The Boston Major 2016 Перейти

Дерби старой фирмы: FIFA и Pro Evolution Soccer

Дмитрий Трушанов (пользователь)

Перед выходом новых версий главных футбольных симуляторов планеты, самое время вспомнить, какой путь проделали обе франшизы, зачем нам это все нужно, и что ожидать от нового сезона

В заголовке не зря стоит союз «и» — этот текст не преследует цели определить победителя в популярном в своих кругах споре. Эта статья — краткое изложение истории сосуществования двух самых важных футсимов в период с начала этого века и до настоящего времени.

Если при виде этого скриншота у вас в голове не заиграл трек Fatboy Slim`а — я по-доброму завидую вашей молодости

Осень — это не только дожди, День знаний, День прощанья и, если повезет, бабье лето. Для всех любителей футбола это еще и пора запускать новую версию футбольного симулятора. На выбор, как обычно, FIFA от EA Sports и Pro Evolution Soccer (далее PES) от KONAMI .

International Superstar Soccer '98 — предок PES. Лаконичность в названии — это точно не к KONAMI

История этого противостояния стартовала в начале нулевых, когда усыпляющую, сытую монополию EA Sports в сфере спортивных симуляторов дерзко нарушила Konami, показав в PES свежий, принципиально иной взгляд на то, каким может быть виртуальный футбол. Безусловно, обе серии существовали и раньше, но именно в 2003 году, с долгожданным выходом PES 3 на ПК, в мирном футбольном сообществе наметился раскол.

EA всегда трепетно следили за качеством воплощения звезд — актуальная прическа Бекхэма в FIFA 2003

С тех пор и до настоящего времени, на тематических форумах продолжается беспощадный и бесконечный спор на тему «Что же лучше?». Если судить по чартам продаж, не считая прорыва PES в начале нулевых, FIFA более чем уверенно владеет инициативой. Чтобы в этом убедиться, не обязательно анализировать сухие цифры статистики, достаточно прийти в любое антикафе: с вероятностью в 99% там будет актуальная часть FIFA. А про PES администратор заведения, скорее всего, никогда не слышал.

Одна из самых популярных дисциплин в спорах — сравнения качества лиц. Златан недоволен

И для этого есть ряд вполне объективных причин. Самая, пожалуй, главная — ресурсы. Сопоставлять возможности EA и Konami, это как сравнивать «Манчестер Сити» и «Лестер» — и те, и другие занимаются одним и тем же, играют в одной лиге, но… Такая аналогия не случайна, и дело не в том, что речь идет о футболе, просто то, что удалось сделать «Лестеру» в прошлом сезоне — история PES эры PS 2. Упорный труд, качественная реализация скромных возможностей, плюс элемент неожиданности и новизны. Однако, всего этого недостаточно, чтобы быть стабильно успешным на протяжении многих лет. Переход на новое поколение консолей дался серии тяжело, были относительно удачные версии, были откровенно провальные, но таких успехов, как в случае с PES 6, у KONAMI уже не было.

Пожалуй, последний на сегодняшний день крупный успех KONAMI — PES 6

Конкуренция задела самолюбие ЕА. Началась оптовая скупка лицензий на все ключевые и не очень лиги, привлечение лучших футболистов для пышных рекламных кампаний, смена движка, партнерство с АПЛ, работа над контентом, удачный заход онлайн-режимов. KONAMI и в период своего расцвета не могли конкурировать в этих областях. Основной движущей силой успеха был кардинально другой подход в управлении игрой команды, совершенно другой принцип построения атак, подготовка ударов по воротам, огромное количество тактических элементов управления. Иными словами, игра была действительно сложной, порог вхождения был довольно высок, голы давались с трудом, о «пинг-понге» через все поле не могло быть и речи, обвести 5 человек было невозможно. Сюда же можно добавить трудновыразимую в словах специфику любых японских игр, которую далеко не все могут принять. Но когда ты забивал победный гол в самом конце, ты чувствовал, что оно того стоило. Он мог быть немного корявым, но это была полностью твоя заслуга. Учитывая количество приложенных усилий, такие голы были куда ценней изящных выстрелов по девяткам в FIFA.

Решение KONAMI сыграть на казуальной территории FIFA, мягко говоря, было спорным. Во-первых, это отпугнуло хардкорных фанатов серии (и надолго, до сих пор выпускаются любительские патчи для PES 6, проводятся турниры — в октябре игре исполнится 10 лет), а новых привлечь не удалось — зачем, если в FIFA лучше и больше?

Невероятно успешный режим Ultimate team в FIFA 14. В аукционе можно было пропадать часами

С переходом на текущее поколение консолей положение вещей не изменилось. EA имеет стабильно высокие продажи, наращивает мощь за счет эксклюзивных лицензий, работает над приятными мелочами, вводит новые режимы, проводит грандиозные рекламные компании. KONAMI снова с огромными мучениями начинает осваивать новый движок, берет курс на возвращение к корням (смелый слоган «King is Back», ага). Ветераны, смахнув скупую ностальгическую слезу, с надеждой в сердце запускали последние две части игры, но всё не то. Учитывая, что KONAMI в целом уходят от видеоигр в пользу мобильных приложений и странных игровых автоматов для внутреннего рынка, а так же отказались от некоторых своих ключевых тайтлов, можно было предсказать скорый закат и этой серии, или, по крайней мере, отказ от ежегодной системы выпуска новой части.

Тем временем, Руни смотрит на тебя как на сокамерника. Меню очень сырой PES 2014

Тем не менее, менеджеры посчитали иначе, и новая часть была анонсирована на крупных игровых выставках. К моменту написания этого текста, демо-версия PES 2017 уже пару недель как доступна для ознакомления на консолях, демо FIFA выйдет в середине сентября, и перед тем, как оценить перспективы и подвести некий итог, я бы хотел сделать отступление, которое, возможно, будет иметь значение для некоторых читателей: автор строк — поклонник серии PES с 2003 года. Я искренне старался, чтобы это было незаметно, я ничего не навязываю, прекрасно вижу очевидные плюсы и минусы обеих игр, и полностью одобряю личный выбор каждого. В конце концов, это лишь вопрос точки зрения и восприятия.

Получилось так, что в этом году анонс новой части PES прошел без какой-то особенной помпы (относительно анонсов предыдущих частей, конечно, а не по сравнению с презентацией FIFA17 на Е3 с Моуриньо). Возможно, это связано с тем, что все уже устали от этих громких речей про возвращение короля, про «любим прошлое, играем в будущее», «поле наше», и тд. Да, мы прочитали очередные восторженные отзывы с закрытых плейтестов, посмотрели на шилдики «лучшая спортивная игра 2017» с какой-то там выставки. Естественно, в этой части «система обработки мяча переработана, и вратари переработаны, и удары переработаны, и все переработано. И вы никогда не видели такого реалистичного симулятора!». Революция. Эволюция. Реалистично. Новый уровень. Так буднично.

Скепсис рухнул после запуска демо. Не сразу, но зато основательно. Нет, правда, на контрасте с предыдущими частями, это очень хорошо. Если говорить коротко, то лучше стало вообще все. Ясно, что этого даже мало, учитывая сколько проблем накопилось за последние три года (возьмем за новую точку отсчета PES 2014), но теперь в PES вполне даже не стыдно поиграть и не на «мануале» (в предыдущих частях всё, кроме ручного управления ударами и передачами, походило на нелепую пародию на футбол). Вышло так, что все черт-знает-сколько игр я провел против живых людей, поэтому судить об игре с ИИ не берусь. Описать игру против человека можно одним словом — плотно. «Пинг-понг» и слепой заброс на форварда не работает, игроки борются за мяч, падают, отскакивают, толкаются. Для точного удара/передачи снова надо учитывать позиционирование игрока, рабочую ногу, положение тела, игровую ситуацию в целом. Вратари… Такое ощущение, что до этого демо их вроде как и не было. Вернулся рандом — добро пожаловать обрезы, удары мимо в упор, передачи в аут. Подкаты не автонаводятся на мяч. Судьи стали свистеть очевидные фолы. И еще огромное количество мелочей, про которые можно сказать лишь одно — лишь бы не поменяли в финальном релизе (такие случаи были).

Страшно подумать, какую часть бюджета пришлось выложить за эксклюзивный контракт с Барселоной. PES 2017

Естественно, есть и минусы: вратари хоть и эффектно тащат мертвые мячи, все же имеют тенденцию отбивать мяч перед собой, судьи все же недостаточно строги, а анимация движения и дриблинга всё еще слегка напоминает бег на коньках. Со временем придет понимание, как эффективней всего забивать, но прямо вот сейчас — это очень перспективно и интригующе, и это определенно стоит попробовать.

Неизбежные грустные новости: PES 17 потерял еще уйму лицензий, список внушительный и расписывать его нет смысла — все и правда плохо. Были подписаны эксклюзивные партнерские контракты с новыми клубами, но, учитывая потери, размен не равный, на мой взгляд. Проблему может отчасти решить анонсированная полная поддержка Option File`а, позволяющая добавлять форму, бутсы, лица, команды и, в целом, решать проблему с Ман Рэд, ФК Лондон и другой PES-классикой, но — только на PS4. ПК-сообщество, знаменитое своими невероятными (это не преувеличение) патчами, дополняющими и улучшающими исходную игру примерно в 2 раза, в этом году, по какой-то дурацкой традиции, снова получит очень страшный порт с консолей предыдущего поколения. Помимо улучшенного освещения, текстур, качественных зрителей на трибунах и газона, на ПК, видимо, не будет некоторых приятных мелочей, таких как пар изо рта в холодную погоду, или всплесков от шагов во время дождя (еще немного занудства: это все было 10 лет назад).

Как говорится, к успеху идет

Что же касается новой FIFA, то, даже не играя в демо, можно сделать вывод, что всё у неё снова будет хорошо, она станет хитом, играть будут все — от хипстеров в кальянных, до футболистов на сборах. Это будет очень дорого, качественно, стильно, удобно. Постоянная синхронизация с текущим положением дел в мире футбола — это уже данность. Очередное усовершенствование онлайна и всех стандартных режимов игры. Плюс, перспективный новый режим одиночной игры, с сюжетом о восхождении «с самого низа к успеху», с диалогами и кинематографичными кат-сценами. Кому пришелся по душе аналогичный режим в двух последних NBA 2K, будут в восторге. В целом, если вам нужна игра, которую не нужно ещё какое-то время самому доделывать любительскими патчами, которую можно просто запустить и поорать под нее с друзьями — тогда этот вариант просто очевиден.

Для всех остальных, а это двенадцать с половиной человек, все еще ждущих новый PES, в который можно провалиться надолго — дайте ему в этот раз шанс. Просто важно помнить, что PES всегда была нишевой игрой, не стоит ждать от неё лоска и роскоши FIFA, этого никогда не будет. И было бы не плохо, если в KONAMI тоже об этом вспомнили.

Смотрите также
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Фичер
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Counter-Strike, в который играют люди
Фичер
Counter-Strike, в который играют люди
Парад идеального косплея на «ИгроМире 2016»
Фичер
Парад идеального косплея на «ИгроМире 2016»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться