Дело — труба: почему с YouTube удаляют ролики?

Георгий Курган (редакция)

Почему блогеры на YouTube лишились доходов? Какие каналы могут закрыться в ближайшее время? Что об этом думает Google? Все это — в нашем обзорном материале

Если вы не первый день в интернете, то наверняка в последнюю неделю вам на глаза попадались заголовки о какой-то шумихе на YouTube. И если вы хотя бы изредка заходите на наш сайт, то, наверное, знаете, что «какая-то шумиха» за эти дни приобрела нешуточный размах: возмущенные ведущие видеоигровых каналов записывают гневные обращения, взывают к совести, призывают к борьбе и чуть не плачут, а к ним на помощь внезапно приходит режиссер «Догмы» Кевин Смит. При этом на самом YouTube как будто ничего не поменялось.

Вроде бы происходит что-то важное, но человеку со стороны разобраться во всей этой неразберихе сложно. Поэтому мы приготовили для вас этот материал, в котором собрали джентльменский набор важнейших фактов о подковерной видеоборьбе последних недель.

Предыстория

В начале прошлой недели многие YouTube-пользователи получили уведомления о том, что размещенные ими видео «могут содержать материалы, права на которые принадлежат третьим лицам». В сущности, в этом нет ничего нового: такие предупреждения получал любой, кто выкладывал на видеохостинг даже небольшие фрагменты из чужих фильмов.

Предупреждение не ведет к удалению видео, но не позволяет пользователю получать деньги с рекламы, а на злостных нарушителей вешают особый ярлык — после трех таких «китайских предупреждений» канал просто закрывают. В Google работу этой системы, которая называется Content ID, представляют так:

«Правообладатели… присылают нам файлы, которые автоматически сравниваются с новыми видео, загружаемыми на YouTube. Если между вашим роликом и материалами в базе данных обнаруживается совпадение, то в отношении вашего видео могут быть предприняты определенные действия».

Проблема в том, что все видео на предмет потенциальных нарушений сканирует специальный бот, который работает по одному Google известному алгоритму. Предупреждения выдает тоже он. И одновременно с этим автоматически передает заработанные на рекламе деньги потенциальному правообладателю. «Потенциальному» — потому что система несовершенна и работает со странностями.

Показательный пример приводит продюсер и видеоблогер Антон Логвинов:

«FOX News заливает на свой канал новости, в которых идет речь об игре XCOM Enemy Unknown. В новостях показывают трейлер, который видели все. Но система начинает считать, что трейлер этот — принадлежит телеканалу FOX и бот автоматом выдает предупреждение».

Конечно, пользователь вправе оспорить решение бездушной машины, но тогда ему придется столкнуться с корпоративной машиной компании-правообладателя и ее армией юристов. Или просто остаться без ответа. А все это время деньги за показы рекламы будут начисляться той компании, которую система считает правообладателем. При этом бот не различает, скопировали ли вы чью-то песню целиком, утянули из нее десять секунд или просто не заметили, что она играет где-то фоном (хрестоматийный пример — радиостанции из GTA).

Вот что рассказал нам в беседе Ричард Чиркин (на YouTube известен под псевдонимом UselessMouth) «Системе буквально трех секунд достаточно, чтобы понять, что за музыка в ролике, и она тут же забирает у тебя все деньги с него, и вся монетизация уходит к компании, которой эта музыка принадлежит. Странно, что ты сделал ролик в 10 минут, смонтировал его, поработал над ним… три секунды [чужой] музыки, и денег за него ты уже не получишь».

Завязка

При этом, повторимся, вся эта система действовала много лет, но де-факто страдали от нее только те пользователи, которые получали процент от продажи рекламы, показываемой на их каналах. И вот, что-то пошло не так. Первыми подняли шум видеоблогеры — многие из них, как зарубежные, так и российские, выступили с длинными негодующими видеообращениями к YouTube и своей аудитории. Тут и началось.

Игровые блоги на YouTube — не новое явление, но за последние три года они оформились в настоящее движение. Шоу лучших блогеров (или, как их теперь еще называют, «YouTube-персон») собирают миллионы просмотров, игровые компании воспринимают их как отдельные медиа-единицы — и, например, размещают их лица и высказывания на коробках с консолями:

Источник: alogvinov.com

Параллельно с этим существуют так называемые «летсплееры» — энтузиасты, выступающие в жанре игровых акынов: они записывают отрывки из видеоигр, сопровождая их собственными комментариями — как правило, ограничиваясь при этом одним дублем. Вокруг этих людей сформировалось чуть менее внушительное (относительно аудитории каналов «YuoTube-персон»), но неистовое сообщество, которое, как кажется со стороны, большую часть времени занято перевариванием самого себя: летсплееры записывают обращения друг к другу, ходят в гости, дружат и не очень, а их зрители заняты перепостом картинок и выяснением, кто из них больший школьник и кто что делал с чьей мамой.

И блогеры, и летсплееры монетизируют свой контент примерно одинаковыми путями. И сталкиваются с одними и теми же нападками YouTube-ботов. Однако многие популярные персонажи до недавнего времени спасались от гнева машин тем, что подписывали соглашение напрямую с YouTube, либо заключали контракты с многоканальными сетями (Multi-Channel Networks, MCN). За процент от дохода те не только помогали подшефным каналам с продвижением, но и закрывали их от излишне тщательных проверок — в нашей стране в 90-е годы это называлось «крышеванием».

Вот что пишет об этом Антон Логвинов: «В идеале считается, что MCN заключает договор со всеми правообладателями и YouTube, не отслеживает эти процессы и исключает каналы, входящие в медиагруппы, из сканирования ботами… Всем все было выгодно — летсплееры получают деньги, медиагруппы довольны еще больше, YouTube избавлен от головной боли, владельцы авторских прав находятся в полной уверенности, что все в порядке, потому что могут домогаться до таких, как я — кто не входит ни в какие группы и сам по себе делает качественный контент».

Кульминация

Так продолжалось несколько лет, но теперь в этих отношениях что-то разладилось. Вероятно, кто-то подал на кого-то в суд (в августе Национальная Ассоциация Музыкальных издателей NMPA как раз подала иск к одной из сетей YouTube). YouTube отреагировала странно: теперь каналы, принадлежащие многоканальным сетям, разделяют на две «категории свежести» — одни защищены от сканирования, а вот другие — нет. Во второй категории как раз оказались видеоблогеры и летсплееры. Быстро выяснилось, что партнерство с MCN не спасает от претензий правообладателей, и по большому счету, непонятно, защищают ли они от чего-нибудь вообще (представители MCN от развернутых комментариев пока отказываются).

Рассказывает блогер Роман Гагатун: «Раньше у партнеров было немного по-другому, ты относился к доверенной стороне, тебя не проверяли пять раз перед публикацией ролика, а теперь все в общей лодке… Осталось несколько доверенных партнеров у более крупных каналов, например, у Machinima, но и у них есть партнеры, которым выдают нарушения».

Ричард Чиркин: «Обычно сеть существует, чтобы выплачивать тебе деньги и защищать от нарушений копирайта. Как оказалось, не особо защищали».

Дел у ботов YouTube поприбавилось, и тут выяснилось, что работают они, мягко говоря, чересчур усердно. Ролики, содержащие кадры из игр, почему-то получали претензии от британской киноакадемии BAFTA и каких-то странных журналов. Сеть ScaleLab неудачно загрузила на хостинг кучу видео от своих партнеров и невольно стала получать чужие деньги за видео, к которым не имела никакого отношения. На интервью с разработчиками Tomb Rider, сделанное блогером Angry Joe пожаловался некто… Tomb Rider. А Терри Кэвана, автор игры VVVVVV получил предупреждение за трейлер к своей собственной игре.

В положении церберов поневоле оказались и игровые издатели: чаще всего именно от их имени боты выписывают предупреждения. Многие издатели, в числе которых Capcom и Deep Silver, уже поспешили заявить, что не стремятся ставить палки в колеса блогерам, и жалобы исходят не от них.

В это время представители YouTube реагировали на происходящее по-разному: в основном, странно или никак. Так, во вторник они разослали владельцам каналов, видео на которых были признаны спорными, письмо, краткая суть которого сводилась к тому, что все останется, как есть, а чужую музыку в роликах лучше всего приглушить, чтобы избежать дальнейших жалоб.

Ричард Чиркин: «После моего ролика на YouTube со мной связался Google. Они хотели со мной поговорить, но мало что сказали: по сути, подтвердили, что то, что я сказал в ролике — правда, и что нарушения будут продолжать появляться... Но после этого нарушений как-то поубавилось».

Развязка?

Вопрос о том, что будет дальше, остается открытым. Первоначальный хаос, похоже, прошел, и кое-где уже слышен голос разума. Все стороны этого конфликта связаны запутанными взаимоотношениями и нуждаются друг в друге больше, чем можно представить. Многоканальные сети упрощают жизнь своим партнерам и помогают им с продвижением, владельцы каналов получают от сетей деньги, порой используя для этого интеллектуальную собственность третьих лиц, а YouTube зарабатывает на том, что все эти процессы происходят в их экосистеме и на их серверах.

Кроме того, блогеры (по крайней мере, игровые) зависят от чужих игр и музыки не так уж сильно: как разумно заметил в своем обращении Джон Бейн, известный на YouTube как TotalBiscuit: «Мой ролик по Assassin’s Creed: Black Flag собрал 299 тысяч просмотров… а по игре Adventure Park – 277 тысяч. Очень-очень скверный клон Theme Park от непонятной немецкой компании собирает почти столько же, сколько Assassin’s Creed 4. Как это возможно? Очень просто: зрители приходят смотреть не на игру. Игра – это просто декорации, и ничто не мешает нам [популярным блогерам] эти декорации сменить... Мы просто пойдем в другие игры».

Ему вторит Роман Гагатун: «Летсплееры меньше всего подвержены всем этим нарушениям, мы не используем трейлеры, у нас геймплей, а его не так-то легко отследить».

Ричард Чиркин: «Если вдруг станет настолько плохо, что мы даже инди-игры не сможем записывать, то мы уйдем на другие сайты… Возможно, сделаем что-то свое, а возможно, у YouTube к этому времени появится конкурент».

Правовой хаос, который сейчас царит на YouTube, рано или поздно должен быть упорядочен: если не силами самой YouTube, то хотя бы силами сетей, которые до этого занимались лишь поборами. В противном случае видеоблогеры просто начнут уходить куда-то еще: в конце концов, YouTube — не единственный видеосервис на этой планете.

Смотрите также
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться