The Boston Major 2016 Перейти

Далеки ли мы от эры кибер-имплантов?

Алексей Лазарев (пользователь)

Начинает ли стираться заветная пелена, воображаемая фантастами, между машиной и человеком? Рассмотрим на примере технологий 2027-го года вселенной Deus Ex: Human Revolution

«Если компьютер создан для регулирования жизни общества, то кто будет регулировать компьютер?» ― Станислав Лем

Некоторые технологические достижения современного мира удивляют, порой даже пугают, но мы не так близки к будущему, как это может казаться. Да, человечество постепенно осваивает имплантацию чипов, заменяет потерянные конечности на кибернетические протезы, разрабатывает сверхсложные алгоритмы и совершенствует квантовые компьютеры. Даже искусственный интеллект в последнее время пишет музыку, придумывает сценарии к фильмам, диагностирует медицинские заболевания. Включив фантазию, можно придумать множество различных областей применения для AI.

По различным оценкам специалистов, приблизительно к 2035 году ожидается наступление технологической сингулярности — момента, когда технический прогресс будет настолько прорывным, что полностью изменится наше представление о мире, сотрется грань между человеком и роботом. А дальнейшая судьба цивилизации ставится под вопрос. Однако остается еще множество тайн, разгадать которые человечество не в состоянии на данном этапе развития.

Далее я предлагаю окунуться в обзор существующих технологий и провести параллели с миром Deus Ex: Human Revolution, когда глобальные перемены человечества только начинали набирать обороты. А также порассуждать о возможных последствиях таких прорывных научных достижений.

Обработка информации

А начну я с таинственного проекта «Гидра» («The Hyron Project») — технологии, которая фигурировала в Deus Ex: Human Revolution и в DLC Missing Link. Если помните, это грандиозная сеть квантовых компьютеров с довольно необычной изюминкой — она фактически состоит из людей. Точнее, из их главного ресурса — мозга. Причем, эксперименту подвергались женщины.

Одной из основных целей проектирования такой био-вычислительной машины — поддержка солдат на поле боя. Квантовый компьютер, соединенный с мозгом, является невероятно мощной системой, способной молниеносно обрабатывать огромное число параллельных операций посредством нейронных алгоритмов. Наш «солдат удачи» непрерывно производит снимки местности с помощью кибернетических глаз или закрепленной к шлему видеокамеры (бюджетная версия). Затем, весь пакет данных отправляется «Гидре», где та анализирует информацию и с помощью умных алгоритмов принимает решение о вероятности засады, поиске оптимального укрытия, слабых точках противника или определяет наилучший стратегический маневр. Далее сведения отправляются обратно к солдатам на поле боя (стоит заметить, что решение компьютер выдает разное для каждой отдельно взятой единицы). Приняв сигнал, боец будет действовать согласно инструкции. Но в опасных ситуациях важны доли секунды, и задержки, которые потребуются человеку на реакцию, абсолютно исключены. Так как это исправить? Да как два байта отослать! Эту проблему решает специальный мозговой имплант у солдат, который напрямую обрабатывает информацию. Импульсом он воздействует на участок мозга, ответственного за соответствующую реакцию. То есть, отчасти солдаты становятся эдакими марионетками в высокотехнологичном мире.

А есть ли что-то подобное в нашем мире?

В сюжете игры ответственными за эксперимент по скрещиванию человека с компьютером являются Иллюминаты. Однако в одном из документов было упоминание, что изначально этим исследованием занималось агентство «DARPA». Вот тут можно выделить несколько интересных моментов.

«DARPA» — это реально существующее американское агентство, занимающееся передовыми исследовательскими проектами, направленными на оборонные нужды. По заголовкам многочисленных новостей и заявлений с их стороны, может сложиться впечатление, что одной из целей агентства — пиар. Но давайте, допустим, что некоторые из их разработок имеют реально работающие прототипы. К тому же, вряд ли предприятие, работающее на оборонные нужды страны, будет предоставлять доказательства и подробности функционирования своих разработок. У «DARPA» существует система «CT2WS», которая напрямую объединяет в себе камеру, несколько высокопроизводительных компьютеров и… мозг человека. Основная цель разработки — своевременное выявление угроз на поле боя. Только работает это безо всяких квантовых компьютеров и уж тем более — изуродованных женщин. А вместо кибер-глаз — тренога или дрон, размещаемые на поле боя. Естественно, это далеко до технологии мира «Deus Ex», но в запасе у нас еще как минимум 10 лет. Плюс, в России существует прототип похожей системы, но чуть более продвинутого уровня.

Система «CT2WS» в действии: компьютер не может безошибочно и своевременно определить потенциальную угрозу, поэтому ему помогает оператор. С помощью установленного шлема считывается электрическая активность мозга и устанавливается связь с компьютером для оптимального выполнения алгоритма

Не так давно вездесущая «DARPA» отметилась еще одним громким заголовком. На этот раз планируется в ближайшее время создать интерфейс «мозг-компьютер». Трудно предугадать, что из этого выйдет, и кому действительно первым удастся изобрести стабильно работающий прототип, но совершенно точно — успех в этом исследовании приблизит нас к миру Deus Ex на 95% одним махом.

Биотехнологии

Компанией «Дэрроу Индастриз» впервые была разработана прорывная технология по выращиванию искусственных мышц с помощью электроактивных полимеров. Такие мышцы могут изменять свою форму, когда через них проходят электрохимические сигналы по нервной системе. С помощью этого открытия в мире Deus Ex любой человек, имеющий протез руки, может функционально изменять структуру мышц, увеличивая силу.

Вспоминая, с какой силой Адам пробивал стены и расправлялся со своими врагами, сложно предположить, что он смог бы без развитой технологии искусственных мышц так элегантно держать сигарету, не ломая ее

Мощность удара или решение пожать товарищу руку посильнее определяется не программным способом, прошитым в чип протеза, служащего для расшифровки сигналов от мозга, а вполне осознанным решением.

В наше же время часто появляются новости о достижениях ученых по выращиванию искусственных мышц из различных нановолокон. Раньше одной из основных проблем таких мышц было малое количество сокращений/растяжений, но уже, если верить исследователям, их число приблизилось к полумиллиарду. Хоть это и фактически единичный случай. В среднем результат колеблется в районе нескольких миллионов. Так что, стены не поломаешь.

Искусственное мышечное волокно на основе обычной лески. И результат, надо сказать, вышел хорошим

Более удивительных результатов добились ученые из гарвардского университета, создав приближенные к настоящим мышцы. Эта технология доступна только для мягкой робототехники, позволяя с большей эффективностью работать множеству приводов. Возможно, вскоре появятся вменяемые результаты по вживлению таких мышц в киберпротезы. А далее снова все упирается в изучение нейрокомпьютерных технологий, необходимости скрещивания электронных узлов с нервной системой человека. Ведь сейчас лишь в небольших масштабах ученые научились связывать импульсы нервных окончаний. С ощутимой задержкой отклика на сигнал и невозможностью равномерно распределять физическую нагрузку.

Мозговой имплант — одна из самых функциональных модификаций, которым подвергает себя человечество в 2027 году по версии создателей игры. Ему соотносят множество применений: считывание активности мозга, регулирование психических функций (например, приглушают страх, устраняют сонливость), обработка внешней информации, общение с другими людьми дистанционно, а также, самое интересное — удаленный взлом и перепрограммирование электронных узлов. Будь то турель, камера или робот. Такой чип должен обладать самомодифицируемым кодом, адаптивной программной оболочкой, чтобы автоматически определять интерфейсное соединение и протоколы подключения к нему.

Рекламная пауза: «Выйдите за границы возможного вместе с мозговыми имплантами от Sarif Industries»

И, наконец, такой имплант организует все кибер-примочки в единую сеть, поддерживая их стабильную работоспособность.

В реальности подобная технология звучит как самая фантастическая из всех возможных в сфере имплантов. Учитывая, что человеческий мозг до конца не изучен (и вряд ли это произойдет в ближайшие 5-10 лет), сложно понять, на какие именно его участки должны посылаться управляющие сигналы для решения сложных задач. Однако и тут дело не обходится без определенных достижений. Мозговые импланты помогают полностью парализованным людям снова прикоснуться к миру. Но, к сожалению, не почувствовать его. Поднять самостоятельно бокал, дотронуться до руки родного человека и просто-напросто погладить любимого котейку — дорогого стоит. Импланты находятся на экспериментальном уровне, поэтому ставятся людям крайне редко.

Это Иан Беркхарт. 13 апреля 2016 года он смог пошевелить правой рукой после 5-ти лет паралича. Мозговые импланты творят чудеса

А прямо сейчас раскручивается стартап «KerNEL», целью которого является создание мозговых имплантов, улучшающих память. И в гонке за суперпамятью присоединилась «DARPA», снова прогремев с громким новостным заголовком. Агентство планирует найти способ расшифровки сигналов мозга, ответственных за память. Эдакий внешний SSD, загрузившись с которого, можно вспомнить любую забытую информацию.

Именно в этот выделенный участок мозга, называемый гиппокампом, планируется вставлять чип взаимодействия с памятью в стартапе «KerNEL»

Тут невольно вспомнилась цитата из сериала «Шерлок»:

— Как ты мог забыть, какой у него номер? Ты же помнишь все.

— Удалять приходится.

Такая находка может в корне изменить человека как личность. Причем, в худшую сторону. Это устройство действительно будет полезно пожилым людям, и так страдающим многочисленными заболеваниями. А также больным амнезией. Но будут те, кто начнет использовать имплант для «лучшей» жизни, жизни без напрягов, полностью утратив способность заниматься самообразованием. И, плюс ко всему, не стоит забывать про кибербезопасность. Мозговой чип будет безумно привлекателен для хакеров.

Глазные модификации в игровом мире умеют выстраивать объемную геометрию, визуализировать показатели датчиков тела (вкупе с очками виртуальной реальности, дабы не перегружать глазной процессор) и даже позволяют видеть сквозь стены. Также они имеют широкий цветовой диапазон. А вместе с мозговым имплантом кибер-глаза являются отличным телекоммуникационным передатчиком, позволяющим передавать потоковое видео в высоком качестве, что, к примеру, весьма полезно для проекта «Гидра». Но гораздо раньше ученые мира Deus Ex научились делать кохлеарные имплантаты, позволяющие восстановить потерю слуха. Причем, внешне устройство никак не заметно, оно встроено в ушную улитку. Звуковые волны возбуждают барабанную перепонку, передавая колебания далее, к слуховым косточкам. Имплант позволяет «слышать» беззвучные сообщения путем вибрации.

Как известно, глаз — сложнейший орган человека. Восстановить зрение искусственным путем — задача отчасти выполнимая, дорогостоящая, но по качеству в сравнении с настоящим глазом очень далека. Тем более, что восстановить зрение получается только при определенном заболевании. Для людей с врожденной слепотой современные разработки малоэффективны. Существует устройство «Argus II Retinal Prosthesis System», состоящее из специальных стекол, камеры и вживленных в нервные окончания электродов. Камера захватывает изображения сквозь стекла, и на установленные электроды передаются импульсы. Пациент видит только серию вспышек, которые ему нужно научиться интерпретировать. А другое достижение в этой области — «Alpha IMS» — работает по схожему принципу, но дополнительно вживляется чип, который адаптирует импульсы под электрический сигнал, передаваемый мозгу. Пациент видит черное-белое изображение.

Устройство глазного импланта «Alpha IMS». Мне одному мерещится покебол?

Есть и немного другой подход к этой проблеме — звуковое зрение «vOICe». Очки с камерой и ушным аппаратом представляют собой устройство, наделяющего человека видеть изображение с помощью звукового кода. Серьезным недостатком является невозможность оптической системы определять расстояние до объекта.

А вот кохлеарные имплантаты в нашем мире ставятся чаще, однако с переменным успехом. Несмотря на то, что технология дорогая и практикуется все чаще, никто не гарантирует полного возвращения слуха.

Данные изобретения в будущем могут помочь огромному числу людей. Но для параноиков такой способ не подойдет — «большой брат следит за тобой».

Это лучшее качество изображения, которое способно выдать «vOICe»

Нейрокомпьютерные интерфейсы — основное препятствие на пути к прогрессу. Множество научных институтов исследуют эту проблему с переменным успехом. Некоторые стартапы запускают сборы на Kickstarter, привлекая внимание крупные корпорации. В мире Deus Ex не было бы высокотехнологичных достижений без такой продвинутой системы, позволяющей связывать машинный код с нейронами мозга. И чтобы решить эту задачу, требуются сложнейшие длительные научные подходы, прежде чем весь мир изменится окончательно. Ведь применений для такой технологии можно найти множество — от кибер-имплантов и медицинских исследований до видеоигр, где в каком-нибудь хорроре в виртуальной реальности будет меняться дизайн, геймплей и атмосфера, исходя из био-данных игрока. Причем реализовано это будет не на таком примитивном уровне, а на более продвинутом. Например, игрок, страдающий акрофобией, окажется на верхушке радиомачты высотой около 500 метров (допустим, по сюжету главного героя похитил маньяк монтажник-высотник), и та еще истерично пошатывается. А этот отдельный уровень будет сгенерирован только потому, что система вычислила определенную фобию у игрока. Таким образом, можно дать волю фантазии и придумать кучу необычных игровых ситуаций.

Разработка «Emotiv Insight» может оптимизировать работу мозга, считывая его данные. С таким девайсом вы забудете о стрессе и сможете управлять некоторыми гаджетами силой мысли

А от чего же будут питаться все устройства?

Помните, как главный герой спокойно пользуется различными высокотехнологичными гаджетами, которые восстанавливают энергию со временем или же сразу, стоит только съесть энергетический батончик? Множество продвинутых датчиков, чипов, устройств, которые спокойно функционируют, и Адаму не нужно каждый вечер приходить домой и первым делом бросаться к розетке.

Да, а в нашем мире это серьезная проблема. Но решения постепенно находятся. И одно из них — «нанохарвестеры». Это такие устройства, которые преобразуют энергию маленьких механических колебаний в электрическую энергию. Встраиваться могут как на крылья самолета, лестниц, так и в обувь, текстиль, а для особенно смелых — под кожу. Последние три варианта как раз пригодятся для подзарядки устройств. Представьте себе, идете после работы или учебы и заодно подзаряжаете телефон.

Эта технология еще примечательна тем, что может состоять из полностью безвредных биоразлагаемых веществ. Поэтому их могут начать соединять с сердцем для самоподпитывающегося кардиостимулятора. А, возможно, в будущем — с мозгом. Для питания чипов или будоражащих видеокамер-глаз.

Один из прототипов «нанохарвестера». В будущем их могут поместить в красивый корпус и вшивать (для смелых — вживлять) в ткани

Сейчас же такого рода прототипы существуют только в качестве экспериментальных образцов и неизвестно, когда будет доступно функционирующее коммерческое устройство. Если вы решите стать обладателем каких-либо протезов и имплантов, то какое-то время придется носить с собой дополнительные аккумуляторы.

Прогресс не стоит на месте. Возможно, мы не успеем совершить такой крутой технологический скачок до 2027 года, но совершенно точно будем очень близки к нему. Придет время, когда подобные технологии будут казаться обыденностью, а люди, жившие до переломных открытий в науке, привыкнут, и за окном случайно донесется облегченный вздох: «Ох, Никитишна! Как же мы раньше жили без этих чипов в мозгу». Но сейчас почти все революционные разработки недоступны обычному человеку. Поэтому нельзя объективно оценить, насколько мы далеки от мира Deus Ex: Human Revolution.

Писатели и авторы видеоигр все чаще размышляют о трансформации мира будущего, об изменении общества, о том, куда приведет развитие технологий все человечество. И главное, что стоит понять из всех их рассуждений — важно умение направлять научные открытия в нужное русло. Ведь каким бы прогрессивным ни было наше будущее, человеческая алчность и злость никуда не денется. О чем, собственно, нам и рассказывают фантасты. В том числе авторы вселенной Deus Ex.

Смотрите также
Топ-10 самых ожидаемых онлайн-игр 2016 года
Фичер
Топ-10 самых ожидаемых онлайн-игр 2016 года
Топ-10 самых ожидаемых онлайн-игр 2017 года
Фичер
Топ-10 самых ожидаемых онлайн-игр 2017 года
Что сейчас происходит в Tom Clancy’s The Division?
Фичер
Что сейчас происходит в Tom Clancy’s The Division?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться