The Boston Major 2016 Перейти

Долг и свобода каждого

Дима Смольный (пользователь)

Данный фичер не является политическим и призван лишь отразить реалии и различия жизни в Украине и России через призму всеми любимой культовой игры

Когда я впервые опробовал S.T.A.L.K.E.R., мне было всего 14. Чтобы запустить игру на топовой конфигурации по меркам 2004 года, мне пришлось познакомиться с назначением файла подкачки и урезать почти все настройки, без преувеличения, шикарного X-Ray Engine до минимума. Упуская все прелести мощнейшей по тем временам технологии, я, кажется, прошел мимо еще одной уникальной составляющей.

В 14 лет я не искал аллегорий. Более того, я вряд ли задумывался об их существовании. Так я, даже не попытавшись разобраться в сути происходящего, сходу принял предложение совершить налет на лагерь свободовцев. Перебив примерно 2/3 тамошнего населения, я обрек себя на пожизненную вражду с этой группировкой в угоду второстепенному заданию. Упустив добрую треть игры, и не узнав о наличии всех тягот морального выбора, я ничего не заметил и продолжил свой знаменосный галоп по локациям и сюжету. В наказание за такой дилетантский подход, моего Меченого два прохождения кряду завалило грудой обломков, принимаемых героем за золото. Но вместо того, чтобы раскаяться, я посмотрел оставшиеся 6 финальных роликов на Youtube и изобрел популярную в среде своих друзей шутку. «Да здесь заставка круче, чем в сталкере!» — каждый раз говорили мы, запуская очередной эмулятор первых частей Sonic’а на PSP.

Спустя 7 лет все совсем иначе. Живу я в новоиспеченной территориальной единице Российской Федерации. В городе федерального значения, в городе русской славы, в городе-герое Севастополе, что приютился на стыке южного и западного побережий Крымского полуострова. Волею судеб, недавно я стал гражданином нового государства. И, в последнее время, меня все чаще навещает осознание того, откуда же была взята одна из многих, но в то же время одна из самых достоверных и ярких сталкерских аллегорий.

Севастополь — самый русский город на земле

Прожив 20 лет в Севастополе, входившем в состав Украины, мой патриотизм воспитывался на истории родной земли. На героической истории русского Севастополя и параллельно на истории края под названием Украина. И вот, уже пятый месяц будучи гражданином РФ, я начинаю понимать, что же GSC тогда имели в виду и какой смысл вкладывали в конкуренцию двух крупнейших сталкерских группировок.

Наверняка вы уже догадались, к чему я клоню. Фракция «Свобода» уж очень походит на Украинское государство, в то время как «Долг» гораздо более сродни Российскому. И сейчас эта аллегория ощущается особенно остро. В России, оказывается, нужно носить с собой паспорт и строго следовать строгим, но вполне логичным правилам. Оказывается, в этой стране есть непрекословный лидер, есть сильная армия, есть долг. Долг перед родиной, которой граждане действительно обязаны. И отдать этот долг России – дело столь же почетное, как и быть свободным и никому ничего не должным гражданином Украины. С подписанием соответствующих документов все мы здесь будто бы вступили в «Долг».

Нашивки «Долга» и «Свободы». Не нуждаются в дополнительных комментариях

Прошедшие годы, напротив, я ощущал себя будто бы членом «Свободы». У Украинского государства и его гражданина отношения такие же неуставные, как и у свободовцев со своим командиром. Мы вроде как были вместе, но в то же время каждый сам за себя. Мы были объединены одной территорией, но в то же время друг другу ничего не должны. Мы жили бок о бок одной идеей и духом свободы, под низкие ноты старой гитары, но в любой момент могли уйти.

Такой дизайнеры GSC Game World видят «Сталкерскую Сечь»...

Да и устройство фракции желтых говорит само за себя. Народовластие плавно перетекающее в анархию и атаман Лукаш на птичьих правах, как связующий орган. Картина как 2 капли отражающая времена Запорожской Сечи. И сама идея поселения свободных и равных людей – прямиком из низовий Днепра XV века, а армейские склады – будто помятая крепость на острове Хортица.

«Долг» – напротив, дисциплинированная и четко структурированная организация с четкими целями и отлаженными механизмами управления. А генерал, что само по себе символично, Крылов – точь в точь царь-батюшка или генсек. А фамилия-то какая известная!

...а так выглядит Сечь настоящая в ее современной интерпретации. Историко-культурный комплекс открыт для посещения всеми желающими. Месторасположение — г. Запорожье, остров Хортица, который, к слову, занял первое место во Всеукраинском голосовании на конкурс «7 чудес Украины»

Помимо косвенных и довольно абстрактных признаков, есть еще множество однозначных. Так в лагере «Свободы» большая часть обитателей «балакает» с ярко-выраженным украинским акцентом. А на фирменной нашивке каждого сталкера в пределах армейских складов красуется желто-синий флажок и владимирский золотой тризуб. Вместо слова «свобода» на изображении вышит украинский аналог – «воля». Конечно, это можно было бы счесть условностью и списать на то, что действие игры происходит на территории Украины, но тогда и на эмблеме «Долга» красовалось бы украинское «борг».

Не знаю, какой именно смысл сценаристы вложили в непримеримое противоборство двух группировок. Но уж наверняка это был не конфликт, как таковой, а конфликт мировоззрений и менталитетов. Не смотря на братскую сталкерскую кровь, группировки по-разному видят Зону и себя самих. Уверен, в схватке с контроллером или лишенным рассудка монолитовцем сталкеры непременно встали бы по одну сторону. Но во всех прочих ситуациях суровые мужики не испытывают неприязнь конкретно друг к другу, а лишь в недоумении чешут репу над тем, откуда у оппонентов такое неправильное, по их мнению, восприятие мира.

Возможно, GSC хотели этим конфликтом отразить давно волнующую всех украинцев проблему. Не смотря на братскую кровь и общие корни, украинцы и русские – все же два разных народа с уникальным самосознанием и теперь уже с разным территориальным и государственным устройством. Возможно, этот конфликт намекал, что если Россия является правопреемником всех тех великих достижений, сделанных в советское время, то не стоит приписывать себе и достижения пост-советского периода. S.T.A.L.K.E.R. – игра созданная силами украинской компании и изданная на деньги американской THQ. И любому из украинцев было слегка невдомек, почему вся российская пресса окрестила хит «великой отечественной российской игрой».

А возможно, GSC Game World и не намекали ни на что вовсе. Быть может все эти параллели и домыслы – чистая случайность. Однако, одно ясно предельно точно. Возможность предполагать, интерпретировать сюжет на свой лад, задуматься над чем-либо, искать загадки и ответы на них – это та самая уникальная черта, отделяющая великое от посредственного, шедевр от халтуры. Поэтому один единственный факт остается неоспоримым – S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl – действительно великая отечественная игра.

Смотрите также
Counter-Strike, в который играют люди
Фичер
Counter-Strike, в который играют люди
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Фичер
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Голосуй за будущее Revelation
Фичер
Голосуй за будущее Revelation
Дата выхода

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow Of Chernobyl

PC (Windows)
Альтернативное название: S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
9.0
Оценка редакции
Читать рецензию
7.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатели
THQ, GSC Game World
Локализаторы
CD Projekt RED, Focus Multimedia, PAN Vision,
Режимы игры
одиночный режим, локалка, обычная игра в интернете
Модель распространения
дисковый ритейл, платная цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться