Десять самых интересных игровых патентов

Егор Антоненков (редакция)

Игровая консоль от EA, диалоговое кольцо Mass Effect, зеленая стрелка из Crazy Taxi и другие игровые идеи, защищенные патентами

Видеоигры развиваются гораздо быстрее любой другой развлекательной индустрии, и у каждого игрового изобретения, как правило, есть автор. А авторские идеи принято защищать патентами, чтобы обезопасить себя от соперников или хотя бы неплохо заработать, если идея действительно удачная. Среди этих патентов иногда попадаются предельно необычные и забавные: перед вами — десять наших фаворитов.

Крестовина на геймпаде

Принадлежит: Nintendo

Цитата из патента:«Многопозиционный переключатель, который может быть механически активирован в различных направлениях путем давления кончиком пальца оператора. Имеет форму креста».

В чем суть: Крестовина, или D-pad, присутствует на геймпадах всех консолей, начиная с NES. Но если приглядеться, можно заметить, что форму креста она принимала только на контроллерах Nintendo — Sega и Microsoft обрамляли «стрелочки» пластиковым кругом, а Sony предпочитала отдельные направляющие кнопки. Эти креативные решения — результат патента, полученного Nintendo в 1983 году: он в деталях описывал устройство «креста», которое не могли копировать конкуренты японцев. Ближе всего к запретной территории подошла Sega в 1998 году: D-pad геймпада Dreamcast имел форму креста, но значительно отличался как по виду, так и по механике работы. Патент утратил свою силу только в 2005 году, но последствия его ухода мы увидели только сейчас: D-pad контроллера Xbox One выглядит, как классический «крест».

Направляющая стрелка

Принадлежит: Sega

Цитата из патента: «Метод отображения направления для объекта, который движется в виртуальном пространстве к пункту назначения».

В чем суть: Впервые стрелка-указатель направления появилась в аркадной гонке Crazy Taxi, Когда пассажир садился в вашу машину, вверху экрана появлялась зеленая стрелка, которая показывала, куда ехать — патент описывает ее устройство. Это весьма простой и наглядный метод ориентирования, поэтому Sega забрала его себе и даже успешно судилась с разработчиками The Simpsons: Road Rage (они решили, что замена стрелки на указательный палец не будет считаться нарушением). Впрочем, запрет дал жизнь новым решениям: GTA 3 познакомила игроков с гораздо более удобной мини-картой, и необходимость в стрелке отпала.

Диалоговое кольцо

Принадлежит: Electronic Arts

Цитата из патента: «Графический интерфейс предлагает набор заранее определенных сегментов для разных ответов, каждый из которых связан с определенным методом ввода, что позволяет игроку запомнить расположение типов ответов и мгновенно выбирать решения без изучения дополнительных нюансов».

В чем суть: Диалоги в ролевых играх долгое время не давали точное представление о последствиях, которые спровоцирует та или иная фраза в разговоре: половина удовольствия от первых частей Fallout заключалась в гадании, застрелят ли вас после очередной реплики или нет. Mass Effect заранее объясняла значение каждой фразы: добрые ответы всегда располагались в верхней правой части диалогового кольца, враждебные — в нижней правой, и так далее. Подобная система стала фирменным патентованным элементом серии — остальные ролевые игры до сих пор используют простые списки доступных ответов.

Бег по спирали

Принадлежит: Sega

Цитата из патента: «Указанный метод контролирует отображение персонажа видеоигры во время прохождения пути, отображенного на экране. Метод включает в себя отображение сегмента пути, на котором персонаж отображен сверху и другого сегмента, на котором он отображен вверх ногами…».

В чем суть: За сложными формулировками патента скрывается простейшая идея: помните, как в 16-битных играх про Соника синий еж пробегал сквозь петли-спирали, и в этот момент мы видели его со всех сторон — сбоку, сверху, вверх ногами и во всех ракурсах между? Sega не могла запатентовать идею спиралей, но метод отображения двухмерного персонажа, попадающего в них — вполне.

Игровая консоль от EA

Принадлежит: Electronic Arts

Цитата из патента: «Электронная игровая система, включающая в себя игровую консоль, которая принимает игровые картриджи и запускает игры, хранящиеся на них, и беспроводной контроллер для управления действиями в игре.»

В чем суть: В начале 1994 года Electronic Arts подала заявку на патент собственной игровой консоли. Прошло почти два десятилетия — действие патента скоро закончится, а приставки так и нет. И, что самое обидное для EA, компания даже не смогла ни с кем посудиться: у Nintendo 64, вышедшей в 1996 году, были только проводные геймпады, а последующее поколение консолей хоть и перешло на беспроводные контроллеры, но вместе с тем и окончательно отказалось от картриджей. Не в этот раз, EA!

Обратная отдача

Принадлежит: Immersion Corporation

Цитата из патента: «Интерфейс, который обеспечивает тактильную отдачу различным частям тела пользователя. Устройство использует один и более вибротактильный модуль, состоящих из груза и привода, приводящего груз в движение. Когда груз ускоряется под воздействием привода, весь вибротактильный модуль вибрирует. Таким образом, вибротактильный модуль оказывает вибрирующее стимулирующее воздействие на часть тела, к которой он приложен».

В чем суть: Патент описывает механизм обратной отдачи любого современного геймпада. И как вы понимаете, производители консолей не могли не нарваться на иск от Immersion Corporation. В 2002 году компания подала в суд на Sony и Microsoft за нарушение патента — Nintendo, использовавшая собственную технологию отдачи, избежала конфликта. Представители Microsoft понимали, что суд не закончится ничем хорошим, и перешли в контратаку —компания купила 10% акций Immersion, сняв с себя все претензии. А вот Sony пришлось несладко: после нескольких лет судебных разбирательств ее признали виновной и обязали выплатить $90 миллионов стороне обвинения.

На E3 2006 года Sony заявила, что у геймпада PlayStation 3 не будет обратной отдачи — хотя компания и утверждала, что решение связано с новым сенсором Sixaxis, многие увидели в этом последствия судебных тяжб с Immersion. В марте 2007-го две компании наконец-то нашли общий язык (Immersion стала невероятно доброй после получения почти ста миллионов долларов), и уже к концу года отдача вернулась в геймпады PlayStation 3 — и, как ни странно, она совсем не конфликтовала с Sixaxis.

Защита от подержанных игр

Принадлежит: Sony

Цитата из патента: «Игровая система включает дескриптор прав пользования, необходимый для использования игрового диска пользователем игры, оптический привод и проигрывающее устройство для воспроизведения игры. Оптический привод считывает ID с игрового диска. Когда игра запускается, проигрывающее устройство передает ID диска и ID игрока дескриптору прав пользования. Дескриптор прав пользования хранит правила пользования игрой и определяет, соответствует ли им комбинация ID диска и ID игрока, полученная от проигрывающего устройства».

В чем суть: Среди игроков за Sony закрепилась репутация корпорации добра: выпускает хорошие игры, поддерживает независимых разработчиков, регулярно снижает цены и выпускает консоли без региональной защиты. Это, впрочем, не мешает Sony придумывать технологии, бьющие по игрокам — вышеуказанный патент описывает метод защиты консоли от подержанных игр: понятное дело, что в случае несовпадения удостоверения диска и игрока таинственный дескриптор прав пользования не даст вам запустить игру.

Эпизодическая доставка контента

Принадлежит: Electronic Arts

Цитата из патента: «Изобретение обеспечивает эпизодическую доставку развлекательного контента. Система доставки развлекательного контента внедряется в игру и позволяет закачивать дополнительные эпизоды игры с удаленного сервера. Каждый из эпизодов может включать в себя последние технологии, доступные на данный момент. Следовательно, в соответствии с данным изобретением, технологические улучшения могут представляться публике по мере их появления».

В чем суть: Название патента говорит само за себя — еще в далеком 2001 году Electronic Arts придумала то, что в эпоху Xbox 360 будет называться загружаемыми дополнениями (DLC). Правда, в начале нулевых компания думала, что новые эпизоды смогут включать в себя разные технические новинки, но на деле все оказалось куда скучнее: нынешние игры получают лишь новые варианты концовок, персонажей и уровни. Несмотря на наличие патента, EA не стала судиться с другими компаниями, которые выпускают к своим играм загружаемые дополнения.

Прохождение квестов с друзьями

Принадлежит: Zynga

Цитата из патента: «Друзьям игрока посылается запрос на вступление в команду и участие в выполнении задач. Каждый член команды, ответивший на запрос, получает свою задачу».

В чем суть:Патент когда-то успешной компании Zynga описывает инфернальную социальную механику «пригласите друзей, чтобы они дали вам две доски и полили грядки, после чего вы сможете пройти квест». Несмотря на то, что автоматически рассылаемые запросы от играющих в какую-нибудь ерунду друзей хоть раз приводили в ярость любого пользователя Facebook, сегодня Zynga терпит жуткие убытки. Как говорится, karma is a bitch.

Шары из мусора

Принадлежит: Namco

Цитата из патента: «Игровой метод расстановки множества объектов, состоящий из: множества объектов, которые приклеиваются к рабочему объекту в виртуальном пространстве, управления вращением и движением рабочего объекта согласно командам игрока, а также вращения и движения рабочего объекта во время приклеивания объектов, с которыми контактирует рабочий объект.»

В чем суть: Еще одна невероятная формулировка, за которой скрывается одна из самых удачных игровых механик последнего десятилетия. Текст патента описывает, как именно шарик из Katamari Damacy приклеивает к себе различные предметы, разрастается в объеме, но при этом всегда остается относительно круглым: за несложной с виду системой стоит огромное количество расчетов, и Namco решила, что это изобретение останется за ней.

И это — далеко не полный список интересных патентов, которые принадлежат игровым компаниям. Иногда юристы издателей патентуют какое-нибудь незначительное изобретение просто «на всякий случай» и потом даже не вспоминают о нем. Ведь прогресс патентами не остановишь: гораздо чаще это подстегивает других издателей и разработчиков придумывать альтернативные решения, которые оказываются даже удачнее, чем запатентованные конкурентами.

Смотрите также
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться