, чем в некогда с появлением NFS: Underground. Кто-то попытался выехать на новых веяниях моды, кто-то по-настоящему вдохновился неповторимой атмосферой – так или иначе, проморгать «неоновый бум» сложно до сих пор.

Одной из самых свежих и самых очевидных отсылок на «Наследие» является игра Saints Row IV; только ленивый не упомянул о сходстве новых «Святых» с фильмом Косински. Например, завязка, в которой герой непреднамеренно попадает в виртуальный мир, точь-в-точь напоминающий родной за исключением некоторых аспектов: всюду странные футуристические постройки, вечная ночь и неон, неон, неон. Но есть и более очевидные намёки, разработчики не стесняются отсылать к первоисточнику.

Некоторые заимствования не так бросаются в глаза. Например, DLC Blood Dragon для Far Cry 3: по большей части, оно отсылает к фантастическим боевикам 80-ых, пародией на которые игра и является. Однако многие сходятся во мнении, что элементы дизайна разработчики всё же подсмотрели.

А бывает и так: на тринадцатом уровне («Дьявольское увлечение») слешера DmC периодически появляются своеобразные дорожки эквалайзера, которые один-в-один напоминают трассеры светоциклов.

Но больше неона богу неона преподнесли разработчики следующих игр, концепции которых целиком и полностью выросли из главного фильма статьи. В 2011-ом ребята, гордо именуемые Nitronic Team (и корень «Tron» в названии уже мягко намекает на источник вдохновения) выпускают игру Nitronic Rush в жанре «сурвайвал драйвинг»: эдакие покатушки на выживание без соперников, но с кучей препятствий на цветастых дорогах. Можно летать, включать ускорение и трюкачить, вращаясь в воздухе.

В основе сюжета – виртуальный мир, который из-за внезапной ошибки подвергся вирусной атаке, и нашу антивирусную машинку посылают исправить ситуацию. Условные добро и зло, как и в фильме, окрашены в синий и красный цвет, соответственно. Кроме общего визуального сходства, игра намекает на «Трон» и аудиально: звук езды машины очень похож на шум светоциклов, а на фоне играет потрясающий саундтрек от электронного коллектива Torcht (который, кстати, в открытом доступе лежит на их сайте). Игра представляет собой отличную возможность самолично окунуться в атмосферу той самой Системы.

А относительно недавно ребята из никому не известной студии Fuzon Designs выпустили игру Tr-Zero. Более дословно, чем «симулятор светоцикла», игру описать сложно. Это действительно самые настоящие гонки на лайтбайках, ближе по духу к фильму вы не встретите нигде. Они отпускают небольшие светящиеся хвосты, ездят по трассам с уровнями и даже возят на себе пилотов с некоторым подобием светодисков на спинах. Оружие, апгрейды, несколько трасс, возможность поменять цвета байка и всего окружения, а также возможность поездить на лайтбайке с видом ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА – всё это, плюс приятная стилизованная музыка. Так как игра пока что существует на стадии альфы, выглядит она несколько сыровато. Но какого фаната это остановит?

В прошлом году всё те же гордо именуемые Nitronic games вновь берутся «игроизировать» «Трон». Но, если Nitronic Rush по стилю был ближе к первой части фильма, то их новое творение Distance весьма точно передало атмосферу «Наследия». Это тьма, это геометрические узоры на дорожках и монохромная цветовая палитра, максимально похожая на то, что вы видели у Косински.

Несмотря на тот же геймплей, что и в их предыдущей игре (и саундтрек, кстати, также написан коллективом Torcht) выглядит, звучит и играется это просто потрясающе. Вы когда-нибудь видели хоррор-уровень в гоночной аркаде? Наслаждайтесь.

Ну и, конечно же, несколько мелких игрушек, которые вряд ли вдохновлялись непосредственно фильмом 2010-го года, но были спровоцированы волной «неонового бума».

Слева направо: escapeVektor, Unpossible, Expulsion

Фильм «Трон» совершил своеобразную революцию в массовой культуре. Его сиквел пришёл и сделал это снова. Оба фильма не снискали огромной славы среди миллионов зрителей. Оба не были лишены множества недостатков, да и их прокатную судьбу сложно считать успешной. Но чего уже никогда не отнять, так это факт, что «Трон» подарил нам целый новый мир, «Систему», фантастическую виртуальную реальность со своими переменными, законами и неповторимой стилистикой. Это цифровой джаз, детка. Это цифровой джаз.

* На старых компьютерах была кнопка «Tron» (Trace On), которая предназначалась для построчного выполнения кода программы. Хотя, на самом деле, создатель фильма Стивен Лисбергер утверждает, что «Tron» – это производная от слова «электрон».

Смотрите также
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Фичер
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Фичер
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Фичер
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться