The Boston Major 2016 Перейти

Демис Хассабис — злой гений искусственного интеллекта

. (пользователь)

Искусственный интеллект, созданный бывшим игровым разработчиком, обыграл чемпиона мира в Го — самую сложную логическую настольную игру

Шахматный вундеркинд, разработчик видеоигр, программист искусственного интеллекта и основатель стартапа, купленного Google за многие миллионы долларов. В этом году Демис Хассабис добавил в своё резюме еще один важный пункт — искусственный интеллект, созданный им, обыграл чемпиона мира в Го — самую сложную и глубокую логическую настольную игру.

-Что если вся наша вселенная — это всего лишь гигантская игра в Го?

15 марта 2016 года вошло в историю — компьютер AlphaGo победил человека в Го: 5-раундовое противостояние человека и машины закончилось победой последней со счётом 4-1. Пять игр помогли сделать важный шаг в изучении искусственного разума. Создатель и mastermind умной машины — Демис Хассабис, начинавший карьеру в игровой индустрии, личность не такая известная как Илон Маск, но от того не менее интересная.

Первая игра

Демис родился в 1976 году в Лондоне. Имея греческие и сингапурские корни, будущий гений был старшим ребёнком и всегда чувствовал себя белой вороной в семье:

«Мои родители — технофобы. Они не любят компьютеры… Такая богема. Брат и сестра пошли артистической дорогой. Никто в моей семье никогда не интересовался наукой или математикой, так что я не знаю, откуда во мне всё это».

Свои первые призовые, выигранные на шахматном турнире, он потратил на покупку ZX Spectrum 48K и Commodore Amiga, которые изучил досконально, а потом разобрал на части, пытаясь понять, как всё это работает. Шахматы, кстати, играли особую роль в жизни юного вундеркинда. Уже в 13 лет Демис достиг в шахматной системе ELO рейтинга 2300 (рекорд равен 2800) и стал вторым шахматистом мира в возрасте до 14 лет.

Школу юный талант закончил на два года раньше сверстников. Естественно, с отличием. В 14 лет парня отметили на конкурсе дизайнеров-любителей, проводимом журналом Amiga Power. Выиграть конкурс не удалось, но в качестве приза Демису предложили место тестера в английской игровой студии Bullfrog Productions, возглавляемой культовым разработчиком Питером Молиньё.

Первой игрой, в которой Хассабис занимался программированием и дизайном, стала Syndicate — изометрическая стратегия от третьего лица, совмещающая стратегический и тактический элементы в мире тотальной антиутопии и киберпанка. Игра, заложившая основные механики и стилистические приёмы для целого ряда игр следующего поколения, также послужила хорошим стартом для будущей карьеры Демиса.

Первая игра, которая снова изменит жизнь Хассабиса, произойдёт 9 марта 2016 года. Именно в этот день на 186-ом ходу чемпион мира в Го, Ли Седоль, которого называют Роджером Федерером от мира Го, признает своё первое поражение в 5-актовом противостоянии цифровых и аналоговых мозгов, а сам Демис сравнит произошедшее с высадкой человека на Луну:

«Мы высадились на Луну! Горжусь своей командой! И, конечно, всё мое уважение удивительному Ли Седолю»

Второй шанс

После успеха Syndicate Питер Молиньё начнёт разработку Theme Park и назначит подросшего Хассабиса на пост ведущего специалиста. Впоследствии Theme Park завоюет премию Golden Joystick и разойдётся миллионными тиражами, вдохновив многих дизайнеров на создание целого жанра игр-симуляторов подобного типа. А Демис получит необходимый опыт в программировании искусственного интеллекта игры, который всегда интересовал его больше всего в игровой разработке.

Со временем Демису станет скучно в рядах Bullfrog и он решит плотнее заняться образованием. Поступить в Queens’ College при Кембриджском университете не составит труда. Окончить — тем более. Как итог — получение в 1997 году диплома с двойным отличием в области компьютерных наук.

Выиграв, между делом, в 23 года Mind Sports Olympiad (аналог спортивной Олимпиады среди «ботанов») Демис создаст свою собственную игровую компанию Elixir Studios.

«Я легко могу заскучать, а ведь мир такой интересный, в нём так много клёвых штук. Если бы я был спортсменом, то участвовал бы в многоборье».

Профессиональным атлетом этот умник и большой фанат Ливерпуля не станет, но ещё пять лет подряд будет выигрывать Интеллектуальную Олимпиаду, переписав все рекорды. Пока не надоест.

В Bullfrog скучали по яркому таланту. Особенно это волновало Питера Молиньё, который назвал Хассабиса лучшим сотрудником века. Их пути пересекутся лишь раз, во время создания Black and White. Молиньё создаст оригинальный концепт, а сотрудник века станет ведущим программистом. Симулятор Бога, чем и был Black and White, поставит финальную точку в отношениях Хассабиса и работодателей. В дальнейшем он сам станет боссом и человеком с собственным уникальным мировоззрением.

10 марта 2016 года это мировоззрение поможет AlphaGo взять и вторую партию кряду, поставив корейского чемпиона в непростую ситуацию. Ещё месяц назад Ли Седоль был совершенно уверен в своей победе.

«Я не сомневался, что у нас есть хотя бы 10 лет в запасе. Ещё пару месяцев назад мы играли с программами на форе в четыре камня — это примерно как фора в ладью в шахматах. И тут — бац! — и сразу Ли Седоль повержен» — так описывает свои впечатления от матча один из самых сильных российских игроков, 7-кратный чемпион Европы по игре Го Александр Динерштейн — «Я прогнозировал счёт 5-0 в пользу Ли Седоля. И многие ведущие профессионалы были согласны с этой оценкой. Сейчас все в шоке, никто не знает, что будет. Я видел сотни партий Ли Седоля, но не помню, чтобы он так безнадёжно проигрывал. В обеих партиях, получив плохую позицию, он не смог её даже обострить, хотя умение вытаскивать тяжелые позиции — это его конёк».

В 2015 году AlphaGo уже одерживал победу над трёхкратным чемпионом Европы, профессиональным игроком в Го Фань Хуэем, который проиграл все пять партий на полной доске (19х19 линий). Ранее компьютерным программам удавалось побеждать профессионалов только на малых досках для неофициальных игр. Журналисты тогда сравнивали AlphaGo с суперкомпьютером Deep Blue от IBM, одержавшим в 1997 году победу над чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым.

Го, как и шахматы, шашки, нарды, и многие другие игры относится к играм с открытой информацией. Это значит, что оба игрока знают все о своей позиции и вариантах ходов, которые им доступны. И Го здесь занимает особо почётное место: число допустимых комбинаций камней на гобане (доске для игры в го) превышает число атомов во Вселенной, поэтому речь о просчёте всех комбинаций, как, например, в шахматах, здесь не идёт.

Злой гений

Elixir Studios запомнилась геймерам по двум проектам. Конечно, это были стратегии.

Republic: The Revolution оказалась слишком прогрессивной и замороченной для своего времени, получив смешанные оценки. Сложный механизм управления оппозиционной партией во время кризиса в тоталитарном государстве — это было совсем не то, чего хотели игроки, воспитанные на сериях Age of Empires и Command & Conquer.

Evil Genius была, наоборот, привлекательной для массовой аудитории. Помог игре её оригинальный шпионский сеттинг. Роль злого демиурга с кучей миньонов пришлась игрокам по вкусу. Топить ледники ради всеобщего потопа, развивать свою секретную зловещую базу со множеством ловушек, вымогать деньги с мировых правительств — всё это было подано легко, но в то же время с умом. Dungeon Keeper времён Холодной войны.

«Злой гений» Хассабиса к этому моменту уже наигрался в лидера студии. В рамках развлекательной индустрии ему стало тесно и, продав всю интеллектуальную собственность другим студиям, Демис закрыл Elixir и отправился в мир нейронауки, провозгласив своей целью разработку доступных технологий искусственного интеллекта:

«Я хочу решить проблему искусственного интеллекта, чтобы использовать его для решения всего остального. Для меня игры всегда были приложением для A.I. Но где-то в 2004-5 годах стало ясно, что игровая индустрия движется в другом направлении, в отличии от 90-х, когда это было действительно увлекательным и креативным занятием и можно было реализовать любую идею. Это было больше, чем современное графическое превосходство или франшизы типа серии FIFA и всего такого. Так что, это больше меня не интересует»

После второй подряд победы AlphaGo над Ли Седолем возможностями программы заинтересовался китайский мастер этой игры Ке Цзе. Ранее он назвал искусственный интеллект «слишком простым соперником», пояснив, что ему претит выигрывать сто игр из ста, но теперь его мнение изменилось:

«Должен сказать, что я недооценил AlphaGo. До первого матча я думал, что Седоль выиграет пять из пяти. Сейчас, наблюдая за AlphaGo, у меня нет того предчувствия победы, как при игре с человеком, но я всё же думаю, что мои шансы на неё составляют примерно 60%. Если в итоге Ли проиграет, то я готов к поединку»

«Злой гений» возьмёт и следующую партию в Го. 12 марта 2016 года Ли Седоль проиграет третью схватку подряд и упустит итоговую победу по сумме пяти игр (а также и призовой миллион долларов). Остальные матчи будут направлены лишь на улучшение своей репутации лучшего игрока мира. Корея, где Го традиционно популярнее, чем где бы то ни было, встретила создателей компьютерного алгоритма первыми полосами газет и сюжетами на телевидении. Один из комментаторов матча скажет потом:

«Все игроки мира, безусловно, болели за Ли. Может быть за очень редким исключением. Все-таки быть последней непобежденной игрой — это дорогого стоит. Многие приходили в Го как раз зная, что это последняя игра, в которой компьютеры не считались серьёзными соперниками. У нас даже правила касательно электроники во время матча очень расслабленные: всем понятно, что на высоком уровне компьютер играть в Го не может, так что искать у него подсказки глупо. Но Ли проиграл и всё изменилось».

Новые горизонты

После продажи Elixir Studios золотой мальчик начнёт специализироваться на двух сложных темах — автобиографической памяти и амнезии. Он опубликует сразу несколько высоко цитируемых и влиятельных работ, в том числе в Proceedings of the National Academy of Sciences. Научным руководителем Демиса в Центре нейродиагностики при Университетском колледже Лондона станет известный нейрофизиолог Элеонора Магуайер.

В 2006 году Хассабис в качестве ведущего автора опубликует исследование, посвящённое амнезии. Его результаты журнал Science внесёт в десятку самых главных открытий года. Ученые заявят, что им удалось раскрыть нейробиологические основы предвидения будущего.

По их версии, особая роль в предвидении будущих событий принадлежит гиппокампу, небольшому участку мозга, расположенному в височных долях, — он отвечает за определенные виды памяти и играет основную роль в процессах запоминания и обучения. С его помощью мозг может «предвидеть», что должно случиться в ближайшем будущем, опираясь при этом на целостную последовательность прошедших событий, которые он автоматически вспоминает в ответ на раздражитель из настоящего. Хассабис с коллегами пришли к выводу, что гиппокамп работает как своего рода устройство, которое может соединить в единое целое опыт прошлого и ощущения настоящего.

Другое исследование Хассабиса, не менее выдающееся, опубликованное в 2009 году, впервые докажет возможность «чтения» человеческой памяти посредством наблюдения за мозговой деятельностью. Для этого использовалось функциональное магнитно-резонансное исследование, которое анализирует области мозга в момент их активизации.

Сканируя мозг человека, ученым удастся проследить активность некоторых нейронов все того же гиппокампа и определить местонахождение человека в смоделированной на компьютере виртуальной реальности. Это открытие гипотетически может привести к появлению аппаратов для сканирования нескольких видов человеческой памяти, хотя Хассабис и считает, что риск непрошеного вторжения в сознание человека по-прежнему можно отнести к разряду фантастики.

В течение нескольких лет Хассабис будет работать в области технологий, а затем вернётся к академической деятельности, чтобы в 2009 году получить докторскую степень в области когнитивной неврологии в Университетском колледже Лондона. Хассабис продолжит свои исследования в области неврологии и искусственного интеллекта в качестве научного сотрудника благотворительного фонда Wellcome Trust на отделении Компьютерной неврологии института Гэтсби при колледже Лондона и в качестве приглашённого ученого в Массачусетском технологическом институте совместно с Гарвардом.

В последние годы Демис занимался дальнейшими исследованиями технологий сканирования мозга и, судя по всему, продвинулся в этом довольно далеко. В 2011 году Демис стал основателем и генеральным директором DeepMind Technologies, стартапом, специализирующемся в создании алгоритмов обучения общего назначения.

После этого технический директор Google и знаменитый футуролог Рэй Курцвейл, курирующий в интернет-компании разработки в области искусственного интеллекта, просто не мог не заметить талантливого английского учёного с выдающимися способностями и хорошим предпринимательским опытом. В январе 2014 года DeepMind была приобретена Google за 625 миллионов долларов и Хассабис стал вице-президентом по разработкам проектов.

Нового горизонта достиг и Ли Седоль, сумевший собраться и одержать первую победу над AlphaGo. Однако, общий итог противостояния не изменился.

Интересно, что успех AlphaGo разные комментаторы интерпретируют очень по-разному. Либо как очередную убедительную победу нейросетей и глубокого обучения над традиционным формальным подходом к искусственному интеллекту. Либо, наоборот, как признак ограниченности «чистых» нейросетей.

Действительно, последняя громкая победа глубокого обучения в играх, к которой, к слову, также приложил руку Демис Хассабис, была связана с использованием «чистых» нейростей. Речь идет о создании системы A.I., которая смогла научиться играть в игры ATARI без использования каких-либо инструкций или сложной ручной настройки. Тогда в качестве данных для обучения программа получала только изображение игрового монитора и результат игры: победа или проигрыш. Имея эти данные, программа могла управлять игрой, например, нажимать на рычаги в пинболе. Оказалось, что длительное обучение с подкреплением без какого-либо вмешательства человека может вывести A.I. в подобной игре на уровень человека или даже выше. Однако, такой «чисто сетевой» подход не сработал с Го. Вместо него команде DeepMind пришлось применить гибридную архитектуру, сочетающую мощь нейросетей и традиционный метод перебора комбинаций (метод Монте-Карло).

Будущее

На разработку AlphaGo ушло всего 18 месяцев. Хассабис сравнивает его компанию с программой Апполон или с Манхэттенским проектом.

Стоит ли говорить о том, что и пятую игру Ли Седоль проиграл? Несомненно. Означает ли это победу машинного разума над человеческим? Конечно, нет. Рано говорить об этом.

Го всегда считалась самым крепким орешком. И выход программ на «нечеловеческий» уровень в Го, безусловно, маркирует какой-то качественный переход во всей области исследований искусственного интеллекта. Ушла эпоха — не иначе. Но думать, что теперь, с созданием AlphaGo, эволюция программ остановится, а «вопрос Го» будет закрыт — неправильно. Это естественное развитие A.I. и робототехники.

Что до «злого гения» Демиса Хассабиса, то его любопытный ум уже ищет новые возможности применения созданного компьютерного алгоритма:

«Методы, которые мы использовали в своей работе, вселяют в нас надежду, что однажды мы будем в силах решать реальные социальные проблемы, улучшить медицинскую диагностику, лучше разобраться в климатическом моделировании…

Мы всё ещё новички в Google, но пытаемся сделать так, чтобы компьютер лучше понимал нас — улучшаем алгоритмы поиска, систему персональных рекомендаций, присматриваемся к самоуправляемым машинам. Сеть уже научилась распознавать образы, теперь нужно научить её распознавать действия.

Игры — это идеальная платформа для разработки и проверки алгоритмов искусственного разума, но в конечном счете эти технологии должны помогать решать реальные проблемы, Думаю, что разработанные с помощью AlphaGo продукты и сервисы могут появиться в течение одного-двух лет»

«Я всегда был одержим попытками понять природу разума, человеческого и искусственного»

Смотрите также
Самые смешные пародии на «Лучший момент матча» из Overwatch
Фичер
Самые смешные пародии на «Лучший момент матча» из Overwatch
Чего мы ждем от GTA VI?
Фичер
Чего мы ждем от GTA VI?
Лучший косплей Overwatch: D.Va
Фичер
Лучший косплей Overwatch: D.Va
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться