Дворец, который можно ломать

Sani Tarium (пользователь)

Как видеоигры помогают бороться со стрессом

У многих из нас счётчик возраста довольно давно показывает двузначное число, а у некоторых это число не раз успело сменить первую цифру. Мы, серьезные взрослые, копим стрессы да заботы и уже с трудом вспоминаем себя за коробкой пластилина или книгой сказок. А ведь из детской литературы иногда можно почерпнуть стоящие мысли — возьмём хотя бы проблему стрессов и борьбы с ними. В рассказе «Дворец, который можно ломать» замечательный детский писатель Джанни Родари решает её на удивление эффективно. Для удовлетворения потребности детей в разрушениях, а взрослых — в спуске пара администрация выдуманного городка решает построить роскошное здание, которое можно весело разнести до самого фундамента. Нам, скучным невыдуманным людям, приходится выискивать менее разрушительные способы сбросить напряжение, и целое море возможностей для этого щедро предоставляет гейм-индустрия.

Вы хотите поговорить об этом?

Вряд ли целебные свойства видеоигр — одна из главных тем, которые разработчики обсуждают на брифингах в процессе создания своих проектов. И все же они умудряются предлагать нам способы психологической разрядки, которым отдаст дань уважения любой дипломированный психотерапевт. Играм не нужны особенные ухищрения вроде двадцать пятого кадра, чтобы вершить благие антистрессовые дела — достаточно добротного сюжета, бодрого геймплея и сносной визуальной составляющей. Наверняка многим знаком термин «эскапизм», или уход от реальности — именно это по большей части и делает такими желанными и приятными проведенные за клавиатурой/геймпадом часы. Конечно, в этом вопросе не обходится и без подводных камней, но это уже совсем другая история (да и «все-хорошо-в-меру» материалов и так написано более чем достаточно). Но побег от серых будней — далеко не единственное, что мы можем найти в пикселях и полигонах.

Предприимчивый итальянец Кристиан Кастаньоли соорудил настоящую комнату гнева — за 50 долларов любой желающий может разрушить все, что в ней находится

Есть в психологии такое занятное определение — «отреагирование эмоций». Ругнуться нехорошим словом, стукнув молотком по пальцу вместо гвоздя, швырнуть в стену телефон после неприятного разговора, отвесить пощечину тому, кто довел до белого каления — все это оно, то самое отреагирование. Чтобы освободиться от неприятных мыслей, можно помолотить боксерскую грушу или прокричаться в подушку, главное, не робеть и дать себе волю. Совет «не держи в себе» очень толковый по своей сути, но, увы, он далеко не всегда может принимать социально приемлемые формы. С другой стороны, смиренное накопление всякой эмоциональной шелухи вполне способно нанести предательский удар по вам самим. И вот тут на сцену выходят интерактивные развлечения, идеально подходящие для того, чтобы выплеснуть скопившуюся агрессию. Рассмотрим особенно действенные и не всегда очевидные психотерапевтические уловки видеоигр.

Устрой дестрой

Славное слово «разрушаемость» уже давно стало одним из показателей качества в современной гейм-индустрии. Это вполне логично — чем выше интерактивность окружения, тем реалистичнее сеттинг и полнее погружение. Но мы-то с вами знаем, как обстоят дела на самом деле. К примеру, в адвенчурах вроде The Legend of Zelda веселый вандализм в виде уничтожения попадающихся на пути ваз пытаются оправдать поиском полезного лута. В недавней Enter the Gungeon тоже есть возможность радостно крушить предметы, и, хотя из них не выпадает ровным счетом ничего, как правило, игроки продолжают с упоением зачищать локации от безобидных книжных стопок.

Давай, Линк, не стесняйся

Как говорил Шелдон Купер, «в мире не хватит ромашкового чая, чтобы успокоить ярость в моей груди». Так и нам, переполненным раздражением и негодованием, для обретения душевной гармонии может быть недостаточно расколотого виртуального горшка. У видеоигр есть козырь и на этот случай — как насчет того, чтобы обрушить целый нарисованный небоскреб? Эту уникальную возможность игрокам предоставил Battlefield 4, да и многие другие современные игры милостиво позволяют снести пару-тройку провинившихся зданий. Но все же одним из лучших «дворцов, которые можно ломать» по сей день остается проект 2009 года — Red Faction: Guerrilla. Окружение здесь полностью разрушаемое — все верно, можно превратить игровой мир в абсолютно лишенную построек пустыню «просто потому, что могу».

Ваш внутренний Халк будет плакать от счастья

Я просто хочу видеть мир в огне

Снос зданий и аннигиляция всяческой мебели — дело приятное и зачастую геймплейно обоснованное, но это не единственный способ, которым геймер может загасить внутренний огонь войны. Некоторые видеоигры позволяют учинить на виртуальных улицах тотальный беспредел, а то и поощряют такое желание. Взять хотя бы гоночный симулятор Burnout: Paradise. Мало того, что игра одобряет эффектные автомобильные аварии, так в ней еще и есть специальный режим, который так и называется — «Беспредел». Чем больший ущерб вы нанесете проезжающим машинам, тем лучше (автобус, к примеру, самая дорогая и желанная добыча).

Сказать, что это весело — ничего не сказать

Для тех, кому недостаточно громить бездушные железки, существует старый добрый Carmageddon. Навешав на свое транспортное средство побольше устрашающих шипов, вы сможете не только крушить соперников по гонке, но и безжалостно давить похожих на картонные фигуры пешеходов и животных (погодите, поборники морали, для вас у автора заготовлена пара аргументов под конец статьи). Обожаемая многими серия GTA разрешает нам заниматься практически тем же самым, только без мультяшных брызг крови и с использованием богатого оружейного арсенала. Здорово расслабить может и Prototype — зачастую игроки предпочитают создавать на улицах локальный филиал ада, а не проходить скучные миссии по уничтожению цистерн.

Алекса Мерсера стоит обходить стороной не только монстрам

Апогеем внутриигровой вседозволенности может похвастаться скандальная Postal, известная, наверное, каждому геймеру. Из-за обилия шок-контента и сортирного юмора эту игру нельзя посоветовать в качестве антистресс-развлечения широким массам, но некоторые игроки точно смогут найти в ней отдушину.

Доктор Зло

В видеоиграх вы можете примерять на себя самые разные роли — от куска хлеба до повелителя цивилизаций. Неудивительно, что иногда нам выпадает шанс побыть и виртуальными негодяями. Отыгрыш таких ролей иногда просто бальзам для плохого настроения. Часто видеоигры предоставляют нам выбор — скажем, в Infamous мы можем предпочесть злодейский путь в качестве альтернативы стезе народного героя, а в Black & White Питера Молинье играем роль доброго либо злого божества.

Если вы решили быть злым богом в Black and White, то ваша божественная длань постепенно станет отчетливо злой на вид

Еще до Black and White Молинье приложил руку к созданию игры под девизом «Зло — это хорошо», а именно знаменитой Dungeon Keeper. В ней геймерам предстояло бороться с силами добра в качестве инфернального Хранителя Подземелья. Иногда разработчики бескомпромиссно и сурово толкают нас на плохие внутриигровые поступки, не оставляя ни малейшей лазейки на светлую сторону. В квесте Lucius мы управляем, к сожалению, не отцом Драко Малфоя, а гораздо более демонической личностью — сыном самого Люцифера. В игре отовсюду торчат уши книги Дэвида Зельцера «Омен», поэтому можно догадаться, что всех, кому посчастливилось столкнуться с Люциусом, не ждет ничего хорошего.

Люциус, ты уроки сделал? Люциус? Л-люциус?..

Но все же наш маленький Мефистофель — во всех смыслах просто ребенок по сравнению с главным героем аркадного шутера Hatred. Этот индивид решил, что его святой целью является убийство всех человеков, и на протяжении всей игры он методично выполняет свою миссию. Проект неоднозначный, противоречивый и крайне жестокий, но именно это делает его почти идеальным для сброса эмоционального багажа уставшими взрослыми людьми. Утверждение не голословное — к примеру, в 2010 году американский профессор Кристофер Дж. Фергюсон предложил группе подопытных поиграть в жестокие видеоигры за «плохих парней», и в итоге выявил у них снижение враждебности и депрессии.

Мал золотник, да дорог

Вряд ли найдется хотя бы один крупный игровой издатель, который позволит себе посвятить солидный проект исключительно борьбе с психологическим дискомфортом игроков. А вот мобильные и флеш-игры вполне на это способны, поэтому, наверное, только среди них можно найти чистые образчики жанра «антистресс». Самыми популярными развлечениями этого типа по праву можно назвать таймкиллеры в духе Beat the Boss. В одноименной серии игр для Android нас побуждают перестать терпеть издевательства мультяшного начальника Джо и излить на него ненависть, используя огромный набор подручных предметов. Холодное и огнестрельное оружие, бутылки, тарелки, дротики, электрический ток, живые осьминоги — это только малая часть из доступных бед, которые вы можете обрушить на голову ненавистному усатому типу.

Непонятно, чему так рад Джо

Флешка Whack Your Boss предлагает отыскать пятнадцать способов расправы над начальством, а в Woodoo Boss вы, как заправский шаман, будете пытать истошно орущую тряпичную куклу. Не всегда источниками раздражения являются вышестоящие чины, но авторами флеш-игр учтено и это. Перед началом экзекуции Baffotron просит нас впечатать в специальное поле имя жертвы, в роли которой выступает невозмутимый мужчина в галстуке. Ну а обладатели устаревшего и постоянно виснущего железа наверняка отведут душу в Destroy the Computer. «Дешевле, чем в реальности» — резонно гласит описание игры. Перечислять можно долго — по запросу «stress relief games» любой поисковик не скупясь отсыплет вам целую кучу абсолютно бесплатных онлайн-флешек на любой вкус и гнев.

В Desktop Destroyer вы можете уничтожить собственный рабочий стол

Итоги

Помимо нарочито жестоких и деструктивных игр благое дело борьбы со стрессом вершит еще одна большая группа цифровых развлечений — релаксанты (Flower, Flow, Tengami и многие другие). Но они явно заслуживают отдельного материала, так как давят на совсем другие точки и задействуют кардинально противоположные механизмы. Видеоигры — поистине уникальный и перспективный материал для работы с психикой, ведь в виртуальной среде можно смоделировать практически любую ситуацию без какого-либо вреда для настоящих предметов и живых существ. Одним из главных аргументов противников видеоигр было и остается якобы провоцируемое ими насилие. Но вот что любопытно, многочисленные опыты и исследования с завидным постоянством доказывают в точности противоположный факт — чем кровавее, мрачнее и злее игра, чем больше игрок прострелил виртуальных голов и взорвал виртуальных зданий, тем более спокойным и уравновешенным он становится в реальной жизни. Вышеупомянутый профессор Фергюссон выявил прямую зависимость между уровнем подростковой преступности и релизами жестоких игр. В промежутке между 1996 и 2011 самыми спокойными и свободными от бесчинств юных бандитов оказались годы, наиболее урожайные на суровые проекты. Конечно, нельзя забывать о возрастных цензах и индивидуальных особенностях игроков, делая черно-белые выводы, ведь только ситхи все возводят в абсолют. Но согласитесь, гораздо проще обвинить в том или ином печальном инциденте видеоигры, а не нездоровую психику преступника, которого с тем же успехом может спровоцировать недобрый взгляд соседа или строчка мрачной песни. Поэтому, ребята, без зазрения совести keep calm and play games.

Смотрите также
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться