Дело — труба: почему с YouTube удаляют ролики?

Георгий Курган (редакция)

Почему блогеры на YouTube лишились доходов? Какие каналы могут закрыться в ближайшее время? Что об этом думает Google? Все это — в нашем обзорном материале

Если вы не первый день в интернете, то наверняка в последнюю неделю вам на глаза попадались заголовки о какой-то шумихе на YouTube. И если вы хотя бы изредка заходите на наш сайт, то, наверное, знаете, что «какая-то шумиха» за эти дни приобрела нешуточный размах: возмущенные ведущие видеоигровых каналов записывают гневные обращения, взывают к совести, призывают к борьбе и чуть не плачут, а к ним на помощь внезапно приходит режиссер «Догмы» Кевин Смит. При этом на самом YouTube как будто ничего не поменялось.

Вроде бы происходит что-то важное, но человеку со стороны разобраться во всей этой неразберихе сложно. Поэтому мы приготовили для вас этот материал, в котором собрали джентльменский набор важнейших фактов о подковерной видеоборьбе последних недель.

Предыстория

В начале прошлой недели многие YouTube-пользователи получили уведомления о том, что размещенные ими видео «могут содержать материалы, права на которые принадлежат третьим лицам». В сущности, в этом нет ничего нового: такие предупреждения получал любой, кто выкладывал на видеохостинг даже небольшие фрагменты из чужих фильмов.

Предупреждение не ведет к удалению видео, но не позволяет пользователю получать деньги с рекламы, а на злостных нарушителей вешают особый ярлык — после трех таких «китайских предупреждений» канал просто закрывают. В Google работу этой системы, которая называется Content ID, представляют так:

«Правообладатели… присылают нам файлы, которые автоматически сравниваются с новыми видео, загружаемыми на YouTube. Если между вашим роликом и материалами в базе данных обнаруживается совпадение, то в отношении вашего видео могут быть предприняты определенные действия».

Проблема в том, что все видео на предмет потенциальных нарушений сканирует специальный бот, который работает по одному Google известному алгоритму. Предупреждения выдает тоже он. И одновременно с этим автоматически передает заработанные на рекламе деньги потенциальному правообладателю. «Потенциальному» — потому что система несовершенна и работает со странностями.

Показательный пример приводит продюсер и видеоблогер Антон Логвинов:

«FOX News заливает на свой канал новости, в которых идет речь об игре XCOM Enemy Unknown. В новостях показывают трейлер, который видели все. Но система начинает считать, что трейлер этот — принадлежит телеканалу FOX и бот автоматом выдает предупреждение».

Конечно, пользователь вправе оспорить решение бездушной машины, но тогда ему придется столкнуться с корпоративной машиной компании-правообладателя и ее армией юристов. Или просто остаться без ответа. А все это время деньги за показы рекламы будут начисляться той компании, которую система считает правообладателем. При этом бот не различает, скопировали ли вы чью-то песню целиком, утянули из нее десять секунд или просто не заметили, что она играет где-то фоном (хрестоматийный пример — радиостанции из GTA).

Вот что рассказал нам в беседе Ричард Чиркин (на YouTube известен под псевдонимом UselessMouth) «Системе буквально трех секунд достаточно, чтобы понять, что за музыка в ролике, и она тут же забирает у тебя все деньги с него, и вся монетизация уходит к компании, которой эта музыка принадлежит. Странно, что ты сделал ролик в 10 минут, смонтировал его, поработал над ним… три секунды [чужой] музыки, и денег за него ты уже не получишь».

Завязка

При этом, повторимся, вся эта система действовала много лет, но де-факто страдали от нее только те пользователи, которые получали процент от продажи рекламы, показываемой на их каналах. И вот, что-то пошло не так. Первыми подняли шум видеоблогеры — многие из них, как зарубежные, так и российские, выступили с длинными негодующими видеообращениями к YouTube и своей аудитории. Тут и началось.

Игровые блоги на YouTube — не новое явление, но за последние три года они оформились в настоящее движение. Шоу лучших блогеров (или, как их теперь еще называют, «YouTube-персон») собирают миллионы просмотров, игровые компании воспринимают их как отдельные медиа-единицы — и, например, размещают их лица и высказывания на коробках с консолями:

Источник: alogvinov.com

Параллельно с этим существуют так называемые «летсплееры» — энтузиасты, выступающие в жанре игровых акынов: они записывают отрывки из видеоигр, сопровождая их собственными комментариями — как правило, ограничиваясь при этом одним дублем. Вокруг этих людей сформировалось чуть менее внушительное (относительно аудитории каналов «YuoTube-персон»), но неистовое сообщество, которое, как кажется со стороны, большую часть времени занято перевариванием самого себя: летсплееры записывают обращения друг к другу, ходят в гости, дружат и не очень, а их зрители заняты перепостом картинок и выяснением, кто из них больший школьник и кто что делал с чьей мамой.

И блогеры, и летсплееры монетизируют свой контент примерно одинаковыми путями. И сталкиваются с одними и теми же нападками YouTube-ботов. Однако многие популярные персонажи до недавнего времени спасались от гнева машин тем, что подписывали соглашение напрямую с YouTube, либо заключали контракты с многоканальными сетями (Multi-Channel Networks, MCN). За процент от дохода те не только помогали подшефным каналам с продвижением, но и закрывали их от излишне тщательных проверок — в нашей стране в 90-е годы это называлось «крышеванием».

Вот что пишет об этом Антон Логвинов: «В идеале считается, что MCN заключает договор со всеми правообладателями и YouTube, не отслеживает эти процессы и исключает каналы, входящие в медиагруппы, из сканирования ботами… Всем все было выгодно — летсплееры получают деньги, медиагруппы довольны еще больше, YouTube избавлен от головной боли, владельцы авторских прав находятся в полной уверенности, что все в порядке, потому что могут домогаться до таких, как я — кто не входит ни в какие группы и сам по себе делает качественный контент».

Кульминация

Так продолжалось несколько лет, но теперь в этих отношениях что-то разладилось. Вероятно, кто-то подал на кого-то в суд (в августе Национальная Ассоциация Музыкальных издателей NMPA как раз подала иск к одной из сетей YouTube). YouTube отреагировала странно: теперь каналы, принадлежащие многоканальным сетям, разделяют на две «категории свежести» — одни защищены от сканирования, а вот другие — нет. Во второй категории как раз оказались видеоблогеры и летсплееры. Быстро выяснилось, что партнерство с MCN не спасает от претензий правообладателей, и по большому счету, непонятно, защищают ли они от чего-нибудь вообще (представители MCN от развернутых комментариев пока отказываются).

Рассказывает блогер Роман Гагатун: «Раньше у партнеров было немного по-другому, ты относился к доверенной стороне, тебя не проверяли пять раз перед публикацией ролика, а теперь все в общей лодке… Осталось несколько доверенных партнеров у более крупных каналов, например, у Machinima, но и у них есть партнеры, которым выдают нарушения».

Ричард Чиркин: «Обычно сеть существует, чтобы выплачивать тебе деньги и защищать от нарушений копирайта. Как оказалось, не особо защищали».

Дел у ботов YouTube поприбавилось, и тут выяснилось, что работают они, мягко говоря, чересчур усердно. Ролики, содержащие кадры из игр, почему-то получали претензии от британской киноакадемии BAFTA и каких-то странных журналов. Сеть ScaleLab неудачно загрузила на хостинг кучу видео от своих партнеров и невольно стала получать чужие деньги за видео, к которым не имела никакого отношения. На интервью с разработчиками Tomb Rider, сделанное блогером Angry Joe пожаловался некто… Tomb Rider. А Терри Кэвана, автор игры VVVVVV получил предупреждение за трейлер к своей собственной игре.

В положении церберов поневоле оказались и игровые издатели: чаще всего именно от их имени боты выписывают предупреждения. Многие издатели, в числе которых Capcom и Deep Silver, уже поспешили заявить, что не стремятся ставить палки в колеса блогерам, и жалобы исходят не от них.

В это время представители YouTube реагировали на происходящее по-разному: в основном, странно или никак. Так, во вторник они разослали владельцам каналов, видео на которых были признаны спорными, письмо, краткая суть которого сводилась к тому, что все останется, как есть, а чужую музыку в роликах лучше всего приглушить, чтобы избежать дальнейших жалоб.

Ричард Чиркин: «После моего ролика на YouTube со мной связался Google. Они хотели со мной поговорить, но мало что сказали: по сути, подтвердили, что то, что я сказал в ролике — правда, и что нарушения будут продолжать появляться... Но после этого нарушений как-то поубавилось».

Развязка?

Вопрос о том, что будет дальше, остается открытым. Первоначальный хаос, похоже, прошел, и кое-где уже слышен голос разума. Все стороны этого конфликта связаны запутанными взаимоотношениями и нуждаются друг в друге больше, чем можно представить. Многоканальные сети упрощают жизнь своим партнерам и помогают им с продвижением, владельцы каналов получают от сетей деньги, порой используя для этого интеллектуальную собственность третьих лиц, а YouTube зарабатывает на том, что все эти процессы происходят в их экосистеме и на их серверах.

Кроме того, блогеры (по крайней мере, игровые) зависят от чужих игр и музыки не так уж сильно: как разумно заметил в своем обращении Джон Бейн, известный на YouTube как TotalBiscuit: «Мой ролик по Assassin’s Creed: Black Flag собрал 299 тысяч просмотров… а по игре Adventure Park – 277 тысяч. Очень-очень скверный клон Theme Park от непонятной немецкой компании собирает почти столько же, сколько Assassin’s Creed 4. Как это возможно? Очень просто: зрители приходят смотреть не на игру. Игра – это просто декорации, и ничто не мешает нам [популярным блогерам] эти декорации сменить... Мы просто пойдем в другие игры».

Ему вторит Роман Гагатун: «Летсплееры меньше всего подвержены всем этим нарушениям, мы не используем трейлеры, у нас геймплей, а его не так-то легко отследить».

Ричард Чиркин: «Если вдруг станет настолько плохо, что мы даже инди-игры не сможем записывать, то мы уйдем на другие сайты… Возможно, сделаем что-то свое, а возможно, у YouTube к этому времени появится конкурент».

Правовой хаос, который сейчас царит на YouTube, рано или поздно должен быть упорядочен: если не силами самой YouTube, то хотя бы силами сетей, которые до этого занимались лишь поборами. В противном случае видеоблогеры просто начнут уходить куда-то еще: в конце концов, YouTube — не единственный видеосервис на этой планете.

Смотрите также
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться