Десять самых интересных игровых патентов

Егор Антоненков (редакция)

Игровая консоль от EA, диалоговое кольцо Mass Effect, зеленая стрелка из Crazy Taxi и другие игровые идеи, защищенные патентами

Видеоигры развиваются гораздо быстрее любой другой развлекательной индустрии, и у каждого игрового изобретения, как правило, есть автор. А авторские идеи принято защищать патентами, чтобы обезопасить себя от соперников или хотя бы неплохо заработать, если идея действительно удачная. Среди этих патентов иногда попадаются предельно необычные и забавные: перед вами — десять наших фаворитов.

Крестовина на геймпаде

Принадлежит: Nintendo

Цитата из патента:«Многопозиционный переключатель, который может быть механически активирован в различных направлениях путем давления кончиком пальца оператора. Имеет форму креста».

В чем суть: Крестовина, или D-pad, присутствует на геймпадах всех консолей, начиная с NES. Но если приглядеться, можно заметить, что форму креста она принимала только на контроллерах Nintendo — Sega и Microsoft обрамляли «стрелочки» пластиковым кругом, а Sony предпочитала отдельные направляющие кнопки. Эти креативные решения — результат патента, полученного Nintendo в 1983 году: он в деталях описывал устройство «креста», которое не могли копировать конкуренты японцев. Ближе всего к запретной территории подошла Sega в 1998 году: D-pad геймпада Dreamcast имел форму креста, но значительно отличался как по виду, так и по механике работы. Патент утратил свою силу только в 2005 году, но последствия его ухода мы увидели только сейчас: D-pad контроллера Xbox One выглядит, как классический «крест».

Направляющая стрелка

Принадлежит: Sega

Цитата из патента: «Метод отображения направления для объекта, который движется в виртуальном пространстве к пункту назначения».

В чем суть: Впервые стрелка-указатель направления появилась в аркадной гонке Crazy Taxi, Когда пассажир садился в вашу машину, вверху экрана появлялась зеленая стрелка, которая показывала, куда ехать — патент описывает ее устройство. Это весьма простой и наглядный метод ориентирования, поэтому Sega забрала его себе и даже успешно судилась с разработчиками The Simpsons: Road Rage (они решили, что замена стрелки на указательный палец не будет считаться нарушением). Впрочем, запрет дал жизнь новым решениям: GTA 3 познакомила игроков с гораздо более удобной мини-картой, и необходимость в стрелке отпала.

Диалоговое кольцо

Принадлежит: Electronic Arts

Цитата из патента: «Графический интерфейс предлагает набор заранее определенных сегментов для разных ответов, каждый из которых связан с определенным методом ввода, что позволяет игроку запомнить расположение типов ответов и мгновенно выбирать решения без изучения дополнительных нюансов».

В чем суть: Диалоги в ролевых играх долгое время не давали точное представление о последствиях, которые спровоцирует та или иная фраза в разговоре: половина удовольствия от первых частей Fallout заключалась в гадании, застрелят ли вас после очередной реплики или нет. Mass Effect заранее объясняла значение каждой фразы: добрые ответы всегда располагались в верхней правой части диалогового кольца, враждебные — в нижней правой, и так далее. Подобная система стала фирменным патентованным элементом серии — остальные ролевые игры до сих пор используют простые списки доступных ответов.

Бег по спирали

Принадлежит: Sega

Цитата из патента: «Указанный метод контролирует отображение персонажа видеоигры во время прохождения пути, отображенного на экране. Метод включает в себя отображение сегмента пути, на котором персонаж отображен сверху и другого сегмента, на котором он отображен вверх ногами…».

В чем суть: За сложными формулировками патента скрывается простейшая идея: помните, как в 16-битных играх про Соника синий еж пробегал сквозь петли-спирали, и в этот момент мы видели его со всех сторон — сбоку, сверху, вверх ногами и во всех ракурсах между? Sega не могла запатентовать идею спиралей, но метод отображения двухмерного персонажа, попадающего в них — вполне.

Игровая консоль от EA

Принадлежит: Electronic Arts

Цитата из патента: «Электронная игровая система, включающая в себя игровую консоль, которая принимает игровые картриджи и запускает игры, хранящиеся на них, и беспроводной контроллер для управления действиями в игре.»

В чем суть: В начале 1994 года Electronic Arts подала заявку на патент собственной игровой консоли. Прошло почти два десятилетия — действие патента скоро закончится, а приставки так и нет. И, что самое обидное для EA, компания даже не смогла ни с кем посудиться: у Nintendo 64, вышедшей в 1996 году, были только проводные геймпады, а последующее поколение консолей хоть и перешло на беспроводные контроллеры, но вместе с тем и окончательно отказалось от картриджей. Не в этот раз, EA!

Обратная отдача

Принадлежит: Immersion Corporation

Цитата из патента: «Интерфейс, который обеспечивает тактильную отдачу различным частям тела пользователя. Устройство использует один и более вибротактильный модуль, состоящих из груза и привода, приводящего груз в движение. Когда груз ускоряется под воздействием привода, весь вибротактильный модуль вибрирует. Таким образом, вибротактильный модуль оказывает вибрирующее стимулирующее воздействие на часть тела, к которой он приложен».

В чем суть: Патент описывает механизм обратной отдачи любого современного геймпада. И как вы понимаете, производители консолей не могли не нарваться на иск от Immersion Corporation. В 2002 году компания подала в суд на Sony и Microsoft за нарушение патента — Nintendo, использовавшая собственную технологию отдачи, избежала конфликта. Представители Microsoft понимали, что суд не закончится ничем хорошим, и перешли в контратаку —компания купила 10% акций Immersion, сняв с себя все претензии. А вот Sony пришлось несладко: после нескольких лет судебных разбирательств ее признали виновной и обязали выплатить $90 миллионов стороне обвинения.

На E3 2006 года Sony заявила, что у геймпада PlayStation 3 не будет обратной отдачи — хотя компания и утверждала, что решение связано с новым сенсором Sixaxis, многие увидели в этом последствия судебных тяжб с Immersion. В марте 2007-го две компании наконец-то нашли общий язык (Immersion стала невероятно доброй после получения почти ста миллионов долларов), и уже к концу года отдача вернулась в геймпады PlayStation 3 — и, как ни странно, она совсем не конфликтовала с Sixaxis.

Защита от подержанных игр

Принадлежит: Sony

Цитата из патента: «Игровая система включает дескриптор прав пользования, необходимый для использования игрового диска пользователем игры, оптический привод и проигрывающее устройство для воспроизведения игры. Оптический привод считывает ID с игрового диска. Когда игра запускается, проигрывающее устройство передает ID диска и ID игрока дескриптору прав пользования. Дескриптор прав пользования хранит правила пользования игрой и определяет, соответствует ли им комбинация ID диска и ID игрока, полученная от проигрывающего устройства».

В чем суть: Среди игроков за Sony закрепилась репутация корпорации добра: выпускает хорошие игры, поддерживает независимых разработчиков, регулярно снижает цены и выпускает консоли без региональной защиты. Это, впрочем, не мешает Sony придумывать технологии, бьющие по игрокам — вышеуказанный патент описывает метод защиты консоли от подержанных игр: понятное дело, что в случае несовпадения удостоверения диска и игрока таинственный дескриптор прав пользования не даст вам запустить игру.

Эпизодическая доставка контента

Принадлежит: Electronic Arts

Цитата из патента: «Изобретение обеспечивает эпизодическую доставку развлекательного контента. Система доставки развлекательного контента внедряется в игру и позволяет закачивать дополнительные эпизоды игры с удаленного сервера. Каждый из эпизодов может включать в себя последние технологии, доступные на данный момент. Следовательно, в соответствии с данным изобретением, технологические улучшения могут представляться публике по мере их появления».

В чем суть: Название патента говорит само за себя — еще в далеком 2001 году Electronic Arts придумала то, что в эпоху Xbox 360 будет называться загружаемыми дополнениями (DLC). Правда, в начале нулевых компания думала, что новые эпизоды смогут включать в себя разные технические новинки, но на деле все оказалось куда скучнее: нынешние игры получают лишь новые варианты концовок, персонажей и уровни. Несмотря на наличие патента, EA не стала судиться с другими компаниями, которые выпускают к своим играм загружаемые дополнения.

Прохождение квестов с друзьями

Принадлежит: Zynga

Цитата из патента: «Друзьям игрока посылается запрос на вступление в команду и участие в выполнении задач. Каждый член команды, ответивший на запрос, получает свою задачу».

В чем суть:Патент когда-то успешной компании Zynga описывает инфернальную социальную механику «пригласите друзей, чтобы они дали вам две доски и полили грядки, после чего вы сможете пройти квест». Несмотря на то, что автоматически рассылаемые запросы от играющих в какую-нибудь ерунду друзей хоть раз приводили в ярость любого пользователя Facebook, сегодня Zynga терпит жуткие убытки. Как говорится, karma is a bitch.

Шары из мусора

Принадлежит: Namco

Цитата из патента: «Игровой метод расстановки множества объектов, состоящий из: множества объектов, которые приклеиваются к рабочему объекту в виртуальном пространстве, управления вращением и движением рабочего объекта согласно командам игрока, а также вращения и движения рабочего объекта во время приклеивания объектов, с которыми контактирует рабочий объект.»

В чем суть: Еще одна невероятная формулировка, за которой скрывается одна из самых удачных игровых механик последнего десятилетия. Текст патента описывает, как именно шарик из Katamari Damacy приклеивает к себе различные предметы, разрастается в объеме, но при этом всегда остается относительно круглым: за несложной с виду системой стоит огромное количество расчетов, и Namco решила, что это изобретение останется за ней.

И это — далеко не полный список интересных патентов, которые принадлежат игровым компаниям. Иногда юристы издателей патентуют какое-нибудь незначительное изобретение просто «на всякий случай» и потом даже не вспоминают о нем. Ведь прогресс патентами не остановишь: гораздо чаще это подстегивает других издателей и разработчиков придумывать альтернативные решения, которые оказываются даже удачнее, чем запатентованные конкурентами.

Смотрите также
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Фичер
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться